ЗАДАНИЕ 1: Сочинение
ТЕМА: "Собачье сердце", М.А. Булгаков.
В эпилоге повести « Собачье сердце » профессор Преображенский отвечает следующим образом на предъявленные ему обвинения об убийстве Шарикова:
« - Ничего не понимаю, - ответил Филипп Филиппович, королевски вздергивая плечи, - какого такого Шарикова? Ах, виноват, этого моего пса... которого я оперировал?
- Простите, профессор, не пса, а когда уже он был человеком. Вот в чем дело.
- То есть он говорил? - спросил Филипп Филиппович. - Это еще не значит быть человеком. Впрочем, это не важно. Шарик и сейчас существует, и никто его решительно не убивал. »
Опираясь на внимательный анализ данного отрывка и на всю повесть, объясните, можно ли прочесть данное произведение как философскую притчу?
Исправление:
Вариант введения:
1) Вводная фраза и определение контекста (с упоминанием только той информации, которая непосредственно необходима для понимания сюжета/текста)
Повесть "Собачье сердце" была написана в 1925 году М.А. Булгаковым (хотя и была опубликована лишь в 1987 г.), то есть в самый разгар / в эпоху НЭПа (Новой Экономической Политики), другими словами, в эпоху становления новой советской системы / нового советского общества и напряженных размышлений о возможности создания нового человека: развиваются евгенистические теории, ставятся опыты / проводятся эксперименты по омоложению.
2) Непосредственный АНАЛИЗ цитаты из сюжета и самого сюжета.
Как раз в эпилоге повести Профессор Преображенский оправдывается перед домоуправлением по поводу поставленного им опыта / проведенного им эксперимента: окончательно убедившись в несостоятельности затеи воспитания "настоящего" человека, Преображенский, после того как нечаянно придал человеческий вид дворовому псу, заново превращает Шарикова в пса Шарика. В цитированном обмене реплик профессор обнаруживает свое истинное - высокомерное ("королевски вздернул плечи", "этого моего пса") отношение к Шарикову и свое настоящее мнение о том, что такое человек.
3) Проблематика, сформулированная на основе анализа сюжета и происходящая из сюжета.
Таким образом данная повествовательная линия действительно соответствует фабуле философской притчи, в которой операция над Шариком служит иллюстрацией более абстрактных размышлений о том, что составляет суть человека. Тем не менее, данная фабула также тесно связана с эпохой написания произведения и развивается на фоне ярко описанного исторического контекста, выступая не в меньшей мере как средство для сатиры на булгаковскую современность.
4) Таким образом ваши части определены вместе с проблематикой (философская притча или злободневная сатира на современность?), и это дает вам возможность закончить на фантастическом аспекте - описываемая реальность приобретает фантастические черты, что и способствует восприятию произведения как "притчи", то есть произведения аллегорического.
ЗАДАНИЕ 2: АНАЛИЗ ТЕКСТА
ТЕМА: Проза 1920-х годов.
Прочитайте следующий отрывок из романа « Белая гвардия » Михаила Булгакова и прокомментируйте его, обращая особое внимание на то, каким образом внутренний монолог главного героя олицетворяет процесс расставания с детством на фоне текущих исторических событий.
Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. Восемь лет провел Турбин в ней, в течение восьми лет в весенние перемены он бегал по этому плацу, а зимами, когда классы были полны душной пыли и лежал на плацу холодный важный снег зимнего учебного года, видел плац из окна. Восемь лет растил и учил кирпичный покой Турбина и младших - Карася и Мышлаевского.
И ровно восемь же лет назад в последний раз видел Турбин сад гимназии. Его сердце защемило почему-то от страха. Ему показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань. О, восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного. Серый день, серый день, серый день, ут консекутивум, Кай Юлий Цезарь, кол по космографии и вечная ненависть к астрономии со дня этого кола. Но зато и весна, весна и грохот в залах, гимназистки в зеленых передниках на бульваре, каштаны и май, и, главное, вечный маяк впереди - университет, значит, жизнь свободная, - понимаете ли вы, что значит университет? Закаты на Днепре, воля, деньги, сила, слава.
И вот он все это прошел. Вечно загадочные глаза учителей, и страшные, до сих пор еще снящиеся, бассейны, из которых вечно выливается и никак не может вылиться вода, и сложные рассуждения о том, чем Ленский отличается от Онегина, и как безобразен Сократ, и когда основан орден иезуитов, и высадился Помпеи, и еще кто-то высадился, и высадился и высаживался в течение двух тысяч лет...
Мало этого. За восемью годами гимназии, уже вне всяких бассейнов, трупы анатомического театра, белые палаты, стеклянное молчание операционных, а затем три года метания в седле, чужие раны, унижения и страдания, - о, проклятый бассейн войны... И вот высадился все там же, на этом плацу, в том же саду. И бежал по плацу достаточно больной и издерганный, сжимал браунинг в кармане, бежал черт знает куда и зачем. Вероятно, защищать ту самую жизнь - будущее, из-за которого мучился над бассейнами и теми проклятыми пешеходами, из которых один идет со станции "А", а другой навстречу ему со станции "Б".
Черные окна являли полнейший и угрюмейший покой. С первого взгляда становилось понятно, что это покой мертвый. Странно, в центре города, среди развала, кипения и суеты, остался мертвый четырехъярусный корабль, некогда вынесший в открытое море десятки тысяч жизней. Похоже было, что никто уже его теперь не охранял, ни звука, ни движения не было в окнах и под стенами, крытыми желтой николаевской краской. Снег девственным пластом лежал на крышах, шапкой сидел на кронах каштанов, снег устилал плац ровно, и только несколько разбегающихся дорожек следов показывали, что истоптали его только что.
И главное: не только никто не знал, но и никто не интересовался - куда же все делось? Кто теперь учится в этом корабле? А если не учится, то почему? Где сторожа? Почему страшные, тупорылые мортиры торчат под шеренгою каштанов у решетки, отделяющей внутренний палисадник у внутреннего парадного входа? Почему в гимназии цейхгауз? Чей? Кто? Зачем? Никто этого не знал, как никто не знал, куда девалась мадам Анжу и почему бомбы в ее магазине легли рядом с пустыми картонками?
Михаил Булгаков, « Белая гвардия », 1923-1924.