Кенозеро. Автор фото Наталья Кузенкова.
Михаил Иванов начинал служить пономарём. В рапорте 1733 года он, как член кенозерского причта, сообщал об отсутствии в его семье детей мужского пола.
1733 Года маия в 4 поуказу святейшаго правительствующаго синода вице президента великого Гдна преосщеннаго Феофана архиепискпа великоновгородского ивеликолуцкого иподанной из его архиерейского
новгородского розряда тогож разряда канцеляристу Ивану Толстошиину инструкции тоеж Кенозерской волости пономарь Михаила Иванов выслушав оной его преосщенства о определении вшколы для обучения по силе присланных из свтеишаго Правительствующаго синода прошлых 731 ноября 29 и 732 годов декабря 7 числ ея императорского Величества самодержицы всероссийския указов внадежду впред к получению
свщенства поповских и причестнических детей указ сказал что у меня пономаря мужеска полу детей сродников как вдоме моем так и нивкаковых местех произведенных чинах и отлучениях и услугах никого неимеется Ивсей скаски показал он Пономарь сущую правду безвсякия лжи иутайки а ежели он пономарь написал что несправедливо или кого детей исродников своих утаил ивтом изобличен кем будет изато повинна себя творит лишения своего чина иуказного штрафа.
После смерти отца и перехода старшего брата на должность священника Михаил занял место диакона в родном приходе.
Кенозерской волости при церкви Успения Пресвятой Богородицы приходских дворов четыреста ... 1745 году февраля 27 дня
поп Иван Иванов (38 лет)
дьякон Михайло Иванов (34 года)
В период между 1745 и 1758 годами в Кенозерском приходе что-то произошло, и из всего причта остался один служитель - Михаил Иванов, который к этому времени числился уже священником.
В документе 1775 года показан состав его семьи. Жену Михаила Иванова звали Евдокия Иванова, она была родом из Плесского прихода, из деревни Ручьевской, дочь крестьянина Ивана Тихонова. Сыновей у священника так и не появилось. Указана лишь 31-летняя дочь Анна, которая после смерти родителей осталась "жить при храме".
Роспись Олонецкой Канцелярии Каргопольского уезда Кенозерской церкви Успения Пресвятия Богородицы ... против кождого имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедовался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался в 1775 году.
Написанной волости священник Михаил Иванов (66 лет)
жена ево Евдокия Иванова (60 лет)
дочь их Анна (31 год)
В 1791 году Михаил Иванов был наказан за незаконное венчание крестьянских детей - 14 летнего Алексея, сына крестьянина из д. Вершинино Осипа Васильева Баженова, и 18-летней Марфы, дочери крестьянина Степана Буракова из деревни Черноковой Устьменской волости. Священнику было запрещено служить. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) сохранился документ, повествующий о этом событии. Это прошение Михаила Иванова на имя императрицы Екатерины II от 1 марта 1792 года. В этом прошении священник оправдывает себя тем, что он консультировался по поводу этого венчания у местного начальства и не получил запрета на него. Священник прилагает к прошению копии переписки с Пудожским духовным правлением. Михаил Иванов сетует на то, что в 81 год, имея престарелую жену и незамужнюю 50-летную дочь, он остался без средств к пропитанию. Он умоляет "дозволить ему священнослужение отправлять и святого причащения у престола Божия сподобляться", учитывая хотя бы его возраст и 49-летнее служение Церкви. И ещё он просит назначить на его место своего племянника и крестника Степана Фёдорова, сына кенозерского пономаря. Это могло бы помочь старому священнику, так как племянник обязуется при получении места в причте заботиться о семье дяди. Забегая вперед, скажем, что последняя просьба Михаила Иванова о назначении на должность Степана Фёдорова была удовлетворена.
№389. Подано Марта 1-го. 792
Всепресветлейшая, Державнейшая великая Государыня Императрица Екатерина Алексеевна Самодержица всероссийская Государыня всемилостивейшая!
Просит Архангельской Епархии города Пудожского Кенозерского прихода Церкви Успения Пресвятой Богородицы священник Михаил Иванов сын Иванов, а о чем мое прошение тому следуют пункты:
1-е.
В прошлом 1791 –м году мая в первых числах, пришел ко мне в дом прихода моего деревни Вершинины крестьянин Осип Васильев сын Баженов с прозьбою о повенчании сына его бывшего тогда от роду четырнадцати лет и трех месяцев Алексея Осипова тогож уезда Устьменской волости деревни Черноковой крестьянина Степана Буракова с осмнадцатилетнею дочерью девкою Марфою Степановой брака, но как я ему крестьянину Баженову в сем незаконном его требовании отказал; а послал его Баженова в Пудовское Духовное Правление, чтоб он там себе и спросил о повенчании того беззаконного брака позволение; по чему из оного правления от закащика священника Ивана Вишневского и первого благочинного священника Василия Федорова прислан мне был тогож маия от 19-го дня писменный приказ, с таким предписанием рассмотреть мне именованному тщательно! Не имеется ль других каких препятствий возбраняющих благословену быти сему браку; есть ли не окажется благословить; есть ли же усмотрю что будет мною противное, правилам святых отец то; отрепортовать в оное Пудожское Духовное Правление немедленно: и по тому я не найдя более ни каких законоправильных препятствий и быть духовному правлению ослушанным, за болезнию своею писменно от себя просил Упраздненного Кенского монастыря священника Василия Федорова о повенчании оных брачившихся, который по чиноположению того ж 791 –го года маия месяца и обвенчал; по которому совершившемуся незаконному браку требован я именованный был Архангельскою Духовною Консисториею к следствию, и по оному за дачу мною ко обвенчанию помянутого брака письма Архангельская Консистория определила запретить мне священнодействие и исправление мирских треб до рассмотрения святейшего правительствующего Синода; а того не поставя мне ни мало в оправдание, что я сие учинил по данному мне точно из упомянутого Пудожского Духовного Правления приказу, которое должно более моего выразуметь о невенчании малолетных отроков с возрастными девками строжайше подтвердительных 1774 –го года декабря от 17 –го и 779 годов июля от 31 –го чисе из Святейшего Правительствующего Синода указов; а сего равнолетства брачившихся чисто упоминаемоемое Духовное Правление предпочло не важностию, а важностию поставляло противное правилам святых отец, то и разумеется сродство по крови или по чему другому.
2-е.
А как я именованный ныне по том браку состою под запрещением священнослужения, то и лишен уже всего моего по приходу дохода; по старости ж моих лет, коих я отроду имею восемьдесят один год; к тому же еще имею я при себе жену престарелую и дочь не замужнюю девицу пятидесяти лет: Другим чем содержать себя ни как не нахожу средств моих, а при том уважа то безпорочное мое в священнослужителском одном звании сорок девять лет бытность, о кроме сего данного мною о повенчании упомянутого крестьянского брака письма, поставляемого мне Архангельскою Духовною Консисториею только в порок, и тем не лишить меня вседневного пропитания.
3-е
Но поелику престарелость моя уже мне предвещает худые в семейством моим следствия, решился и спросить от Вашего Императорского Величества Всеподданнейшей милости для прокормления и призрения, как меня и семейство мое произведением на мое священническое место племянника моего родного и сына крестного того же Кенозерского прихода пономаря Степана Федорова. Который как в чтении и пении достаточный, состояния трезвенного и добропорядочного и писменно он Федоров обязывается преспокоить меня и семейство мое до смерти, нужно потребным нас во всем снабдить. Да и ныне я им во всем снабдеваем и призираем; а к тому ж и прихожане того Кенозерского прихода же ему Федорову на моем месте священником быть усердно желают. По чему всеподданнейше прошу .
Дабы высочайшим вашего Императорского величества указом, повелено было, сие мое прошение в Святейшем Правительствующем Синоде принят, и меня именованного в сем моем неумышленно-содеянном проступке милостиво простить, и разрешить мне священнослужение, хотя для пристарелости моих лет немощи, дозволять священнослужение отправлять и святого причащения у престола Божия сподобляться; а на мое место из особливого ко мне от Святейшего Правительствующего Синода благоволения предписать из Святейшего Синода к Преосвященному Епископу Архангельскому и Олонецкому Указом о рукоположении вышеупомянутого племянника моего родного и сына крестного пономаря Степана Федорова во священника; и тем успокоить старость мою и семейство мое призрением; причем для лучшего Святейшему Правительсвующему Синоду удостоверения от брачившегося отца крестянина Осипа Баженова, писанного к закащику Священнику Ивану Вишневскому писма и мне от него доставленного своеручной копии. А от него закащика Вишневкого от присланного ко мне приказа копии же прилагаю при сем, а подлинны находятся в Архангельской Духовной Консистории.
Всемилостивейшая Государыня! Прошу, Вашего Императорского Величества о сем моем прошении милостивейше решение учинить. Марта –го дня. К поданию надлежит в Святейший Правительствующий Синод. Прошение писал Императорской Академии Наук Наборщика Василия Митрополского сын ево Василий Митропольской.
К сему Прошению Священник Михайло Иванов руку приложил
1792 ГОДА.
1 –го Марта 792 года.
Согласно ревизской сказке 1811 года, Михаил Иванов умер в 1796 году. Его жена последний раз упоминается в переписи 1795 года, а дочь Анна - в ревизской сказке 1816 года.