— И что вы находите в этой Вульфович?! — кажется, искренне изумился мой сосед по общежитию, студент иняза. — Лекции как лекции, ничего особенного…
Было это в достопамятные студенческие годы. Товарищ тот с той поры славно потрудился и на комсомольской, и на партийной ниве. Да и сейчас пополняет ряды каких-то функционеров. Кто тогда знал, какие дороги лежат перед нами…
А вопрос тот — «что вы находите в этой Вульфович?» — помню до сих пор. И ответа на него не могу найти. Точнее — много ответов на этот вопрос, и каждый, кто знал Тамару Львовну, обязательно перечислит то, что, на его взгляд, было главным, то, что втягивало его в орбиту Вульфович. Но если много ответов — значит ответа нет. Вульфович — это как музыка, на которую либо есть слух, либо его нет.
Загадка Тамары Львовны, ее феномен — в том, что она учила не только избранному раз и навсегда предмету. Она учила прежде всего свободе и самостоятельности мысли — первому и определяющему качеству настоящего интеллигента.
Это благодаря ей свинцовые времена обретали краски.
Это она организовывала в городе просмотры фильмов Тарковского и Параджанова.
Это после ее занятий университетские лестницы становились залами поэтических турниров.
Это на организованных ею обсуждениях премьер и выставок оттачивалось эстетическое чувство многих поколений.
А спектакли ее театра, знаменитого театра КГУ, четверть века собиравшего зрителей на свои постановки…
А ее лекции, с которыми она объехала не один раз всю область, неся заброшенным «в глубинку» учителям новые знания, методики, идеи…
Вульфович никогда не позволяла себе политических оценок. Но у нее была железная нравственная позиция, которая заставляла считаться с ней даже тех, кто не считался ни с кем. Ее спокойная убежденность в незыблемости категорий Справедливости, Добра и Подвижничества помогала всем, кому довелось общаться с этим удивительным человеком.
Выпускницей Московского пединститута она приехала в разбитый войной город и до конца жизни была верна ему, вместе с небольшим кругом таких же энтузиастов формируя кадры интеллигенции Калининграда. И без этого подвижнического труда город наш потерял бы значительную долю своей красоты и своеобразия. Без нее не образовалось бы это удивительное явление — калининградская интеллигенция, многократно укатанная идеологическими катками и все же — живущая, активно борющаяся.
Трудно представить город без нее, попросту невозможно. С ее уходом ушла в прошлое целая эпоха, и встречать новые времена без таких людей, как Тамара Львовна Вульфович, трудно.
Будем же помнить всегда ее уроки Справедливости, Мудрости и Добра. Это бесценное наследство.
Об авторе: Валентин Адольфович Егоров (1951—2005), выпускник Калининградского государственного университета 1973 года, капитан 1-го ранга в отставке, журналист.
Опубликовано: «Прошла, овеяла крылом…» С. 283—286.