Уроженец села Спаспоруб Прилузского района .
В армию был призван Ухтинским райвоенкоматом 31 августа 1942 года .
Воевал в составе Северо -Западного фронта. За овладение Туркин-Саари (под Выборгом) лейтенанту Маркову И. П. 11 апреля 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
И. П. Марков родился 11 апреля 1913 г. в с. Спаспоруб Прилузского района, в семье коми крестьянина. Учился в школе сельской молодежи, на рабфаке Коми гос ударственного педагогического института. В конце 1935 г. был зачислен курсантом Первого Ленинградского Краснознаменного артиллерийского училища, после окончания которого в 1938 г. получил воинское звание лейтенанта и стал кадровым командиром Красной Армии.
На исходе первого года его службы в Белорусском Особом военном округе фашистская Германия, совершив нападение на Польшу 1 сентября 1939 г., развязала вторую мировую войну.
Советский Союз принял меры по укреплению своих западных границ.
Лейтенант Марков в составе 297 - го артполка 121-й стрелковой дивизии участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в результате которого граница отодвинулась на запад. Зимой 1939—1940 гг. участвовал в советско-финской войне. Воевать пришлось на Карельском перешейке Северо -Западного фронта в войсках 7-й армии начальником разведки дивизиона 451 -го артиллерийского полка 113 -й стрелковой дивизии, испытал всю тяжесть боев в условиях суровой зимы и неподготовленности нашей армии к проведению боевых операций.
Части Красной Армии столкнулись на Карельском перешейке с мощными укреплениями так на зываемой «линии Маннергейма», сооружавшейся в течение ряда лет под руководством иностранных специалистов. По всему Карельскому перешейку были построены
сотни мощных железобетонных и гранитно -земляных укреп лений, соединенных траншеями, ходами сообщений, оснащенные артиллерией и пулеметами. Глубина обороны достигала 90 км. Система огня обеспечивала его многослойность на всем участке с фронта и с флангов. Опорные пункты прикрывались многочисленными противотанковыми и противопехотными заграждениями и
препятствиями, подходы к которым находились под воздействием огня дотов и дзотов. Бо льши нство дотов представляло собой железобетонные крепости, как пра вило, в два этажа, с толщиной стен и потолочных перекрытий в 1 ,5—2 метра , имевшие на вооружении по нескольку пулеметов и орудий. В таких сложных условиях лейтенант Марков «за время боев,— отмечено в наградном документе, — проявил себя смелым, инициативным, находчивым командиром разведки». Он еще при продвижении подразделений дивизии к укрепленной полосе расчищал им путь по лесному бездорожью, обезвреживая вражеские за сады, снайперов - «кукушек». Принимал самое акти вное участие в подготовке к штурму и прорыве линии Маннергейма. В первой полосе
под командованием Маркова разведчики захватили языка, выявили 8 дотов. По целеуказаниям разведчиков батарея несколько дней принималась вести разрушительный огонь по укреплениям врага , но, поднявшись в атаку пехота не могла занять первую линию укреплений. Где-то остались неразбитые доты, из которых противник вел губительный огонь. Тогда Марков повел разведчиков в ночной поиск и обнаружил еще два вражеских дота, которые разбить с дальних позиций было трудно. Пришлось скрытно ночью выкатить несколько орудий на новые огневые позиции, почти на прямую наводку. С рассветом ударили по врагу. Противник начал отступать походам сообщения, а наша пехота продвинулась вперед. «При стрельбе прямой наводкой из орудий 8 февраля 1940 г. в районе Тайпало у высоты 38,2,— отмечено в наградном документе,— когда было уничтожено несколько вражеских дотов и пулеметных огневых точек, тов. Марков давал целеуказания, сам находясь на открытой огневой позиции около орудия под ураганным огнем противника». За образцовое выполнение задачи и проявленные мужество и смелость при штурме первой полосы укреплений линии Маннергейма лейтенант Марков, был награжден медалью «За отвагу». Прорвав две укрепленные полосы, войска 7 -й армии подошли к последней, третьей полосе в районе Выборгского залива. Здесь 113 -й стрелковой дивизии предстояло за хватить остров Туркин-Сари, прикрывавший подступы к Выборгу с моря, выйти на Выборгское шоссе и перерезать неприятелю путь к отступлению. Задача оказалась очень трудной.
В период наступления на остров Туркин - Сари лейтенант Марков вел разведку огневых точек противника. «Наша пехота,— пишется в наградном документе, делала четыре попытки овладеть этим островом, но с ильный пулеметно - минометный огонь не давал возможности продвинуться к переднему краю острова». Полк понес незначительные потери ранеными и убитыми. На командный пункт прибыл командир дивизии, разобрался в обстановке, приказал артиллеристам подавить огневые точки противника, выручить полк из беды и выполнить поставленную задачу. Для этого необходимо было выдвинуть передовой и наблюдательный пункт и вести прицельный огонь. Ночью противник попытался выбить нашу пехоту с острова, по успеха не достиг. Вызванный лейтенантом Марковым огонь артиллерийских батарей нанес белофиннам большие потери.
Утром разгорелся бой с новой силой. Удерживая господствующую вокруг возвышенность, противник наносил наступающим подразделениям значительный урон. Тогда в поддержку пехоте в бой за высоту двинулось танковое подразделение. На броне одного из танков продвигался вперед лейтенант Марков, корректируя огонь артиллерии, которая подавляла огневые точки. Командир 451 -го артполка капитан Белогвардейцев подчеркивает в наградном листе, что «четкая связь Маркова с пехотой в значительной степени обеспечивала занятие нами острова Туркин - Сари... Противник заметил движущийся танк и сидящего на нем командира, открыл сильный огонь из противотанкового орудия, выпустил око ло 20 снарядов, причем осколком одного из них тов. Марков был ранен в спину и руку, но продолжал выполнять задание: подавил три пулеметные точки, заставил замолчать противотанковые пушки , сам поднял пехоту и повел ее в атаку...» Только в конце боя раненый лейтенант Марков почувствовал себя плохо и пришел в сознание уже в госпитале.
Указом Пре зиди ума Верховного Совета СССР от 11 ап реля 1940 г., в день рождения Ивана Петровича, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он стал первым коми воином, удостоенным этого высокого звания.
После лечения в госпитале и укрепления здоровья в одном из южных курортов Иван Петрович приезжал на побывку в родную Коми
республику, был ее желанным и дорогим гостем. Встречался с трудовыми коллективами Сыктывкара и района, побывал в родном селе Спаспорубе. В кругу уже немолодых родителей, многочисленных родственников, односельчан, заполнивших его дом, за праздничным столом подробно рассказал о своих боевых делах. Обстоятельная запись этой задушевной беседы молодым в то время журналистом Геннадием Федоровым, ставшим впоследствии коми народным писателем, легла в основу опубликованной брошюры «Герой Советского Союза лейтенант Марков» (Сыктывкар, 1941). Почти полвека это произведение служит единственным литературным первоисточником о геройском подвиге земляка.
В то время никто не предполагал, что эта первая встреча с героем станет последней. Напутствуя сына к новому месту службы, Марковы не знали о том, что провожают е го в дорогу, по которой обратно не все возвращаются. И сам Иван Петрович со всей искренностью старался утешить своих родных надеждой и обещанием в следующий отпуск снова побывать в родительском доме. Тем более , что предстояло служить не за тридевять земель, а под Ленинградом. С такими радужными надеждами и расстались тогда родители Марковы со своим сыном.
31 июня 1940 г. лейтенант Марков прибыл к месту службы и вступил в должность начальника разведки 412 -го гаубичного артиллерийского полка в Ленинградском военном округе. Успешно участвовал в летних полевых учениях, но к осени того же года получил новое назначение и был направлен в Западный Особый военный округ.
Приказом штаба округа от 9 октября лейтенанта Маркова назначили командиром артбатареи 58 -го гаубичного артиллерийского полка 13 -й стрелковой дивизии 10 -й армии.
Разумеется, в письмах к родным Иван Петрович не мог тогда сообщить об этих служебных подробностях, рассказать о том, что из четырех общевойсковых армий, прикрывающих накануне войны с фашистской Германией западную границу Советского Союза, 10 -я армия была самой сильной в округе по составу и оснащению. Она прикрывала участок границы южнее полосы городов Гродно, Августов, то есть так называемый белостокский выступ. Ее штаб находился в самом Белостоке. Не сообщали о том, что членом военного совета армии был его земляк из при сыктывкарского села Граддор, коми человек с двумя ромбами в петлицах — дивизионный комиссар Дубровский (урожденный Сивков) Дмитрий Георгиевич.
В белостокском пограничье 6 марта 1941 г. лейтенант Марков получил очередное воинское звание «старший лейтенант». Там и застала его война.
Сведения об участии старшего лейтенанта И. П. Маркова в боях с немецко-фашистскими захватчиками весьма скудны, по существу их нет в архивах и литературе . Имеется лишь запись в карточке учета безвозвратных потерь, в которой сказано: «Марков Иван Петрович, старший лейтенант, командир батареи 58 -го гаубичного артиллерийского полка 13 -й стрелковой дивизии. В Советской Армии с 1935 г. Погиб в 1941 г.» Пока не найдены в архивах военные документы первых месяцев боев полка, дивизии, поэтому и боевой путь героя, его судьбу раскрыть нет возможности. Лишь по общим, косвенным оперативным документам можно, в основном, представить ту трагическую обстановку, в которой с первого часа войны оказался Герой Советского Союза старший лейтенант И. П. Марков.
Суть драматизма заключается в том, что для 10 -й армии вероломное нападение немецко - фашистских войск 22 -го июня 1941 г. оказалось действительно внезапным. По свидетельству авторов документального исследования «Краснознаменный Белорусский военный округ» (М., Воениздат, 1 983) известная директива Наркома Обороны, привести части в полную боевую готовность, посланная из Москвы в штаб округа среди ночи на 22 -е июня 1941 г., не дошла своевременно до штаба 10 -й армии. Она была получена уже после вторжения захватчиков. Поэтому сигналом боевой тревоги для полков и дивизий этой армии практически послужили разрывы немецких бомб и снарядов в местах их расквартирования. Не успев занять рубежи обороны, войска в первые же часы понесли чувствительные потери и вынуждены были вести бои в невыгодных условиях. Многим подразделениям с самого начала пришлось драться в окружении.
Внезапными ударами авиации нарушилась связь, затруднилось управление войсками. 13-я стрелковая дивизия, в которой служил Марков, не имея связи со штабами корпуса и армии, не могла прочно удерживать приграничные позиции и начала отход с тяжелыми боями. К исходу первого дня войны ее разрозненные части вели бои уже в 15—20 километрах от границы.
В условиях многократного превосходства противника в силах и средствах советские бойцы и командиры проявили необыкновенную
стойкость, мужество и отвагу, оказывая на ряде участков решительное противодействие. Но, как говорится, сила силу ломит. В тяжелой обстановке по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего в конце июня 19 41 г. наши части вынуждены были оставить белостокский выступ, чтобы избежать глубокого вражеского окружения, хотя миновать этого все же не удалось. После двухдневных боев на подступах к Минску ударным группировкам двух немецких танковых групп удалось в ряде участков прорвать оборону только что выдвинутой 13-й советской армии и 28 июня соединиться восточнее Минска, перехватив таким образом пути отхода отступающим одиннадцати дивизиям 3 -й и 10-й армий Западного фронта. Но окруженные войска продолжали сражаться , сковывая около двадцати пяти немецких дивизий. Развернулась ожесточенная борьба в тылу врага. 13-я стрелковая дивизия, в которой действовал старший лейтенант Марков, в окружении (по свидетельству архивных документов) со 2 -го июля по 18 -е сентября 1941 г. входила в сводный отряд генерала И. В. Болдина. 11 -го авг уста 1941 г . под Смоленском свыше тысячи бойцов и командиров группы войск генерала Болдина прорвались через вражеские заслоны и вышли из окружения к главным силам фронта. За 45 суток рейдов по тылам врага группа Болдина («Лесная дивизия») нанесла противнику большой урон: уничтожила несколько немец ких военных штабов, 26 танков, сотни автомашин, мотоциклов, пять артиллерийских батарей, несколько военных складов. Истребила с выше тысячи вражеских солдат и офицеров. Немало советских бойцов и командиров продолжало борьбу в партизанских отрядах. Многие пали в этих боях смертью храбрых, среди них и Герой Советского Союза старший лейтенант Иван Петрович Марков. Пока нет оснований сказать, где, когда, при каких обстоятельствах погиб Герой. Вышедшие из о кружения части и подразделения 13-й дивизии состояли в группе генерала Болдина до 18-го сентября, но к этому времен и 58 -й гаубичный артиллерийский полк, в котором старший лейтенант Марков командиром артбатареи вступил в первый бой с фашистскими захватчиками, уже не значился в дивизии. Упоминается только 48 -й артиллерийский полк. 19 -го сентября 1941 г. остатки 13 -й стрелковой дивизии были расформированы по другим полкам и дивизиям.
Таким можно представить полный драматизма и героизма боевой путь 13-й стрелковой дивизии и входивших в нее частей в первые месяцы Великой Отечественной войны, где еще предстоит найти затерявшийся след Героя — нашего земляка.
Память о подвиге И. П. Маркова неугасима. Его имя носят школа в родном селе Спаспорубе, улица в Сыктывкаре.
Источники информации:
Александров А . Н. Иван Петрович Марков // Александров А.Н. Звезды отважных : Наши земляки – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы : сборник очерков и кратких биографических справок / А. Н. Александров. – Сыктывкар, 1991. – С.10 – 14
Курочкин М. Герой «незнаменитой войны»: О Герое Советского Союза И. П. Маркове / М. Курочкин // Связь времен. – Сыктывкар, 2000. – С. 413
Федоров Г. В строю живых / Г. Федоров // Сердца и звезды : очерки о Героях Советского Союза и кавалерах ордена Славы всех трех степеней / Г. Федоров. – Сыктывкар, 1971. – С. 6 - 20
НАГРАДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Орден Ленина
Медаль "Золотая звезда"