Аннотация объекта нематериального наследия «Семейная обрядность Заринского района»
Объект нематериального наследия «Семейная обрядность Заринского района» включает дневниковые материалы В. И. Бодровой, записанные на территории Заринского района в экспедиции Центра фольклора и народных ремёсел Алтайского края в 1992 г.. Данные материалы в настоящее время хранятся в Фольклорно-этнографическом архиве Государственного художественного музея Алтайского края.
Территория Заринского района относится к числу самых ранних мест поселения сибирских старожилов, однако здесь обосновывались и поздне-российские русские переселенцы рубежа XIX-XX веков, а так же представители других национальностей -украинцы, белоруссы, мордва, коми-зыряне. Традиции сибирских старожилов являются основополагающими в данном районе, их освоили и сохранили даже представители коми-зырян в с. Зыряновка, как ни парадоксально, не сохранившие своих исконных традиций. Семейная обрядность, за исключением свадьбы, является наименее сохранившейся в традиционной культуре ввиду утраты своей актуальности в связи со сменой уклада жизни в советское время. В данном ОНН рассматривается родильно-крестильная и похоронно-поминальная сибирских старожилов, проживающих на территории Заринского района.
Уникальностью данного объекта является то, что в нем представлены не изданные дневниковые материалы, собранные в экспедиции 1992 г. Центра фольклора и народных ремёсел Алтайского края. Информантами по обрядности являются жители старожильческих поселений, родившиеся в начале ХХ века, т. к. с 30-х годов ХХ века естественное бытование народных традиций прекратилось и сохранялось лишь в памяти старожилов, заставших их реальное существование. В настоящее время хранителей традиций уже не осталось в живых, и они полностью утрачены.
Колыбельные песни с. Смирново Заринского района не исполняются современными фольклорными исполнителями. Исследователями традиционного фольклора старожилов Заринского района являются Бодрова В. И.. Ищенко О. В., Герасимова Н.А..
Колыбельные с. Смирново
Семейная обрядность Заринского района.
В традиционной семейной обрядности наименьшей сохранностью отличается родильно-крестильная обрядность, что можно объяснить утратой актуальности данных обычаев в советское время, когда функция принятия родов перешла от семейно-общинного регламентирования к государственной системе медицинских учреждений, а проведение крестин было затруднительно в связи с запретом церковных обрядов. Однако похоронно-поминальная обрядность сохранилась лучше, т. к. эти традиции бытовали в семейной сфере, не подверженной влиянию государства, и этот этап перехода души в иной мир был очень значим для народного мировоззрения. Данный реферат составлен на основе дневниковых записей В. И. Бодровой комплексной фольклорно-этнографической экспедиции 1992 года в Заринском районе Центра фольклора и народных ремёсел Алтайского края.
Родильно-крестильная обрядность
С. Смирново
Информант Славнова Евгения Ивановна 1906 г. р..
Родины.
Бабушка (принимать роды) не могла отказаться.
Послед в подпол закапывали.
Руки размывали водой (кто принимал роды). Дарят (ей) полотенце, мыло. Деньгами платили. Лён мяла – отрабатывала. Одну баню измяла, сушили в бане.
Мать не была крёстной. Имя (давали) на 3-й день какое понравится.
Крестины.
Через неделю крестили, в воскресенье. Покрестишь – успокоится. Без церкви – погружали. Крёстная дарила рубашку и крестик.
Крестины. В кашу – (клали) копейку, кому попадёт – богатый будет. И ребёнка кашей кормили.
Приметы о поле ребёнка
Баба – мешок, что положит – то несёт. Если в первый раз в правом боку пошевелится – мальчик (будет, если в левом) – девочка. Направо живот больше – мальчик. Налево – девочка. Тот счастливый, у к4ого и девочка, и мальчик. Если меньше – девочка.
С. Боровлянка
Информант Герасимова Надежда Афиногеновна. 1917 г. р..
Хрёстные из родных хрестнику несли полотенец, холста, рубашку. Хрестили только по праздникам. Когда служба. На хрестинах – кашу пшённую, на кашу – подарки.
Похоронная обрядность.
Давно на 2-й день хоронили и только родные ходили днём в 14.ч.. Носили на носилках. Деревянные ложки давали (тем, кто был на поминках).
Информант Рыкова Вера Трифоновна !904 г.р., родители – «рассейские».
Прощание с умирающим.
Прощался – за руку схватил, поцеловал.
Приготовление к погребению.
Кладут повдоль полу, ногами впрерёд. Обмывают мылом, тряпочкой. Обмывальщице платят и на поминки приглашают. Кладут повдоль полу, ногами впрерёд. Обмывают мылом, тряпочкой. Обмывальщице платят и на поминки приглашают.
Венчальную одежду оставляют (на похороны). С пуговками одежда. Поясом женщину (повязывают), и платок. Под венцом кто стоял – 2 платка. У одного платок назад завязывают, другой – вперёд. Красное нельзя в одежде – не принимают. Крест одевали.
Раньше гробы делали заранее, долблённые. В гроб, стружки, поверх – коленкор. Свечки – когда в гроб положат.
Богородской травой окуривали по избе, вокруг стола против (солнца). Гроб и могилку, и на 9-й и 40-й день.
Постель и одежду на улицу выносят, сжигают. Стирают, бывает.
Отпевание.
Отпевают – всем (дают) по половине свечки. Песком в гроб кругом (сыпят) и забивают в церкви.
Похороны.
Хоронют на Красной горе. Работу – было – прекращали в день похорон. На похоронах – всё чёрное, и голова покрыта. Покрыв. Сверху - домой
В 2 часа дня хоронили. Прощаются – помолятся, прости меня, целуют.Родные, как вынесут (покойного), посидят на его месте, потом выходят.
Завязывают чашечку, ложечку, печенье, пряники - милостыню первому встречному попавшемуся (подают).
Платочки раздают как вынесут и на могилках.
Родственники не носят. Несут сперва 4 человека до горы на носилках, на полотенцах. Зимой на санях, на лшадях. Спереди – крест, покрышку, венки.
Беременным нельзя к покойнику.
(Самоубийц) хоронят на общем кладбище.
Святая смерть в родах выходит. Ребёнок у мёртвой беременной выходит. Вместе хоронили.
Вход – по солнцу, крест – в ноги. Полотенце на кресте. Священники – отдельные могильники. Лопатки на могилу покладут как выкопают. Водку подают, когда копают. Стопу оставляют на могилках. Святы Боже поют, когда закапывают.
Руки моют после похорон. Сначала бабы, потом – мужики. Где-то – наоборот.
Беременным нельзя на похороны ходить.
Поминки.
Выйдет и кричит на поминки: «Идите все обедать». Нельзя отказываться от милостыньки (за упокой) и от обеда (поминального). Надо перекреститься. (Говорили:) Ты мной морговуешь, (когда) не пошла обедать. Богородской травкой кадят на поминках. (На поминках) – с пучкой суп, пироги, стебель - пельмени. Головки – каша – в суп кладут. Блины и кашу рисовую сладкую. 3 блюда обязательно опростать. Последний – компот. Ели из общей посуды. Ели только ложками, ножи, вилки нельзя. Перед обедом молились и после. Благодарили покойника. Желали Царства Небесного. Потом – хозяева. Подарки (поминающим) заранее готовят. Расподавывают конфеты на уход.
В постный день всё постное едят.
Воду в стакане каждый день в переднем углу на божничке меняют. Душа пьёт. Вода – 40 дней. Удавленнику, утопленнику – на окно, и на поминки всю еду.
Своим – до 40 дней не пьют. 40 дней петь нельзя, когда хоронют.
Все 40 дней – Сорокоуст за деньги заказывают.
3 года – обед и обедню. Потайная милостыня – удавленнику и утопленнику, под дверь. Петухов (дают) по удавленникам, чтоб отпел.
На родительскую сыпали пшено (на могилку).
Во сне в воде (умерший) – топишь слезами.
Мордовские обычаи
Подают пряники при покойнике – он есть хочет. Курицу живую подают через гроб хоть кому перед выносом. Баня перед обедом. Обед – до 12 часов.
С. Ново-Копылово
Информант Колмакова Мария Ивановна. 1906 г. р..
Увидишь, что умират – нельзя трогать. Видишь, что плохой – прошасся сним: Прости Христа ради, може я что плохое сделала.
Душа летит – надо трубу открывать.ькогда умирает. Потерял ангел её, он летат, летат где она ходила, а потом уж совсем потерят. Ангел её ищет, допускает к своим. До 40 дней душа летает между ангелами чёрными и светлыми.
Поясок из коленкора на рубаху (надевают). Тёмная одежда, платок чёрный.
В гроб – 20-30 коп и в могилку (бросают) – свой домик выкупать.
Хорошо помянешь – человек кверьху лисом лежит, плохо – книзу. Стопку выпьешь – в глаза льёшь покойнику на поминках.
Приметы.
Позудится переносица - к покойнику. Лодка – к покойнику (снится).
Покойник (снится) – к бурану, к дождю. Помяни сама: Царствие небесное, хоть водищку запей.
Сено (снится) – свой шум. Если сама работаешь – ещё больше шум твой. Суседи – не твой шум.
На поминках для покойника на стол чашку и ложку (кладут).
Таким образом, помимо осколочных сведений по родильно-крестильной обрядности, достаточно целостно в Заринском районе сохранилась похоронная обрядность. Которая находится в русле традиций сибирских старожилов.
Вот теперь меня простите – духовный стих, который пели при покойнике перед похоронами. Записан в Заринском районе ЦФНиР, диск 15 ФЭФ ГХМАК
Вот теперь меня простите –
Час разлуки мне настал.
Вы молитву вознесите –
В этом мире жить устал.
Ухожу от вас навечно
Все к премудрому Творцу.
Помолитеся сердечно –
Жизнь моя пришла к концу.
Знать, Господь послал за мною,
Земной жизни мне конец.
Переселюсь в мир иной жа,
Где премудрай наш Творец.
Вы на гроб поставьте свечи,
Полотном прискройте прах.
Не могу сказать вам речи,
Предо мной – великий страх.
Перед вами лежит тело,
Предумолкнули уста,
А душа моя взлетела,
Я прошу ради Христа.
Уж, вы, дети мои милые,
Не забудьте проводить меня.
Проводите до могилки,
Разлучаюсь с вами я.
Уж, вы, братья, мои сестры,
Вы - по духу мне друзья.
Приходите, посмотрите –
Господь чудо сотворил.
Слетел ангел Божий с неба -
Душу с телом разлучил.
Летит тело без дыханья,
И не может говорить.
Приходите, братья, сестры,
Мое тело хоронить.
И с молитвою святою
До могилки донести,
И с прощальными словами
И в могилку опустить.
Уж, вы, братья, мои сестры,
Сожалейтесь надо мной,
Просите Бога со слезами –
Со Святыми упокой.
И прощальную молитву
Вы попойте надо мной,
И земной поклон положьте,
И закройте сырой землей.
Мою мрачную могилку
Окропите своей слезой,
И тихонько, и спокойно
Осенитесь Святым Крестом.
Где упадет ваша слезка –
Там и вырастет трава.
Почивать я тама буду
И ждать Страшного Суда.