Кирилл Матвеевич родился 27 февраля 1913 г. в селе Замежье Усть-Цилемского района в семье крестьянина. Русский. Образование начальное. Работал хлебопеком.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941г. Воевал на Карельском, 2-м Белорусском фронтах. Ефрейтор. В декабре 1941 г. автоматчик 239-го стрелкового полка 27-й стрелковой дивизии (10-я армия второго формирования). Чупров в составе разведроты, окружённой во вражеском тылу на Карельском фронте, двое суток отбивал натиск превосходящих сил финнов и эсэсовцев. Когда кончились патроны, гранаты, оставшиеся в живых разведчики в рукопашной схватке удержали рубеж и обратили противника в бегство.
В числе других разведчиков Чупрова наградили орденом Славы III-й степени (Приказ по 27-й стрелковой дивизии 12 декабря 1944 г.).
В Восточной Померании в бою за населенный пункт Гнездау 13 марта 1945 Чупров смело отвлёк на себя огонь вражеских автоматчиков, засевших в доме, и дал возможность роте развить успех. Приказом по 19-й армии награждён орденом Славы II-й степени (27 марта 1945 г.).
Золотого ордена — Славы I-й степени — Чупров удостоился 15 мая 1946 г. за мужество и отвагу при ликвидации Гдыньской группировки (1—5 апреля 1945) и освобождение польского города Гдыни.
Действуя в танковом десанте, он противотанковой гранатой вывел из строя противотанковое орудие с прислугой, в критические минуты вместе с командиром полка прямой наводкой из пушки отразил контратаку танков. С 1956 г. ефрейтор К. М. Чупров — в запасе. Жил в Усть-Цильме, работал в сельпо. Затем жил в Сыктывкаре. Награжден орденом Отечественной войны I-й степени, медалями.
Источник информации:
Александров, А. Н. Кирилл Матвеевич Чупров / А. Н. Александров // Звезды отважных: наши земляки - Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы : сборник очерков и кратких биографических справок / А.Н. Александров. – Сыктывкар, 1991. - С.191-192
РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
<<…>>
Настоящим испытанием на мужество явилась одна операция, когда разведчики оказались в окружении и приняли бой с противником, превосходящим их по численности в несколько раз. Вышли все боеприпасы, и тогда разведчики бросились на врага с ножами в руках. Немногие остались в живых. Слава об этом сражении облетела весь фронт.
Чупрову пришлось воевать на Карельском и других фронтах. Он штурмовал и так называемый Померанский вал, где вновь отличился, подавив гранатами опорный пункт противника, преградивший путь нашим наступающим частям.
В его военной биографии был и такой случай, когда он один уничтожил расчет вражеского орудия, чем обеспечил успех танковой атаки. Это было под Гдыней.
Прошло полвека, а война все дает себя знать. Нет- нет да и снова накроет его в тихую ночь своими ужасами. И будто всегда он в разведке, в тесном окружении врагов, откуда так нелегко выбраться.
Рука Кирилла Матвеевича привычно скользнула по рубашке, пальцы нащупали глубокую рану на груди - след разрывной пули. Таким стало это углубление знакомым, будто с самого рождения оно здесь, будто родинка. А стоило тому финну, стрелявшему в него, взять несколько левее, и тогда уж он не потрогал бы эту «родинку».
Потом в глубокой задумчивости он ощупал и другую «родинку». Эта - со рваными краями, сюда влетел осколок мины, который и теперь еще сидит в легком. Сразу тогда в госпитале не вытащили, так и остался. Говорят, жиром оброс, пока сильно не тревожит. А дальше, кто его знает, что будет. Страшная война до конца жизни будет с ним.
Да и как же забудешь все это? ... Как такое вычеркнешь из памяти.
...Грозовое лето 1941-го. Горят города и села. В когтистых лапах вероломно напавшего зверя наши люди гибнут десятками тысяч, сотнями тысяч попадают в плен - солдаты, женщины, дети. Закованное в броню моторизованное чудовище остервенело рвется к Ленинграду, Москве, к Волге. Его неумолимая петля до предела натянута на горле страны Советов. Враг хочет добрую половину наших людей превратить в пепел, а другую сделать рабами.
Но мы не рождены быть рабами! Каждый, кто только мог, поднялся на борьбу со смертельным врагом: молодые взяли в руки оружие, женщины, старики заменили их за станком и плугом, в угольных шахтах и лесных делянках, чтобы обеспечить фронт всем необходимым.
В числе тех, кто встал в тот грозовой год на огненный путь войны, был и Кирилл Чупров, занимавшийся дотоле самым мирным делом на земле - он пек для жителей села Усть-Цильмы хлеб.
Детство у парня было трудное - отец с матерью растили десять детей. С малолетства пришлось выполнять всякую работу. И только-только начал выходить на самостоятельную дорогу жизни, хотел обзавестись семьей, как вдруг... В руках Кирилла вместо пахнущего ароматом жизни хлеба оказался боевой автомат.
Кирилл Чупров, как и многие другие коми воины, попал на Карельский фронт.
Враг захватил Олонец, Петрозаводск, яростно рвался к югу. Ни днем, ни ночью не утихали ожесточенные бои. В одном из таких боев под Петрозаводском Чупров получил первое ранение. Отступали по лесу. Неожиданно их отрезала большая группа финнов. И пришлось с боем прорываться к своим. Кирилла, раненного в грудь, вытащили товарищи.
Пришлось несколько месяцев лечиться в госпитале. Нелегко было воевать с финнами. Отличные лыжники, они хорошо бегали и отлично знали лес. Другой раз и не заметишь, как выскочат в белых маскхалатах из-за деревьев, полоснут автоматной очередью и назад, лишь снежное облако остается. У Кирилла Матвеевича не раз бывали моменты, когда казалось, что все, пришел конец, уже теперь-то не выбраться живым. Но и в такие критические минуты он не терял головы, бился до конца, зная, что иначе нельзя, иначе не одолеешь врага. Никогда не забыть ему, как однажды их подразделение в составе 125 человек получило задание провести глубокую разведку. Надо было точнее установить силы и месторасположение противника. Зашли далеко, около шестидесяти километров. Многое узнали и сообщили по рации. Бесшумно ликвидировали несколько дозоров. Но неожиданно сами попали в ловушку. Их окружили, отрезали обратный путь два батальона финнов и рота «СС».
Старший группы, Аршинов, обратился к разведчикам:
- Друзья. В эти минуты я не обещаю вам легкой жизни. Я могу предложить вам лишь борьбу. Борьбу на смерть. Слышали, что кричат они? Кто не желает драться, может идти в плен.
Таких не оказалось.
- Тогда скажем себе, что эта сопка вновь стала советской землей и, пока живы, не отступим с нее ни на шаг.
- Не отступим! - сказали разведчики.
Была осень, было время «пышного увядания природы», как сказал поэт. Когда под нежаркими лучами солнца лес представляет изумленному взору буйство красок, когда поляны и косогоры полны таежными плодами. Но людям некогда нагнуться и сорвать влажную пахучую гроздь брусники.
«А леса здесь такие же, как и у нас дома, - с волнением подумалось тогда Чупрову.
Будто в верховьях нашей Пижмы». Дальше думать было уже некогда, потому что началась невообразимая свистопляска мин и пуль. А когда вокруг тебя земля рушится от разрывов, когда рядом падают, чтобы уже больше никогда не подняться, окровавленные товарищи, тогда уж не до дум о природе. Тогда хочется засунуть голову куда-нибудь поглубже. А когда убийственный огонь несколько поутихнет, и разъяренный враг бросится в атаку, думаешь только о том, чтобы побольше гадов подшибить. А еще тебе очень хочется, чтобы надольше хватило патронов и гранат.
Больше двух суток дрались разведчики. Кончились патроны, гранаты, пошли в дело боеприпасы павших товарищей и даже фрицев, густо валявшихся по склонам сопки, а враг так и не мог их сломить. Когда кончилось все, когда, казалось, настал последний час жизни, все, кто остался в живых и еще мог двигаться, поднялись и с ножами бросились на атакующих немцев. Это было какое-то безрассудное вдохновение, высшее проявление решимости, меры ненависти к врагу и стремления до конца выполнить свой долг перед Родиной. И в этот момент, когда разведчики поднялись и молча пошли на врага, сжимая рукоятки ножей, несколько в стороне вдруг заговорили пулеметы и послышалось мощное «ура!». Это пришла помощь, а с нею и жизнь.
После рейда по тылам врага, после драматического боя, в котором Кирилл Чупров проявил себя как неустрашимый боец, его наградили орденом Славы III степени. Потом он еще не раз ходил в разведку. Случалось, что приводил и «языка». Тот, кто ходил во вражеский стан на это отчаянное дело, тот хорошо знает, что это такое. Сколько отваги и сноровки нужно! Ведь ты каждую минуту можешь напороться на врага и тогда самого зацапают или пристукнут. А потом, если тебе повезет, надо еще и тащить того «языка» по «чужой» земле.
Не каждый отважится на такое дело!
Кирилла Чупрова всегда с охотой брали в разведку. Вроде бы и молчуном был и по причине малой грамоты знаниями не отличался, но и товарищи и командиры всегда видели в нем смелого солдата, который и драться умеет и не оставит друга в беде. С виду он - среднего роста, но крепкий, цепкий до жизни, по - лесному живучий. Такая живучесть с годами постепенно накапливается у тех, кто вырос в таежной деревне и привык с малолетства добывать себе пищу в лесу и в реке, кто очень рано приобщился к крестьянскому труду. Это - живучесть гибкой ивы и черемуховой лозы, которые так трудно переломить.
В сентябре 1944 года обессиленная Финляндия порвала связи с немцами и вышла из войны. Высвободившиеся на севере части, куда входила и стрелковая дивизия, в которой воевал Кирилл Чупров, были переброшены на Второй Белорусский фронт. Им предстояло разгромить Восточно-Померанскую группировку немцев и очистить побережье Балтийского моря от Вислы до Одера. Это легко сказать «очистить». Здесь, в Восточной Пруссии, находилось главное логово фашизма. Здесь пролегал так называемый «Померанский вал», состоящий из многослойных оборонительных полос. Рвы и траншеи, доты и дзоты, противотанковые надолбы и эскарпы, минные поля и колючая проволока... Что только не пришлось преодолевать наступающим советским армиям. И все - с жестокими боями.
Попробуй вытурить озверевшего врага, запрятавшегося под непробиваемыми стенами, когда он мечет огонь и смерть из бесчисленных стволов и даже не помышляет о сдаче... Но и советские бойцы были уже не те, что раньше. И они многому научились. Хорошо овладел солдатским ремеслом и Кирилл Чупров. Здесь в бою за населенный пункт Гнездау он вновь отличился. Немцы сильно укрепились в доме, откуда хорошо простреливалось все вокруг.
Под их плотным огнем невозможно было поднять головы. Уже несколько солдат вышло из строя. Если продолжать наступление - потери будут еще большими.
«Может, рискнуть подползти? - взволнованно подумалось Кириллу. - Я, пожалуй, самый опытный здесь. Другие, может, надеются ...» И он попросился.
Благодарный, горячий взгляд командира был наградой на эту просьбу, в которой, несмотря на обыденность и простоту, были высшая человечность и скромное величие солдата.
Опытным взглядом охотника и разведчика Кирилл окинул местность и наметил себе маршрут, по которому он может более или менее скрытно подползти к дому. Но разве в таком положении можешь быть до конца уверенным, что тебя не видят, что вот-вот не прошьют автоматной или даже пулеметной очередью?
Ему показалось, что он ползет уже целую вечность. Он полз и изо всех сил старался не думать о смерти. О смерти, когда подбивают как беззащитного глухаря. Если уже смерть, то у самого дома, в схватке, когда он будет громить гранатами осиное гнездо врага... А для этого надо быть осторожней, не надо спешить... Хорошо, что ребята отвлекают их своим огнем...
Кирилл дополз до дома. Остальное было уже легче... В этом бою он уничтожил пятерых немцев и двоих взял в плен... Командование высоко оценило самоотверженный подвиг солдата, наградив его орденом Славы II степени.
Победная весна набирала силу. Измученная, исковерканная железом и порохом земля снова была в цвету, природа снова возрождалась к жизни. А враг все не прекращал упорного сопротивления, ощетинившись тысячами и тысячами стволов, продолжал сеять смерть.
Сколько еще советских солдат осталось лежать в чужой земле, так и не познав радостного часа Великой Победы!
Наши наступающие дивизии сильно поредели, люди предельно устали, измучились, но ничто уже не могло остановить их наступательного порыва - так велико было желание победить и этим закончить ненавистную всем войну.
Жестокие бои завязались при ликвидации Гдыньской группировки противника в начале апреля 1945 года. И здесь Кирилл Чупров совершил свой очередной ратный подвиг.
Об этом так говорят скупые слова боевого донесения.
«4 апреля 1945 года Кирилл Чупров наступал в составе танкового десанта. После того, как машина выскочила из леса, по ней стала бить прицельным огнем хорошо укрытая противотанковая пушка врага. Танку не было возможности ни проскочить мимо нее, ни вывести ее из строя. Тогда солдат Чупров один вызвался уничтожить пушку. Он скрытно подполз к орудию и броском противотанковой гранаты подбил пушку и ликвидировал расчет. В этот же день товарищ Чупров первым ворвался в окопы противника и уничтожил трех вражеских солдат».
Вроде небольшой, частный эпизод, но в нем понятный каждому человеку риск, огромное желание победить с меньшими потерями, пусть даже ценой собственной жизни.
И не из таких ли «небольших» эпизодов, повторенных советским солдатом тысячекратно, выковывалась небывалая в истории человечества Победа?
Перед решительным штурмом города Гдыни командир полка обратился к своей поредевшей части осипшим от беспрерывных боев голосом:
- Друзья, вы уже слышите рокот моря. Еще одно усилие, и мы омоем наши потные лица свежей водой Балтики. Да, нас мало. Да, мы нечеловечески устали, но мы возьмем город. А потом он добавил, что если город будет взят, то каждого ожидает большая награда.
Они взяли город, омыли лица прохладными водами Балтики. А награда? В последние жаркие дни войны Кирилл Матвеевич оказался в составе войск, наступавших на Берлин, и лишь немного не дошел до него. Тогда, в великом скоплении народа, видимо, потерялся след бывалого солдата. Но не совсем. Через двадцать лет на берегу многоводной Печоры в Усть-Цильму пришел еще один орден Славы. Теперь уже высший - I степени.
Каждый год, с давних пор, в Усть-Цильме звенит веселый праздник, так называемая «Горка». Когда завершаются весенние полевые работы, а к сеноуборке еще не время приступать, - на улицы села выходят стар и млад, чтобы песнями и плясками, весельем и играми отрешиться от забот долгой северной зимы и радостно приветствовать наступающее лето, которое, конечно же, одарит людей хлебом и ягодами, рыбой и дичью, всеми плодами земли.
На этих ярких празднествах всегда можно видеть среднего роста, еще крепкого, пожилого мужчину. Он стоит не в шумливой толпе зрителей и болельщиков, а в числе тех, кто веселит, радует людей. Этот мужчина великолепно исполняет народные песни, у него открытый, звонкий голос. Вместе с такими же, как и сам , дяденьками и тетеньками голосисто затянет плавную мелодию, и вроде бы разглаживается суровое лицо, и взгляд становится нежно- задумчивым.
Прошедший сквозь огонь великой войны, солдат Кирилл Матвеевич Чупров - полный кавалер орденов Славы — в эти минуты, может быть, бывает самым счастливым человеком.
Оттого, что может вот так радоваться жизни, оттого, что за эту жизнь он тоже бился, сражался. А потом много трудился и вместе с женой Пелагеей Кирилловной вырастил четверых детей.
В эти светлые минуты, в минуты раздумий о своей судьбе, ему снова и снова вспоминаются когда-то услышанные высокие и правдивые слова поэта:
Бой идет не ради славы —
Ради жизни на земле.
Источник информации:
Торопов, И. Ради жизни на Земле / Иван Торопов // Честь и слава героям. 1941-1945 : сборник статей и очерков / сост. А.М. Калимова, А.А. Карпов – Сыктывкар, 2007. – С.871. – (Книга памяти Республики Коми)
НАГРАДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Наименование награды: Орден Славы III степени
Кто наградил: 33 гв. сд
Номер документа: 25/н
Дата документа: 14.05.1944
Приказ подразделения
№: 25/н от: 14.05.1944
Издан: 33 гв. сд
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 690155
Дело ист. информации: 2090
Орден Славы III степени
"Товарищ Чупров 20 - 21 ноября 1943 года, находясь с отрядом в окружении в бою с белофинами в районе Большое Пукозеро показал себя мужественным воином Красной Армии. В течении полуторасуточных боев он участвовал в отражении 10 атак превосходящих сил противника. Пренебрегая личной опасностью с целью экономии боеприпасов он подпускал врага на расстояние до 20 метров и меткой стрельбой из личного оружия - винтовки уничтожил 11 вражеских солдат и стойко до конца боя удержал свой рубеж.
За проявленную отвагу и истребление 11 белофинов достоин правительственной награды Ордена СЛАВЫ 3 степени.
_______________
Сохранена стилистика и орфография первоисточника
Наименование награды: Орден Славы II степени
Кто наградил: ВС 2 гв. А
Номер документа: 138/н
Дата документа: 01.12.1944
Приказ подразделения
№: 138/н от: 01.12.1944
Издан: ВС 2 гв. А
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 686196
Дело ист. информации: 1877
Орден Славы II степени
"За то что в боях на Карельском фронте первым ворвался в траншею противника был награжден приказом 27 стрелковой дивизии №048 14.12.43 г. орденом СЛАВЫ III степени.
13 марта 1945 года в боях за населенный пункт ГНЕЗДАУ скрытно пробравшись к дому, где засели вражеские автоматчики и взяв их под обстрел дал возможность роте успешно продвинуться вперед и развить успех по овладению населенным пунктом. Лично ЧУПРОВ в этом бою истребил пять и взял в плен двух немецких солдат.
За мужество и отвагу в боях против немецких захватчиков товарищ ЧУПРОВ достоин правительственной награды ордена СЛАВЫ II СТЕПЕНИ".
_____________
Сохранена стилистика и орфография первоисточника
Наименование награды: Орден Славы I степени
Дата документа: 15.05.1946
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: Картотека награждений
Дело ист. информации: шкаф 96, ящик 4
Орден Славы I степени
"За бои на Карельском фронте , приказом частям 27 стрелковой дивизии №043 от 14 декабря 1943 года награжден орденом "СЛАВЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ" за бои за город Шлаве, Штольп и населенный пункт Гнездау приказом 19 Армии №0109 от 27 марта 1945 года награжден орденом "СЛАВЫ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ".
При ликвидации гдыньсой группировки с 1 апреля по 5 апреля 1945 года в бою, товарищ Чупров действуя в танковом десанте, до выхода из леса танка он заметил противотанковую пушку и уничтожил в месте с ней расчет, этим самым спас танк от непременного поражения. Продвигаясь по переднему краю противника, при атаке, товарищ Чупров первым ворвался в окоп и уничтожил 3 вражеских солдат противника.
За проявллые мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками, товарищ ЧУПРОВ достоин Правительственной награды ордена "СЛАВЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ".
_________________
Сохранена стилистика и орфография первоисточника