Часть 3.

Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина. 

Далее, в одной из просмотренных метрических книг причиной смерти было указано «намеренное лишение себя жизни». Самоубийство всегда считалось большим грехом, самоубийц не отпевали и не хоронили на церковном кладбище. Однако, как видно из записи, похоронена женщина была на приходском кладбище, по разрешению вышестоящей инстанции.

*** 3 июля 1904 г. д. Кривцева крестьянская жена Анна Григорьева Гурбина, 35 лет, от самоудавления находясь в умопомешательстве. По внезапной смерти напутствована не была. По отношению Главного приства 2 стана Каргопольского уезда от 5 июля 1904 г. за № 551 погребена на приходском кладбище.

И причиной тому, что её похоронили по христианскому обычаю был указ Синода (высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721 - 1917).

О погребении самоубийц.

«В виду неоднократно возникавших недоразумений относительно погребения самоубийц Св. Синод ныне разъяснил, что как по церковным правилам, так равно и по законам гражданским самоубийцы должны быть вовсе лишены церковного отпевания и погребения по христианскому обряду на православных кладбищах, если самоубийство того или другого лица произошло не в состоянии умоповреждения или безпамятства. В том случае, если самоубийство совершено от умопомешательства, то для погребения по православному обряду необходимо полицейское дознание, а во всех остальных случаях самоубийц нельзя предавать земле без производства предварительного полицейского освидетельствования».

Следующие случаи смерти связаны с злоупотреблением алкогольными напитками, или - как писали в газете ОГВ - «опившиеся». В метрических книгах такие случаи записывали так - « от излишнего употребления - спиртных напитков, водки, от горячих напитков».

Исторически пьянство не было свойственно русскому народу. Сельское население вело преимущественно трезвый образ жизни. Доля лиц среди крестьян, имевших пагубное пристрастие к вину, была незначительной. Пьянство в народе считалось постыдным. Жители русской деревни хорошо сознавали разорительные последствия неумеренного употребления спиртного. В народе говорили: «С вином поводишься – нагишом находишься»; «Сам пьян, а дети голодны»; «Родился мал, вырос пьян, помер стар - и свету не видал». 

В метрических книгах почти в каждом году можно найти такие записи по Кенозерской волости, а некоторые даже попадали в сводку газеты ОГВ. Например, в 1883 году было сразу три таких записи. Вот про них и хотелось бы рассказать, так как все три крестьянина, можно сказать имели «уважительную» причину выпить.

Первый случай.

*** 16 января 1883 г. д. Кумбас озерской Алексей Андреев Сатин, 22 года, от излишнего употребления водки. По внезапной смерти не исповедован. Погребен на кладбище Кумбас озерской Ильинской церкви по отношению Станового пристава № 223.

Вот вроде бы молодой человек, ему бы жить, семью завести, а умер от алкоголя. Поискать причину, почему Алексей умер от алкоголя, меня натолкнула заметка в газете ОГВ , в которой указано: «В ночь на 17 января, Пудожского уезда, Вершининской волости, в д. Яблуней Горки, найден на улице метрвым крестьянин Колодозерской волости, д. Кумбас-озера, Алексей Сотин» (№ 17 - 1883 год).

Тут уже возникает вопрос. А что он делал в д. Яблуней Горки? Посмотрев метрическую книгу за январь этого года, нашлась запись, что 14 января в Кенозерской церкви крестили младенцев две семьи крестьян Сатиних из д. Кумбаозерской. Отцами детей были два родных брата Алексея - Степан Андреев и Савелий Андреев, таким образом крестили племянника и племяницу Алексея. Видимо после этого праздновали крестины.

Ещё 14 января семья из д. Кумбаозерской, крестьяне Семеновы хоронили дочь младенца, может и тут на поминках побывал Алексей Сатин.

Далее, 16 января, в Кенозерском приходе крестили девочку, дочь крестьян из д. Заволочье Льдининых. Может быть Алексей и тут праздновал крестины, что прибавило количество употребленного спиртного, так как умер он именно в этой деревне (д. Заволочье это и есть д. Яблунева Горка). Но это всего лишь предположение.

Второй случай.

*** 26 марта 1883 г. Вершининской волости, прихода Кенского Упраздненного монастыря д. Першлахты крестьянин Карп Андреев Старицын, 56 лет, от излишнего употребления горячих напитков. Не исповедован по внезапной смерти. Погребен на приходском кладбище по отношению Станового пристава 2 стана Пудожского уезда 31 марта за № 294.

Для уточнения причины «праздника» у Карпа, тоже пришлось посмотреть метрическую книгу, так как в заметке из газеты указано, что Карп Старицын умер в д. Дьяковской, хотя в метрической книге Кенозерского прихода он записан как житель д. Першлахта: «Пудожского уезда, Вершининской волости, в д. Дьяковской, 26 марта, скоропостижно умер от излишнего употребления водки крестьянин д. Першлахта Карп Старицын» (№ 32 - 1883 год).

Вполне вероятно, что и в этом случае были крестины младенца, так как 26 марта в Кенозерской церкви крестили младенца крестьяне Сидоровы из д. Ряпусова, а восприемником был Михаил Сивцев из д. Першлахты. Может быть, Карп Старицын приехал на крестины вместе с Сивцевым, а потом зашел в гости к знакомым в д. Дьяковской и там выпил лишнего, что и привело к смертельному исходу. Как и в первом случае, это лишь предположение.

Третий случай.

*** 18 сентября 1883 г. Вершининской волости д. Трихновой крестьянин Степан Филиппов Заляжный, 57 лет, от излишнего употребления водки. По внезапной смерти напутствован не был. Погребен на приходском кладбище по отношению Станового пристава 2 стана Пудожского уезда от 25 сентября за № 884.

В этом случае тоже удалось найти заметку в газете, но она ничего не прояснила: «18 сентября, Пудожского уезда, Вершининской волости, в д. Трихновой, скоропостижно умер, от излишнего употребления водки, крестьянин Степан Заляжный» (№ 84 - 1883 год).

Снова пришлось пришлось прибегнуть к просмотру метрических книг за сентябрь этого года, чтобы найти предполагаемую причину «праздника» у Степана. Здесь удалось найти несколько записей, в данных числах сентября. Перове - 11 сентября крестьяне с д. Фоминой Матюковы крестили дочь, восприемницей была крестьянская девица с д. Трихновой Алесандра Николаева Заляжная. Возможно Степан тоже участвовал при крещении, и после употребление напитков затянулось на несколько дней.

Может быть и другой вариант. В сентябре месяце, как раз 18 числа в Кенозерской церкви было отпевание трех младенцев с д. Кумбасозерской. Возможно Степан выпил за каждого, и в итоге этого хватило для скоропостижной смерти, которая могла произойти вечером 18 сентября. В метрической книге время смерти не указывали. И опять же, это лишь предположение.

Потребление водки было тесно связано и обусловлено народными привычками, традициями, религиозными верованиями, характером и бытом русского крестьянина. Духовенство, находясь в постоянном контакте с крестьянством, начинало перенимать традиции и обрядовые стороны потребления алкоголя. Пьянство было распространено и среди отставных солдат.

В завершение темы про алкоголь, хотесь бы привести один пример с газеты ОГВ, хотя он и не относиться к нашей волости. Очень уж находчивый и смышлённый оказался крестьянин, изобретательно поступил, хотя и поплатился за это своей жизнью. Но что не сделаешь ради глотка горького напитка.

6 марта, Вытегорского уезда, Тихманской волости, в д. Ермаковской, крестьянин Василий Попов, во время перевозки спирта, скоропостижно умер, от излишнего выпития из бочки спирта, посредством соломенки (№ 29 -1883 год).

Ну и последний раздел этой статьи посвящен криминальным случаям. Это совсем редкие записи в метрических книгах, например: «умер от побоев, убит или умер от нанесённых ран». Всего будет рассказано о 4 случаях.

Первый случай.

*** 26 сентября 1912 г. д. Ряпусовой Дмитрий Михайлов Фофанов 21 год от нанесения побоев. На приходском кладбище по отношению судебного следователя от 2 октября за № 144.

В данном случае установить мотив не удалось. Причиной может быть драка между крестьянами на бытовой почве, после которой нанесеные побои стали причиной смерти. При просмотре метрической книги за это и предыдущие числа, никаких крестин, свадеб или похорон не было. Так что вполне возможно, что это несчастный случай, последствия после драки, ссоры, возможно и то, что участники были в нетрезвом виде.

Второй случай.

*** 29 августа 1882 г. д. Глубозерской крестьянин Иван Андреев Худяков, 35 лет, застреленный нечаянно.

Как стало известно газеты ОГВ: «Крестьянин Иван Худяков выстрелил из ружья в цель, причем ружьё разорвало и вылетившим казенником нанесло ему смертельный удар в лоб, отчего он сразу же умер» (№ 90 - 1882 год).

Третий случай.

*** 15 февраля 1894 г. д. Вершининой Петр Андреев Губин, 42 года, от нанесенных ему ран. Исповедовал священник Александр Фрязинов. Погребен на приходском кладбище по отношению Столоначальника Пудожского уездного полицейского управления от 22 февраля 1894 года за № 8.

Подробности удалось найти в газете ОГВ: «В ночь на 15 февраля, в доме крестьянина д. Вершининской Александра Губина, во время свадьбы, крестьянин Дмитрий Попов нанес Губину ножем смертельную рану, от которой Губин 17 февраля умер» (№ 24 - 1894 год).

В заметке газеты немного искажена информация. Некоторые участники свадьбы имели одну фамилию, что не редкость в Кенозерье. При просмотре метрической записи о венчании стало известно, что 14 февраля венчался Михаил Александров Губин и д. Шишкиной Екатерина Петрова Лукина. Поручителями от жениха и невесты были в том числе и Губины - Петр Андреев Губин и Александр Григорьев Губин. Хозяин дома Александр Губин остался жив, а умер от ран Петр Губин. Вот такая грустная и печальная вышла свадьба у молодых.

Четвёртый случай.

Ещё одно двойное убийство произошло в д. Федосовой. Жертвами стали свёкр Андрей Заляжный и его невестка Анна. Анна была родом из этой же деревни, из семьи Трухиных. В 1902 году она вышла замуж за сына Андрея Заляжного Михаила.

*** 8 ноября 1905 г. д. Федосовой крестьянин Андрей Павлов Заляжный, 57 лет, убит.
По внезапной смерти напутствован не был. По отношению главного судебного следователя от 16 ноября 1905 года за № 933 погребен на приходском кладбище.

*** 16 ноября 1905 г. д. Федосовой крестьянская жена Анна Леонтьева Заляжная, 25 лет, от смертельной раны нанесенной посторонней рукой. По отношению главного судебного следователя от 16 ноября 1905 года за № 935 погребен на приходском кладбище.

Какая трагедия разыгралась в этой семье установить не удалось. Почему эти двое оказались вместе в одном месте, где были муж Анны и жена Андрея, тоже неизвестно. Да и собственно, в каком месте произошла трагедия тоже неизвестно. Хотя Андрей Заляжный умер сразу, а Анна только через 8 дней после нападения, похоронены оба были вместе 17 ноября.

Возможно в будущем удастся найти новую информацию по этому делу и установить, что же произошло на самом деле в этой семье.

На этом я хотела бы закончить эту статью. Пусть она и получилась немного грустная, но это жизнь. Хотя ещё в начале прошлого века сорокалетние считались долгожителями, сейчас современная продолжительность жизни - заслуга медицины, которая научилась не только лечить заболевания, но и предотвращать их.

Однако, как сказал один белорусский судебный медицинский эксперт в своей статье: «человек может не родиться, но не умереть он не может».