Здравствуйте, уважаемые ученики!
Мы заканчиваем знакомиться с самыми известными смоленскими святыми.
Сегодня вы узнаете об уникальной судьбе уникального человека
Протоиерей И. Восторгов, посетивший Японию, о нем писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай,» и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай,» и место миссии также «Николай ,» даже само православие называлось именем «Николай.» Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…»
Чем же заслужил такую невероятную славу в Японии наш земляк Николай Касаткин?
Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского района Смоленской губернии. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви.
Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. Так как железную дорогу еще не провели в Бельский уезд, а лошади у Касаткиных не было, Иван на учебе в Смоленск ходил пешком - 150 верст (160 км).
В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года. 21 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая. Тогда же он принял решение не оставаться в семинарии, занимаясь наукой, а оправиться в Японию.
"Когда я ехал туда я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, ожидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится.... Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия, раз это последнее раздается в Японской стране....
Приехал, смотрю, - моя невеста спит самым прозаическим образом и даже и не думает обо мне"
Николай Японский
Отношение японцев к иностранцам было весьма недоброжелательным. Навязанные западными странами договоры «о мире» вызывали крайнее неудовольствие у самураев, считавших иностранцев «варварами» и ратовавших за их полное изгнание и даже полное уничтожение. Так, за первое полугодие 1861 года было убито шесть иностранцев. Вооруженные нападения на христиан, в которых японцы видели едва ли не главных своих врагов, происходили в Киото, Эдо и Иокогаме. Христианство было под запретом, самураи периодически нападали на храмы, а русских вообще не любили из-за напряженных отношений между государствами.
Молитва Отче наш на японском
Испытание первое. Признание.
В письмах Николай упоминал о том, что японцы смеются над ним и даже бросают в него камнями, когда он в облачении проходит по улице.
Однако, молодой священник решил посвятить себя делу, на первый взгляд, совершенно немыслимому – проповеди православия среди японцев.
Для этого нужно было перестать быть для здешних жителей чужим. И отец Николай стал обучаться языку, постигать островные обычаи. Он старательно вникал в особенности этикета японцев, их бытовое поведение, делал все, для того, чтобы лучше понимать этот народ, стать для японцев если не своим полностью, то, хотя бы, не совсем чужим. Только в этом случае он считал возможным приступить к проповеди православной веры на японских островах.
На обучение ушло 8 лет
Испытание второе. Бесстрашие.
Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе (1835-1913), бывший самурай клана Тоса, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. Он специально устроился работать в русскую миссию, чтобы убить православного священника.
Однако Николай, узнав об этом, вызвал на разговор самурая. После несколькоих бесед Савабе принял христианство. На тот момент это было смертельно опасно. Для японцев, принявших христианство было только одно наказание - смертная казнь.
В апреле 1868 года Николай тайно крестил Такума Савабэ и двух его друзей-самураев в православной вере. Такума Савабэ получил христианское имя Павел.
За православную веру он много претерпел, его оскорбляли и арестовывали, заставляя отречься от веры во Христа, но он остался непоколебим.
Павел Савабэ стал первым православным священником среди японцев, а его друг-самурай Иоанн Сакаи – диаконом. Во многом благодаря отцу Павлу Савабэ в последующие десятилетия Церковь в Японии активно разрасталась и укреплялась. Отец Павел пережил своего учителя святителя Николая на один год и скончался в 1913 году, став живой легендой православной Японии.
Испытание третье. Язык
Главным своим делом Николай считал перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Еще в 1869 году святитель Николай писал: «Пусть бы я и продолжал свои занятия в прежнем направлении, но силы одного человека здесь почти то же, что капля в море. Один перевод Нового Завета, если делать его отчетливо (а можно ли делать иначе?), займет еще по крайней мере два года исключительного труда. И все это нужно переводить на «японский,» о котором еще неизвестно, дастся ли он когда иностранцу так, чтобы на нем можно было писать хотя бы наполовину так легко и скоро, как иностранец обыкновенно пишет на своем... В Японии при любви населения к чтению и при развитии уважения к печатному слову, верующим и оглашаемым прежде всего нужно давать книгу, написанную на их родном языке, непременно хорошим слогом и тщательно, красиво и дешево изданную»
"Перевод Евангелия и Богослужения не должен опускаться до уровня развития народной массы, а наоборот, верующие должны возвышаться до понимания евангельских, и богослужебных текстов.
В 1873 году запрет на проповедь христианства в Японии был снят. Архимандрит Николай стал во главе учрежденной его стараниями Японской православной миссии и переехал в Токио.
Испытание четвертое. Война.
Когда грянула русско-японская война, многие православные священники покинули острова и вернулись в Россию. Но отец Николай принял непростое решение остаться со своими духовными детьми, несмотря на то, что его государство воевало с Японией.
Он занялся переводами, прервав общение с Россией, и участие в богослужениях. Причина была простая – во время службы возносятся молитвы за страну и воинство, а святитель не мог себе позволить публично молиться за Россию в стране, которая вела с ней войну. Его прихожане могли быть поставлены этим в сложное положение. В то же время он отправил во все приходы послания, в которых благословлял православных японцев молиться за Японию и японскую армию.
Когда на острова начали привозить русских военнопленных, епископ делал все, чтобы облегчить их участь. Было создано специальное общество для помощи военнопленным. Самого отца Николая к ним не допускали, но к пленникам приходили его ученики и прихожане, и приносили им продукты, лекарства и пастырские наставления и слова поддержки от владыки.
Поведение отца Николая в период военных действий, его мудрость и мужество были высоко оценены и японским обществом, и в российских правительственных кругах.
Воскресенский собор в Токио. Николай-до
Равноапостольный Николай Японский умер в 1912 году, по распоряжению императора его похоронили на одном из лучших кладбищ Токио — Янака.
Через 58 лет, в 1970 году Николая Касаткина канонизировали.
Японские христиане хотели перенести мощи равноапостольного в Воскресенский собор, но получили отказ. Почему? Верующим объяснили, что мощи святого — достояние не только православных японцев, но и всего народа.
Праведные останки так и остались покоиться на Янака, правда, частицы мощей были переданы верующим Русской и Американской православных Церквей.
Равноапостольного посчитают во всем мире, ему молятся о покровительстве миссионеров, просвещении неверующих, укреплении служителей храма. А также о помощи в учебе и изучении иностранных языков.
В конце жизни святого в Японии насчитывалось, кроме собора, 8 храмов, множество небольших церквей, около 280 приходов и больше 20 000 прихожан.
Домашнее задание.
Познакомьтесь с материалами параграфа 15-16, вспомните таблицу "Герои и святые" параграфа 9-10 и письменно ответьте на вопрос "Можно ли Николая Японского назвать и святым, и героем?" Свой ответ подтвердите эпизодами из жизни Николая Японского.