Полянка, где была деревня Глущева. Автор фото Наталья Кузенкова.
Федосья после достижения определенного возраста была выдана замуж в деревню Трихнова за крестьянина Афанасия Ларионова Глущевского. Эта деревня (другое название - Горы) находится в 3 км от центра Вершинино.
1762 года июля .... дня Каропольского уезда государственной Кенозерской волости ... в д. Трихнове Горе
Афанасий Ларионов (37 лет)
У него жена Федосья Осипова (47 лет), взятая той же Кенозерской волости с погоста дочь того Погоста церковного дьячка Осипа Иванова
У них дети рождённые после ревизии Семён (11 лет), Степан (8 лет)
дочери девки Матрона (19 лет), Ирина (15 лет)
Фамилия "Глущевские" впервые упомянута, причём сразу у нескольких крестьян деревни Трихнова, в переписи 1745 года. Потом она долго не использовалась и вновь появилась в списках 1850 года. Использование крестьянской фамилии в документах первой половины XVIII века само по себе довольно редкое явление. А тут и фамилия необычная для крестьянина, как правило, суффикс "ский" использовали для образования аристократических фамилий или так называемых семинарских фамилий. Трудно представить, какое деревенское прозвище, а, тем более, какое имя могло послужить основой для появления такой фамилии.
Кенозерской волости .... 745 году февраля 16 дня ... в д. Трихновой Горе
Умершего в прежнею перепись прописного крестьянина Лариона Глущевских рождённый после прежней переписи сын Афанасей (20 лет)
В семье Федосьи Осиповой и Афанасия Ларионова родились две дочери - Матрона и Ирина, и два сына - Семён и Степан. Именно столько детей числилось в переписи 1782 года. Девочек, как водится, выдали замуж: Матрону в деревню Глазова, Ирину - в Вершинино. Сыновья остались жить с родителями.
Ревиская скаска
1782 года июня .... дня Санкте петербурской губернии Олонецкой области Каргопольского уезда государственной Кенозерсокй волости ... в д. Трихновы
Афанасий Ларионов (37/1762) выбыл
у него жена Федосья Осипова (47/1762) выбыла
у них дети Семён (11/1762), Стефан (8/1762) выбыли
Матрона (19/1762) выдана в замужество той же волости д. Глазова за крестьянина Гаврила Фёдорова
Ирина (15/1762) выдана в замужество той же волости д. Вершинины за крестьянина Василья Афонасьева
Оный Афанасий Ларионов с женою и с детьми переведён по указу бывшей Каргопольской воеводской канцелярии в 1773 году той же волости в деревню Глущевскую Пустошь где и всей скаске показаны
Ревиская скаска
1782 года июня .... дня Санкте петербурской губернии Олонецкой области Каргопольского уезда государственной Кенозерсокй волости ... в д. Глущевской Пустоше
Афанасий Ларионов (56 лет)
у него жена Федосья Осипова (66 лет)
у них дети Семён (30 лет), Стефан (27 лет)
Оный Афанасий Ларионов с женой и детьми перешёл по указу бывшей Каргопольской воеводской канцелярии в 1773 году той же волости из деревни Трихновы написанные в оной по последней ревизии в подушный оклад.
У Семёна Афанасьева жена Стефанида Никифорова (22 лет) взятая той же волости д. Глазова у крестьянина Никифора Васильева
У Стефана Афанасьева жена Ксенья Андреева (28 лет) взятая той же волости д. Трихнова у крестьянина Андрея Михайлова
у них дети рождённые после ревизии Иван (9 лет)
дочери девки Стефанида (7 лет), Татьяна (5 лет), Матрона (4 лет), Анна (1 год)
Афанасий Ларионов умер в 1792 году, Федосья Осипова ещё числилась в списках семьи во время переписи 1795 года. Она умерла между 1795 и 1805 годом, поскольку в Исповедных ведомостях 1805 года её имени уже нет.
Ревиская скаска
1795 года апреля ... дня Олонецкой губернии Пудожского уезда Кенозерской волости государственных крестьян ... в д. Глущевской Пустоше
Афанасий Ларионов (56/1782) умер в 1792 году
у него жена Федосья Осипова (79 лет)
у них дети написанные в последнию прежнию ревизию
Семён (43 года), Стефан (40 лет)
У Семёна Афанасьева жена Стефанида Никифорова (35 лет) старинная той деревни
у них дети рождённые после ревизии Иван (11 лет), Петр (4 года), Петр же (2 года)
дочери Евдокия (10 лет), Федосья (6 лет)
У Степана Афанасьева жена Ксенья Андреева (28/1782) умерла в 1795 году
у него вторая жена Федосья Ефимова взятая той же Кенозерской волости д. Печихины умершего крестьянина Василия Григорьева жена (40 лет)
у них дети написанные в последнию ревизию Иван (22 года)
дочери Стефанида выдана в замужество той же волости д. Вершинины за крестьянина Андреана Фёдорова, Татьяна (18 лет), Матрона (17 лет), Анна (14 лет)
рождённые после ревизии Татьяна (12 лет), Параскева (10 лет)
В 1773 году по указу бывшей Каргопольской воеводской канцелярии две семьи из Трихнова, одна из которых - семья Афанасия Ларионова, были переведены в новую деревню, называемую Глущевская пустошь. Обе семьи впоследствии носили фамилию Глущевские. Деревня Глущевская пустошь (позже Глущево) находилась на северо-восточном берегу Кенозера, в Глущевой лахте (заливе). Казалось бы, тут и есть разгадка происхождения фамилии - по названию деревни. Но деревня заселялась в 1773 году, а фамилия впервые зафиксирована в 1745.
Следует заметить, что пустошью на Руси называли заброшенные поселения, которые через некоторое время вновь обретали жителей. На берегу Глущевской лахты жили еще древние люди в 1-3 тысячелетии до н.э. Особенно важное значение это поселение должно было иметь во время активного использования Кенского волока новгородцами. В XVI - XVII веках, с появлением нового пути на север, старый путь через Кену потерял своё значение, и места на севере-востоке Кенозера пришли в запустение. Отсюда могло появиться название местности - Глущево. Возможно, люди, перебравшиеся когда-то оттуда поближе к приходскому храму, получили прозвище "глущевские" - из Глущево. Эта догадка вполне подтверждается архивными документами. Пустошь над Глущевскою лахтою упоминается в Переписной книге 1648 года: "пашут того пустошь из оброку наездом тое ж волости крестьяне деревни Вершынины Горы Жданько Губин с товарищи". Согласно переписи 1712 года, у Глущевской лахты живёт одна семья, но к 1718 году двор опустел, а его обитатели перебрались в деревню Трихнова. В ревизских сказках последующих лет деревни Глущевская пустошь нет. Когда в 1773 году решили восстановить заброшенную деревню, туда перевели потомков бывших переселенцев, а их прозвище стало фамилией.
Правда, местные жители имеют другое объяснение происхождения названия деревни и фамилии. Якобы основателем поселения стал поляк, сосланный в Кенозерье в 1830-е годы. Видимо, сбил с толку аристократический суффикс "ский", а архивных документов об основании деревень местные жители, естественно, не читали.