Деревня Вершинино. Автор фото Владислав Морозов.
Судьба Ивана Лаврентьева достаточно хорошо известна благодаря сохранившемуся в НАРК делу о передаче места диакона при Кенозерской Успенской церкви в 1820 году в связи с болезнью Ивана Лаврентьева.
Дело включает несколько документов. Далее дан их вольный пересказ.
Прошение Михаила Иоанова о назначении его на дьяконскую должность. Михаил Иоанов сообщает, что ему нужно содержать отца, мать и двух сестер, а содержания в монастыре нет.
Прошение отца Иоанна Лаврентьева. «При старости моих лет, ныне 63 года, пришел в крайне болезненное состояние, лишился действия правой ноги и руки, не могу исправлять не только дьяконскую должность, работу по дому, но и вставать не в силах. После 33-летнего служения не остаться без насущного куска хлеба, поэтому прибегаю к Вашим святительским стопам Вашего преосвященства, прошу благословить на дьяконское место сына моего того же уезда Кенского упраздненного Иванова, который обязуется доставлять пропитание ». Далее приписка - проситель Михаил Иванов имеет родственников в приходе – священник Илья Лаврентьев двоюродный брат, а пономарь Петр Иванов родной брат.
Список прихожан, подтверждающих и одобряющих это назначение.
Характеристика Михаила Иоанова. "Читает нехорошо, поучений говорить по книгам не умеет, христианских мыслей не знает и не разумеет. Мог пересказать только кахитизиса таинства и заповеди. К дьяконскому делу я признаю его малоспособным."
Свидетельство протоиерея Филиппа Оштинского и присутствующего дьякона Николая Протопопова из Вытегоргского Духовного правления Пудожского уезда упраздненного Кенского монастыря пономарю Михаилу Иванову в том, что "он с 1801 года определен пономарем по сие время, жизнь вел честно, добропорядочно и не в чем не подозрен, в совершенной трезвости. По судебным делам и в штрафах никогда не находился." ноябрь 1820 года.
Формулярные ведомости за 1819 год.
"Дьякон Иван Лаврентьев природный великороссиянин, священнический сын, в семинарии не обучался. В 1782.11.10 определен к Успенской церкви дьячком, посвящен в стихарь. В 1784 году произведен в дьяконы, состояния хорошего, под судом не был. К должности все знает, женат, от роду ему 58 лет."
"Михаил Иванов сын Ивана Лаврентьева, в семинарии не обучался. С 1801 по 1803 г.г. служит при церкви того монастыря пономарем. 3.02.1803 года посвящен в стихарь, состояния хорошего, суду не подвержен, катехизм знает и читает, поет нетвердо. Устав церкви отчасти знает, женат, от роду 32 года.
подпись канцелярист Петр Качановский 6.12.1820г.
Указ от 15.12.1820 года. Пудожского уезда Кенозерского прихода дьякона Иоанна Лаврентьева (заболевшего) освободить от должности, на его место сына того же уезда Кенского упраздненного монастыря пономаря Михаила Иоанова.
В этом деле имеются формулярные ведомости 1819 года, в которых сообщается, что Иван Лаврентьев сын священника, природный великороссиянин, в семинарии не обучался. Начал служить при Кенозерской Успенской церкви дьячком 10 ноября 1782 года. Был посвящен в стихарь (Стихарь - это одежда священнослужителя; посвящение в стихарь - это благословенный архиереем переход в священство, получение права носить специальную, соответствующую сану, одежду). С 1784 года по 1820 год выполнял обязанности диакона в Кенозерском приходе. В своём прошении Иван Лаврентьев писал, что заболел, "лишился действия правой ноги и руки" и не только не может выполнять свои служебные обязанности, но и вставать с постели. Видимо, это был инсульт. Однако Иван Лаврентьев прожил ещё долго, он умер в 1831 году.
Дьякон Иван Лаврентьев умер в 1831 году, дочь Анна (42 года)
Вместе с тем в этом прошении Иван Лаврентьев сообщил сведения, которые заставили долго и безрезультатно ломать голову исследователей его жизни. Указывая родственные связи сына Михаила в приходе, он писал, что пономарь Кенозерского прихода Петр Иванов - его родной брат, а священник того же прихода Илья Лаврентьев - двоюродный брат. Только обнаружение Ревизской сказки 1795 года позволило установить истинное родство Ивана и Ильи Лаврентьевых.
Имена детей Ивана Лаврентьева и его жены Евдокии Ивановой, дочери местного кенозерского крестьянина, перечислены в Ревизской сказке 1795 года: Пётр, Михаил, Фёдор, Анна и Евдокия. Позже родились ещё сын Василий и дочь Агафья.
1795 года июня 30 дня Архангельской Епархии Олонецкой губегнии Пудожского уезда Кенозерского прихода церкви Успения Пресвятой Богородицы священно и церковнослужители ... дали сию сказку ...
Священник Лаврентий Фёдоров (55 лет)
у него жена Екатерина Андреева (53 года) взята Красновского прихода бывшего священника Андрея Семёнова дочь
У них дети писанные в последнюю ревизию
Иван (35 лет) в 782 году произведен в том же приходе диаконом
у него жена Евдокия Иванова (34 года) взята того же прихода крестьянина Ивана Подосенова? дочь
у них дочь писанная в последнюю ревизию Анна (10 лет/1782) помре
рожденные после ревизии Пётр (12 лет) в 792 году определен в том же приходе пономарём, Михаил (6 лет), Фёдор (2 года), Анна (4 года), Евдокия (1 год)
Ревизская скаска
1816 года генваря ... дня Новгородской епархии Олонецкой губернии Пудожского уезда Кенозерского прихода двукомплектной церкви Успения Божия Матери ...
Дьякон Иван Лаврентьев (55 лет), его жена Евдокия Иванова (50 лет), сын Василий (16 лет) выбыл в пономари в 1815 году в Вытегру. Дочери Анна (24 года) и Агафья (14 лет)
Старший сын Пётр всю жизнь прожил в Кенозерском приходе, а средние - Михаил и Фёдор были определены в соседний Кенский приход. Из дочерей в родном доме осталась одна Анна, замуж она так и не вышла. Младшему сыну Василию единственному посчастливилось пройти обучение в Пудожском приходском училище. Там он получил фамилию Грандов.