Кенозерский причт в XVII -начале XVIII века

Число известных потомков от Ивана Иванова и его жены Евфимии Тимофеевой составляет 1140 человека.

Первые письменные сведения о Кенозерской причте относятся к 1648 году. В Переписной книге воеводы В.И. Жукова сообщается, что на погосте Кенозера имеется 4 двора церковных причётчиков, в которых живут 6 человек людей, считая детей. В списке указываются мужские имена, за исключением проскурницы: поп Иван Фёдоров, пономарь Павлик Проклов с годовалым сыном Гришкой, проскурница Овдотьица и трапезник Петрушка Володимиров с сыном Фолкой.

Переписная книга г. Каргополя и Каргопольского уезда, переписи В.И.Жукова, 1648 г. (РГАДА ф.1209, д.168, лл.355об.-356 об.)

волость Кено озерская на Кено озере а в ней ж погост церковь Успение пресвятой Богородицы да другая церковь Святых апостолов Петра и Павла строене приходских людей да на погосте ж на церковной земле

двор поп Иван Федоров

двор пономарь Павлик Проклов да сын ево Гришка годовой

двор просвирница Овдотица

двор трапезник Петрушка Володимиров да сын ево Фолка

двор бобыль Павлик Климантов? да сын ево Мишка да мишкин сын Кипришка дву годов

двор бобыль Оксенко Дементьев сын Лыко да пасынок ево Ивашко Васильев

двор бобыля Олешка Ильин да дети ево Овдошко 3 годов да Васка годовой

двор бобыль Якушко Борисов сын трапезников

двор бобыль Сенка Дмитриев да Родка Матфеев да сын ево родкин Оксенко

в келе вдова Ириньица Олексеевская келя старицы Каптелины а живут в келе Офонка да Федько Ананьин

да две кели а в них живут нищие старцы питаютца в церкви божьей

да две кели пусты а в них жили нищие ж да в них же волости деревни тяглые

Имя жены священника Ивана Фёдорова удалось установить, изучая источник совсем другого рода. В 1902 году известный каргопольский краевед Карп Андреевич Докучаев-Басков опубликовал в сборнике Московского общества истории и древностей Российских рукопись, найденную им в 1871 году в упраздненном Хергозерском монастыре. В этой рукописи рассказывается о чудесах, творимых образом Макария Желтоводского и Унженского из Хергозерской пустыни. Таких чудес было 41, одно из них связано с исцелением жены священника Кенозерской волости, церкви Успения Пресвятой Богородицы Иоанна Фёдорова - Евдокией. Хергозерская пустынь находилась приблизительно в 25 верстах от Кенозерского погоста.

К.А. Докучаев-Басков "Сказание о чудесах от образа преп. Макория Желтоводского и Унженского в Каргопольской Хергозерской пустыне" (Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских, 1902, книга 3, раздел IV, с.30-31)

Чудо 31

Кенозерской волости, церкви Успения Пресвятой Богородицы священника Иоанна Фёдорова сына, жена его имени Евдокия велми болевши ногою многое время, и никакими лечбами не возможе исцеления получити. И наченши она молитися Господеве Богу и Пречистей Его Богоматере и призывати на помощь паче всех целителя, преподобного отца и чудотворца Макария, и обещася ему, чудотворцу, во вся годы приходити на праздник в Хергозерскую пустыню, в обитель чудотворца Макария, до кончины жития своего, и молебная пения совершати. И абие внезапу бысть нога её здрава, якоже и другая. Она же обещание своё по вся годы исправляше, славящи и благодарящи Бога и чудотворца преподобного Макария.

В той же Переписной книге 1648 года имеется информация ещё об одном священнике. Его имя - Фёдор Яковлев, он вдов и живёт со своим сыном Миткой (Дмитрием?) в деревне Дьяковской, расположенной недалеко от Погоста. При сопоставлении имен священников возникает соблазн предположить, что Фёдор Яковлев является отцом действующего священника Ивана Фёдорова.

Переписная книга г. Каргополя и Каргопольского уезда, переписи В.И.Жукова, 1648 г. (РГАДА, ф.1209, д.168, л.368 об.)

деревня Дьяковская в ней двор вдовый поп Фёдор Яковлев да сын ево Митка

В списке кенозерского причта названы имена сыновей пономаря и трапезника. Отсутствие такой информации о детях священника заставляет предположить, что к 1648 году сыновей у Ивана Фёдорова и его жены Евдокии ещё не было.

К сожалению, пока не найдено ни одного документа второй половины XVII века, содержащего информацию о кенозерском духовенстве. Следующий документ, доступный изучению, датирован уже 1712/13 годом. В нём сообщается, что на Погосте жили два священника, два родных брата - Иоанн Иоаннов большой 35 лет и Иоанн Иоаннов меньшой 30 лет, посвященные дьячок Осип Иванов 33 лет и пономарь Кирило Тимофеев 50 лет, да просвирница вдова Ксения Алексеевская жена Иванова сына Заранникова пятидесяти лет, все со своими семьями. Отцом братьев священников был некто Иван, но судя по их возрасту, это не Иван Фёдоров, о котором шла речь выше.

Переписная книга Каргопольского уезда 1712-1713 гг. (РГАДА, ф.350, оп.1, д.167, лл.294-296)

А на том погосте две церкви. Одна Успения Пресвятыя Богородицы, другая Святых апостол Петра и Павла древяные.

Двор поповский. В том дворе три избы, а в них в одной живёт поп Иоанн большей Иоаннов тритцати пяти лет, у него жена Евдокия Фёдорова дочь тритцати лет, у него дети Андреян пятнатцати лет, Фёдор трех лет, две дочери девки Парасковья болшая тринатцати лет, Парасковья ж меншая семи лет. В другой избе брат ево родной поп же Иоанн же меншей Иоаннов же тритцати лет, у него жена Марфа Иванова дочь тритцати лет, у них дети Иван пяти лет, Михайло дву лет, три дочери девки Евдокия семи лет, Евфимия шти лет, Федосья полугоду.

Во дворе посвященный дьячок Осип Иванов тритцати трёх лет, у него жена Ульяна Иванова дочь тритцати лет, дети две дочери девки Дарья трех лет, Парасковья дву лет.

Во дворе посвященный пономарь Кирило Тимофеев пятидесяти лет, у него жена Анна Максимова дочь штидесяти лет, дети Андрей тритцати лет не посвящён, трапезник Иван двадцати лет левою ногою хром в мире и без руки правой, три дочери девки болшая Ирина семнатцати лет, меншая Ирина пятнатцати лет, Наталья десяти лет. У Андрея жена Анна Никифорова дочь дватцати трех лет, у них дети Матфей году, дочь девка Федосья дву лет.

В ызбе просвирница вдова Ксения Алексеевская жена Иванова сына Заранникова пятидесяти лет. У ней сестра вдова Евдокия Никифорова дочь Михайловская жена Парамонова пятидесяти лет. Сын Тимофей дватцати лет, девка Васса девятнатцати лет.

Известно, что вплоть до XIX века места в церковном причте обычно передавались по наследству, от отца к сыну. А если сыновей не было, то ближайшему родственнику (брату, племяннику), на крайний случай, зятю. Эту традицию очень ярко иллюстрирует история смены поколений духовенства Кенозерского прихода в течение всего XVIII века. Можно ожидать, что существовала родственная связь и между священником Иваном Фёдоровым и священно- служителями начала XVIII века.

Информацию о матери братьев-священников удалось найти в Переписной книге 1718/19 года. Её звали Евфимия Тимофеева, примерно 1652/53 года рождения, во время этой переписи она жила в доме младшего Иоанна Иоаннова на Погосте.

Переписная книга Каргопольского уезда 1718-1719 гг. (РГАДА, ф.350, оп.1, д.169, л. 467)

Волость Кенозерская, а в ней погост. А на погосте две церкви. Одна Успения Пресвятыя Богородицы, другая Святых апостол Петра и Павла, строение мирских людей. Да на погосте ж на церквоной земле во дворе поп Иван Иванов 35 лет, у него мать Евфимия Тимофеева дочь 65 лет, жена попадья Марфа Иванова дочь 35 лет, дети два сына Иван 10, Михайло 7 лет, три дочери девки Евфимия 11, Евдокия 12 и Парасковья полугоду.

У него племянник поп Андриян Иванов 20 лет, у него мать вдова Евдокия Фёдорова дочь 40 лет, у него жена Елена Андреева дочь 22 лет, у него брат родной Фёдор 8 лет и три сестры девки Парасковья 18, Парасковья ж 12, Гликерья 5 лет.

Закономерный вопрос о её проживании во время предыдущей переписи решился довольно просто. Мы её нашли в деревне Дьяковской, расположенной в нескольких сотнях метров от Погоста. В этой деревне в начале XVIII века было всего два двора, один из них, обозначенный как двор вдовы Евфимии Тимофеевой, числился пустым, а в другом жил крестьянин Козьма Иванов 60 лет (1652 г. рожд.) со своей семьёй. Вместе с ними проживала вдова Евфимия Тимофеева 60 лет с детьми: дочерью Параскевой 25 лет и холостыми сыновьями Василием 23 лет и Петром 20 лет.

Переписная книга Каргопольского уезда 1712-1713 гг. (РГАДА, ф.350, оп.1, д.167, лл.290-291)

Место пустое вдовы Ефимьи Тимофеевой дочери Ивановой жены Попова, а она вдова з детьми живет в нижеписанном дворе Козмы Иванова.

Во дворе крестьянин Козма Иванов штидесят лет в мире у него жена Арина Иванова дочь пятдесят семи лет, у них дети Максим 35 дет, Максим меньшей 30 лет, с отцем в мире холост, Иван 17 лет холост, дочь девка Епистимия 20 лет,

у Максима жена Меланья Дементьева дочь 20 лет,

у них же соседи Василей 23, Петр 20 лет Ивановы холосты, у них мать вдова Евфимья Тимофеева дочь штидесят лет, сестра девка Парасковья 25 лет.

В этой записи есть два интересных момента. Во-первых, Евфимия Тимофеева обозначена как " Иванова жена ПоПова". Эту фразу можно понять и как то, что она жена попа Ивана, и как то, что она жена Ивана Попова. В первом случае отцом братьев-священников был местный священник Иван, во втором случае их отец был сыном священника, что совершенно не исключает его службы в качестве священника. Потомки сыновей Евфимии Тимофеевой Василия и Петра тоже носили фамилию Поповы. Всё это говорит о глубоких священнических корнях этой семьи. Если предположить, что муж Евфимии Тимофеевой родился примерно в те же годы, что и она, то его отцом достаточно уверенно можно считать священника Ивана Фёдорова.

Второй момент связан с совместным проживанием Евфимии Тимофеевой с семьёй крестьянина Козьмы Иванова. Сам факт не вызывает удивления; проживание нескольких семей в одном доме очень характерно для Российского государства того времени. Таким образом крестьянство уменьшало бремя налогов, которые взимались тогда с каждого двора. Только в 1724 году была введена подушная подать. Обычно вместе жили родственники. Поэтому нельзя исключить, что Иван, муж Евфимии Тимофеевой, и Козьма Иванов родные братья. Во всяком случае, проживание в деревне Дьяковской, судя по названию, возникшей как место проживания церковного причта, явно указывает на происхождение Козьмы Иванова из духовного сословия. Скорее всего, в одном из двух домов деревни Дьяковской в 1648 году жил поп Фёдор Яковлев с сыном Миткой, что тоже указывает на родственные связи этих людей с причтом начала XVIII века.

В списке кенозерского причта обнаружен ещё один Попов. В донесении кенозерского причта, датированном 1717 годом, дьячок Осип Иванов написал свою фамилию - Попов. Учитывая это и дату рождения Осипа (1679 г. рожд.), можно утверждать, что он сын Ивана Иванова Попова и родной брат братьев священников.

Донесение священно церковнослужителей г.Каргополя и уезда в Новгородский митрополичий разряд о приходских людях бывших и не бывших на исповеди и у причастия , октябрь 1717 года (ГАНО, ф.440, д.25, л.28)

Дьячок Иосиф Попов руку приложил

Все перечисленные выше документы позволяют достаточно полно описать семью Ивана Иванова Попова. У него и его жены Евфимии Тимофеевой обнаружены дочь Параскева и 5 сыновей: Иван старшой, Осип, Иван младшой, Василий и Пётр.

Два младших сына - Василий и Пётр перешли в крестьянское сословие с сохранением фамилии Поповы. А трое старших служили в начале XVIII века в приходских церквях. Их потомки носили разные фамилии. Нам удалось проследить историю этих трех ветвей одного рода, к которому принадлежало всё духовенство Кенозерского прихода в течении почти 125 лет. Теперь перед нами стоит сложная задача - рассказать о судьбе многочисленных потомков Ивана Иванова и Евфимии Тимофеевой, разделив их на пять отдельных ветвей.