Литературно- музыкальная композиция 

"Не ты ли ангелом была?"

Наверняка вы видели какие - либо картины с образом женщины-матери? Можете назвать? Посмотрите видеопрезентацию.

"...Глядит на своё чадо с любопытством,На то, как смотрит, что-то говорит,Улавливая фразы с чётким смыслом.На то,как руки держит, как сидит.
Как на ногах он пальцами шевелит,Как дышит этот милый человек.И в счастие своё порой не верит,Что в жизни уже начал он забег.
Обыкновенно всё , но очень мило:Ребёнок , его любящая мать,Неважно: где, когда происходило,Но хочется дитя поцеловать."Автор Борис ХанинКакой картине посвящены эти строчки? Ответ можно записать ЗДЕСЬ
Аве Мария.mp4
“Когда был я ребенком…” 
Когда был я ребенком, родная моя,Если детское горе томило меня,Я к тебе приходил, и мой плач утихал:На груди у тебя я в слезах засыпал.
Я пришел к тебе вновь… Ты лежишь тут одна,Твоя келья темна, твоя ночь холодна,Ни привета кругом, ни росы, ни огня…Я пришел к тебе… жизнь истомила меня.
О, возьми, обними, уврачуй, успокойМое сердце больное рукою родной,О, скорей бы к тебе мне, как прежде, на грудь,О, скорей бы мне там задремать и заснуть.
 Алексей Апухтин 
П.Чайковский Мама.mp4
Романс — сделано в Clipchamp.mp4

Александра Андреевна Чайковская  (Ассиер) сама обучала  своих детей  музыке, а также и иностранным языкам до 5 лет. Детей у нее было шестеро. И всё складывалось хорошо, пока она внезапно не заразилась холерой. Александра Андреевна умерла когда ей было 42 года, а Петру - 14. Даже через много лет уже знаменитый композитор всё также тосковал по матери. "...никогда не примирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда, и что уж никогда мне не придется сказать ей, что и после двадцати трёх лет разлуки, я всё так же люблю её» (Петр Чайковский). 

   “Матери”
Я помню спальню и лампадку.Игрушки, теплую кроваткуИ милый, кроткий голос твой:«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няняИ полушепотом бранит,А сладкий сон, глаза туманя,К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,Напомнишь мне, что он со мной,И верой в счастье очаруешь…Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,Лампадку в сумраке углаИ тени от цепей лампадки…Не ты ли ангелом была?

 Иван Бунин 
Мать [Текст] : Стихотворения рус. и сов. поэтов о матери / [Сост. и авт. предисл. В. Коротаев ; Худож. В. Сергеев]. - Москва : Мол. гвардия, 1979. - 207 с. : ил.

Сборник стихотворений "Мать — своеобразная антология русской и советской поэзии, посвящённая дорогой и близкой для каждого человека теме— теме женщины - матери. В сборник вошли лучшие произведения поэтов, созданные почти за три столетия. 

Слово о матери

Велика и многообразна русская поэзия, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя и вместить все бури и шквалы социальных потрясений и преобразований. Неоспоримо ее гражданское и общественное звучание и значение. В то же время она всегда умела уловить и выразить тончайшие и сокровеннейшие движения души человеческой; и в суровые годины, поднимаясь до набатного грома, поэзия не обрывала свою свирельно чистую и тонкую мелодию влюбленного сердца; она открывала и укрепляла глобальные философские истины, потрясая существовавшие доселе представления о миропорядке, и ни- когда не гнушалась участливо откликнуться на жалобу опечаленного человека.

Из этого великого моря, отразившего, кажется, все бездны, можно черпать беспрестанно и не обмелеет оно вовеки. Не случайно поэтому выходят у нас объемистые сборники и целые тома стихотворений о то- вариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине... И любая из этих тем получила свое полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть еще одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близ- кая любому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, это стихи о матери.

Что может быть на свете священнее имени матери!.. Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам  "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый... Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать...». Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!». Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, по- тому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший в начальные годы свои самое дорогое на свете существо мать; и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина «На могиле матери»:


Гнетет и горе и недоуменье,Гвоздем засело в существо мое, Стою - твое живое продолженье,Начало потерявшее свое.

Мать!.. С уважением признательностью смотрим мы на человека, в горькую стар до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость; и презрением казним того, кто забыл женщине, породившей и вырастившей его, и старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение человеку...

Русская литература, верная своим гуманистическим традициям, все эти понятия развила и закрепила. Облик матери уже в устной народ- ной поэзии приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображает и сварливыми, и подо- зрительными, и скупыми, и черствыми. И уж совсем явственно звучит открытая ирония, когда дело касается старых дев. Сколько времени живет, не умирая, поговорка, что где живет старая дева, там даже крапива не растет...

В печатной литературе, которая по известным причинам спервоначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило пусть не вполне осознанное - притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счете не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и посвящений бережно "Мамушкой". Поэтому мы считаем вполне правомерным включение пушкинских стихов о няне в этот сборник.

По-настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо в первую очередь назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины-матери. Достаточно вспомнить его хрестоматийные .... Есть женщины в русских селеньях», «в полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», «Внимая ужасам войны», главу «Демушка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию... Возможно ли без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки:


Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве бояМне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрелСвятые, искренние слезы То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко все к нашему времени. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач... И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает согбенная фигура матери. Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяженность ее существования во времени!

Традиции Некрасова были своевременно подхвачены и широко и полнокровно разработаны не только такими поэтами, как Иван Суриков, Иван Никитин или Ниркомский, но в ходе дальнейшего литературного процесса и более поздними авторами. Из них прежде всего следует назвать Сергея Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональ- ные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чем-то продолжающей собой галерею некрасовских образов.

И следующие за Есениным советские поэты внесли достойную лепту в эту благородную тему. Николай Дементьев, Александр Твардовский, Алексей Недогонов, Борис Корнилов, Ярослав Смеляков - это далеко не полный список поднявших свое перо и голос во славу материнского подвига. Правда, иная эпоха продиктовала свои и мотивы. Образ матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Все она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия «Родина» и "мать" давно слились воедино.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда и прежде всего звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира? Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несет на себе печать вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своём счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способно понять и утешить обойденного и непризренного, поддержать слабого в вселить веру в разочаровавшегося. Именно поэтому все "печальники" тянутся к ней с любой болью и жалобой, веря, что здесь поймут и разделят их горе.

Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнажить свои слабости и неудачи, признаться в ошибках и потерях. потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному прежде всего и всех нужное мать. О силе материнского чувства точно и емко сказано в стихотворении Николая Благова "Памятник":


Поставили гранитного навеки с винтовкой, честь по чести -как в бою.Мать привезли на дальней деревеньки:- Ну, узнаешь?- Да вроде узнаю,- А что там вроде! да если б строгость соскоблить с лица,тогда бы стал похожим он на мужа, а сын другой,хотя и был в отца.Известно - возмужал... Да если б сын,да встретил мать глазами, да разве б он на месте устоял!

Но, приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирожденной песельницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.

По существу, образ матери в русской поэзии стал своеобразным эталоном женских достоинств. Щедрое воображение поэтов рисует нам существо почти безупречное, но язык не поворачивается сказать, что подобное пристрастие где-то порой неминуемо приводит к идеализации: ведь действительно в главных своих ипостасях мать была и остается личностью незаурядной!

Виктор Коротаев, составитель сборника "Мать"