Уроженец д. Шайтановка Троицко-Печорского района. Воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. Погиб в бою 23 декабря 1944 г.
Удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Имя Героя Советского Союза Г. Е. Собянина золотом написано на беломраморной стене в зале музея Вооружен ных Сил СССР в Москве среди имен тех, кто навечно остался в строю. Приказом Министра обороны СССР № 255 от 31-го декабря 1958 г. Герой навечно внесен в список роты воинской части, в составе которой он совершил героический подвиг. В комнате боевой славы части висит большой портрет Г. Е. Собянина, с которого смотрит добрый пожилой человек в солдатской шинели с сержантскими погонами, в шапке-ушанке с пятиконечной звездочкой.
Лицо с гладкой отполированной ветрами и морозом кожей, тронутой у глаз и губ морщинами, с карими улыбчивыми глазами и негустыми рыжеватыми усами, с серебристой проседью.
Гавриил Епифанович не оставил боевой автобиографии. По воспоминаниям однополчан восстановлены лишь отдельные вехи его боевого пути. В популярной литературе закрепилось ошибочное место его рождения, имеются разночтения и в описании героического подвига. По этим причинам и в Коми АССР имя Героя многие годы не было известно.
Лишь стараниями юных краеведов села Корткерос были собраны документы и появилась возможность признать Героя уроженцем Коми АССР.
Об этом подробно писал журналист В. Чистяков в республиканской газете «Красное знамя» 23-го февраля 1973 г. А спустя еще пятнадцать лет появилась объективная краткая биографическая справка о Г. Е. Собянине во 2-м томе краткого биографического словаря «Герои Советского Союза» (1988). Найден и наградной лист Г. Е. Собянина, в котором имеется описание его боевых подвигов на фронтах при защите Ленинграда и полного снятия блокады, в освобождении от фашистских захватчиков Эстонии, Латвии.
Г. Е. Собянин родился в 1896 году в многодетной семье русского крестьянина в деревне Шайтановка ныне Усть-Уньевского сельсовета Троицко-Печорского района. Учился в начальной школе. Двенадцатилетним подростком стал охотником-промысловиком. Из Шайтановки уходил на фронт первой мировой войны, где был трижды ранен и вернулся домой с пулей в ноге.
В 1918 году, на 23-году жизни, Гавриил Епифанович покинул родную Шайтановку и переселился в Тюменскую область, в поселок Игрим. Охотничал, рыбачил, был рядовым колхозником, председателем промысловой артели.
В августе 1941 года, на второй месяц с начала Великой Отечественной войны, Гавриил Епифанович добровольцем отправился в армию, а ранней зимой следующего года (по другим сведениям — в августе) прибыл на Ленинградский фронт на пополнение 301-го стрелкового полка 48-й стрелковой дивизии им. М. И. Калинина, оборонявшего ближние подступы к Ленинграду на одном из участков Ораниенбаумского плацдарма. В популярной литературе ошибочно считают, якобы в это время 48-я с. д., в которую входил 301-й с. п. держала оборону на Западном фронте. В годы Великой Отечественной войны эта дивизия воевала на Ленинградском, 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах.
Еще на пути к фронту в запасных учебных полках, где не спешили отправить немолодого солдата в действующие войска с очередной маршевой командой, рядовой Собянин много размышлял о своем месте на войне. Мечтал стать снайпером. Мечта солдата сбылась. На фронте развертывалось снайперское движение. Рядового Собянина определили в первую стрелковую роту и направили на учебу в дивизионную снайперскую школу. Пожилой курсант на удивление инструкторов-командиров оказался на редкость энергичным, сноровистым. Очень быстро овладел снайперской винтовкой, проявил практическую сноровку выбирать снайперскую позицию, быстро и тщательно маскироваться. Опираясь на огромный отцовский и личный опыт таежного охотника, помноженный на большое усердие в учебе, рядовой Собянин досрочно, за одну неделю постиг основы теории и практики снайперской специальности. Вернулся в полк с врученной ему снайперской винтовкой и приступил к своему делу.
Не много времени затратил и на изучение расположения противника. Личным визуальным наблюдением и с помощью разведчиков установил и взял под контроль тропы, по которым немцы ходили в штаб, подносили боеприпасы, пищу, воду. В глубине обороны высмотрел землянку, которая оказалась офицерской. Научился издалека, в условиях пониженной видимости по одежде и поведению отличать вражеских офицеров от солдат.
Собянина возмущала и злила безнаказанность противника. Располагая огневой инициативой, он не давал житья нашим наблюдателям, связным, вел себя нагло. Считая себя недосягаемыми, фашисты кое -где днем вылезали из укрытий, открыто расхаживали по своей обороне.
В первый выход на «охоту» снайпер Собянин темной ночью подобрался почти вплотную к вражеским позициям и обосновался в заброшенном окопе, не вызывавшем у фашистов никаких подозрений. С наступлением хмурого утра на мушку попал офицер, вышедший из землянки на утренний туалет. Вслед за ним сразил второго офицера, выбежавшего на помощь.
В течение дня фашисты на этом участке почти не показывались. За весь следующий день удалось сразить только одного зазевавшегося гитлеровца. Однополчане восхищались тем, как быстро усатый снайпер сбил с гитлеровцев неимоверную спесь.
Так снайпер Собянин начал умножать свой боевой счет, отправляясь почти каждый день по утрам, задолго до рассвета на «охоту» и возвращаясь в роту поздно вечером.
Вскоре об удачливом снайпере заговорил весь полк. Многие командиры наперебой приглашали Собянина по охотиться за фрицами на своих огнеопасных участках. Был совет и с полковым командованием о том, как на всем участке обороны полка овлад еть огневой инициативой, необходимой для подготовки подразделений к предстоящим наступательным боям. Собянин предложил командованию организовать подготовку снайперов не только в ротах, но и во взводах практическим путем прямо на огневой позиции. В знак поощрения инициативы и признания первых снайперских успехов Собянина сфотографировали у развернутого боевого знамени полка. Собянин начал обучать лучших стрелков полка снайперскому мастерству. Вскоре его ученики стали выходить самостоятельно на «охоту», каждый из них открыл личный счет уничтоженных гитлеровцев. Постепенно подразделения полка завладели огневой инициативой на своих участках обороны, за ставили противника жить в постоянном страхе перед снайперской пулей, передвигаться с большой осторожностью.
Попытка противника исправить положение на данном участке обороны с помощью сверхснайпера имела всего лишь временный успех.
Командир полка приказал Собянину уничтожить эту знаменитость, чтобы он не натворил много бед, а самому Собянину рекомендовал быть особенно осторожным. И эта боевая задача была блестяще вы полнена. Почти двое суток снайпер Собянин выслеживал опытного соперника. Лишь на вторые сутки зоркие глаза Собянина обнаружили место его укрытия.
Отвлекающим приемом Собянин заставил сверхснайпера сделать выстрел по ложной цели, затем длительной выдержкой вынудил противника выглянуть из укрытия и уничтожил его мягким выстрелом. Долго еще пришлось держать под наблюдением вражескую снайперскую позицию.
Убедившись в отсутствии второго снайпера (напарника), Собянин с наступлением темноты по-пластунски по глубокому снегу добрался до цели, взял у врага винтовку и полевую сумку для доказательства выполнения поставленной боевой задачи и столь же осторожно возвратился обратно. В роте его поздравляли с успехом. Не отказался солдат и от фронтовых 100 грамм. А позже со всеми вещественными доказательствами отправился в штабную землянку, чтобы доложить о выполнении задания. Выяснилось, что Собянин взял на мушку матерого врага. В его снайперской книжке было записано 54 жертвы и начал он свой боевой счет еще во Франции.
Командир выразил глубокую благодарность и представил Собянина к награде.
В начале 1944 года Ораниенбаумский стратегический плацдарм Ленинградского фронта стал одним из исходных районов наступления советских войск за полную деблокаду Ленинграда и освобождение от оккупантов Ленинградской и соседних с ней областей и создания условий для начала освобождения Прибалтийских республик.
Собянину довелось участвовать в Красносельско-Ропшинской наступательной операции. Она закончилась про рывом глубокоэшелонированной обороны противника, соединением войск фронта, наступавших с Приморского плацдарма и от Пулковских высот, окружением и разгромом Стрельницко-Петергофской вражеской группировки. Таким образом был создан сплошной фронт наступления. За отличие в боях по овладению г. Ропша 48-я стрелковая дивизия, в которой воевал Собянин, получила почетное наименование «Ропшинская».
В январских и последующих боях, проходивших в ос новном в лесисто-болотистой местности, Собянин проявлял немало примеров личного мужества и воинского мастерства. Как явствует из полковых документов, «25 февраля 1944 года в бою за деревню Саакода (на границе с Эстонской ССР) рядовой Собянин в жестоком лесном бою шел в наступление впереди роты, огнем из винтовки он сразил трех немецких снайперов-кукушек, а всего более десяти гитлеровцев. Будучи ранен, ушел с поля боя только по приказу командира».
Не счесть боев с участием Собянина. Особенно ярко проявились его бойцовские качества в сражениях за Латвию на 2-м Прибалтийском фронте, где полки 48-й дивизии действовали в составе 42-й армии, перемещенной в Прибалтику с Ленинградского фронта. Участвуя в Рижской наступательной операции (сентябрь-октябрь), Собянину приходилось не только вести меткий огонь, но действовать также штыком и прикладом. В одной из таких схваток Собянин не уберегся от ранения, но остался в строю активных бойцов. Уже через трое суток, 7 октября, в бою за селение Сунтажи (Латвийская ССР) он в числе первых форсировал реку Маза-Югла, меткими выстрелами уничтожил трех снайперов и пулеметный расчет, чем способствовал успешному продвижению роты без потерь.
Враг отчаянно сопротивлялся в хорошо укрепленных огневых позициях. Приходилось буквально прогрызать вражескую оборону, чтобы продвигаться вперед. Дивизия все ближе и ближе подходила к Тукумскому оборонительному рубежу, чтобы блокировать курляндскую группировку противника. В первых числах ноября юго-западнее озера Лиэлауцес-Эзерс Собянин увеличил свой снайперский боевой счет на 11 гитлеровцев. При прорыве долговременной глубокой вражеской обороны 4 ноября 1944 года, первым бросился в атаку, увлекая за собой бойцов роты. Ворвался в первую, а потом во вторую траншею, уничтожил два пулеметных расчета, около десятка гитлеровцев, тем самым помог роте захватить выгодный рубеж. На следующий день, когда враг двинул в атаку против горстки бойцов три танка, около роты пехоты, Собянин помог отстоять этот рубеж в неравной борьбе. Он заменил раненного командира, взял на себя командование отделением, организовал дружный залповый огонь по пехоте и рассеял ее. Танки встретил гранатами. Фашисты отошли, потеряв две машины и немало солдат. Боевые заслуги снайпера Собянина были отмечены награждением его орденом Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Изгоняя фашистских захватчиков с территории совет ской Латвии, 48-я стрелковая Ропшинская дивизия им. М. И. Калинина с тяжелыми боями подошла к сильно укрепленному опорному пункту Гаракас (в Салдусском районе), обороняемому двумя немецкими полками.
21-го декабря 1944 года начался штурм Гаракаса. Первой роте 301-го стрелкового полка предстояло овладеть высотой на подступах к Гаракасу, которая была опоясана несколькими рядами траншей и колючей проволоки. Все подходы тщательно простреливались пулеметным огнем.
Под прикрытием артиллеристов рота дружно поднялась в атаку. Собянин первым выскочил из траншеи, увлекая за собой остальных. Перебегая от укрытия к укрытию, он своим метким огнем расчищал путь атакующим.
Уничтожил пулеметный расчет противника, который шквальным огнем мешал преодолевать проволочные заборы. Собянин первым ворвался во вражескую траншею. На него набросились два гитлеровца, но одолеть не сумели. Одного Собянин свалил выстрелом в упор, а второго ударом приклада.
Когда рота, взломав первую линию обороны, вскочила во вторую линию траншей и снова оказалась под губительным пулеметным огнем противника, Собянин по указанию командира уничтожил пулеметный расчет ударом с тыла. Бойцы по ходу сообщения быстро добрались до блиндажа на вершине высоты и забросали его гранатами. Жаркий бой кипел и справа, и слева на склонах высоты. К полудню высота и Гаракас были взяты. На высоте был поднят красный флаг,— утверждается в дивизионной газете. Но враг предпринимал одну за другой попытки вернуть утраченную позицию. Он обрушил на высоту огневой шквал тяжелой артиллерии, шестиствольных минометов. От зеле ного леса остались искореженные стволы, на месте траншей и окопов — вздыбленная земля. Без своевременной огневой поддержки рота почти полностью полегла. Выбыли из строя командир первой роты и оба командира взводов.
На высоте осталось три десятка бойцов. По своей инициативе группу возглавил младший сержант Собянин. Дополнительные меры командования полка не могли уже существенно исправить положение.
Ряды защитников высоты таяли от ураганного огня атакующих гитлеровцев. На вторые сутки при поддержке танков противнику удалось окружить высоту Гаракас и частично ворваться в траншеи первой роты. На гребне высоты осталось девять боеспособных красноармейцев, которые по приказу Собянина заняли круговую оборону и упорно защищали свою огневую позицию пулеметным огнем. Но сила иссякла. На третьи сутки боя, 23 декабря 1944 года, осталось трое защитников, а после тяжелого ранения двух из них, Собянин один до последнего дыхания отстреливался поочередно из трех пулеметов, так и не дождавшись подкрепления.
В сложившейся обстановке по приказу командира дивизии срочно начали операцию по восстановлению позиции на высоте. По склонам высоты, захваченных противником, обрушили удары дивизионы артиллерийских полков. Вслед за огневой поддержкой на высоту ринулись несколько танков с десантом на борту. Вскоре вслед з а ними подошли и закрепились на высоте два наших стрелковых батальона.
Когда подкрепление пришло на гребень высоты, в траншее нашли тело Собянина, изрешеченное автоматной очередью. Очевидцев последних минут жизни снайпера не оказалось. Поэтому о его героической гибели в литературе сложилось несколько порой противоречивых версий: «в разгар боя подкравшийся фашист послал в спину Собянину длинную автоматную очередь» («Навечно в строю». М., Воениздат, 1962. Кн. 4 -я); «в неравной рукопашной схватке пал Собянин» («Герои не умирают». Киев, 1970. Кн. 4-я.). А сотрудник дивизионной газеты П. Бабкин утверждает: «Собянин, который во время артподготовки укрылся в железобетонной коробке блиндажа, вышел в траншею. И тут он увидел, что флаг, развевавшийся над Гаракасом, упал. Видимо, осколком перебило древко. Забыв об опасности, солдат стал поднимать алое полотнище. И вот оно снова заполыхало на ветру... Но этого, заключает П. Бабкин,— Гавриил Епифанович уже не видел. Его сразила вражеская пуля». Разумеется, П. Бабкин, который в этот драматический момент не был на высоте, рядом с Собяниным, ничего подобного не мог видеть. Эта версия больше похожа на журналистский прием: выразить высокий долг солдата перед боевым знаменем части.
Вовсе необъективная версия о гибели Собянина приведена в сборнике очерков «Герои земли Тюменской» (Свердловск, 1975). Описав активное участие снайпера Собянина в штурме Гаракаса 21-го декабря 1944 года, автор рассказывает, что «23 декабря 1944 года (то есть, когда Собянин при защите Гаракаса, как нами описано выше, оказался в сложной обстановке) Гавриил Собянин, как обычно вышел на охоту за фашистами. К десяти часам он успел снять унтер-офицера. Это был его шестьдесят первый гитлеровец. Гавриил Собянин заметил, слежка за ним усилена... Несколько одновременно раздавшихся выстрелов сразили Собянина».
Краткий биографический словарь «Герои Советского Союза» (Т. 2), составленный по первичным и проверенным источникам, подтверждает, что Гавриил Епифанович Собянин погиб в бою 23.12.1944 года. Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза (посмертно) вышел уже после победы над гитлеровской Германией — 29 июня 1945 года.
Похоронен Собянин у деревни Курсиши Салдусского района Латвии. На могиле воздвигнут обелиск. В Ханты-Мансийске установлен бюст Героя.
Это памятные знаки о простом советском человеке — патриоте нашей многонациональной Родины, который родился на Печоре, большую часть своей жизни жил и работал на Оби, а погиб в борьбе с фашистскими захватчиками на Латвийской земле.
Источник информации:
Александров А. Н. Гавриил Епифанович Собянин // А. Н. Александров Звезды отважных: Наши земляки – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы : сборник очерков и кратких биографических справок / А. Н. Алексендров. – Сыктывкар, 1991. – С. 134 – 144
Дополнительная литература
Александров А. Н. Собянин Гавриил Епифанович (1896 – 23.12.1944) / А. Н. Александров // Республика Коми : энциклопедия. – Сыктывкар, 2000. – С. 61 – 62. – Т. 3
Курочкин М. Звезды героев: О герое Советского Союза Г. Е. Собянине / М. Курочкин // Связь времен. – Сыктывкар, 2000. – С. 441
НАГРАДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Операция: Седьмой удар. Разгром немецко-румынских войск
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 793756
Дело ист. информации: 47
Орден Ленина
Медаль "Золотая звезда"
"В боях за Социалистическую родину неоднократно проявлял мужество, героизм и отвагу.
В бою 25.02.44 года за деревню СААКЮДА Нарвского уезда эстонской ССР в жестоком леснойм бою шел в наступление в переди роты. Меткими выстрелами сразил трех снайперов - кукушек и до 10 гитлеровцев. Был ранен. Ушел с поля боя только по приказу командира.
В бою за селение СУНТАЖА Рижского района Латвийской ССР 7.10.44 года в числе первых форсировал реку МАЗА - ЮГЛА и меткими выстрелами уничтожил двух вражеских снайперов и пулеметный расчет противника, мешавших форсированию реки, чем предупредил потери и способствовал успеху роты.
Находясь на переднем крае 2 - 3 ноября 1944 года южнее озера ЛИЭЛА ЮЦЕС - ЭЗЕРС Либавского района Латвийской ССР, уничтожил из снайперской винтовки 11 гитлеровцев.
В бою 4 ноября 1944 года при прорыве долговременной хорошо эшелонированной вражеской обороны южнее озера ЛИЭЛА ЮЦЕС - ЭЗЕРС первым поднялся в атаку и увлек за собой роту. Прежде всех ворвался во вражескую траншею. Завязалась рукопашная схватка. Два гитлеровца бросились на него. Одного немца застрелил в упор, другого задушил.
Два вражеских пулемета преграждали путь к роте. Собянин смело выдвинулся вперед, забросал гранатами сперва один потом второй пулемет и снова первым ворвался во вражескую траншею. Здесь 6 гитлеровцев окружили Собянина, но он не растерялся. Пятерых расстрелял, а шестого взял в плен. Своими подвигами обеспечил успех роты.
Немцы перешли в атаку силой до роты и тремя танками. Враг пытался смять фланг батальона. Собянин возглавил командование отделением, организовал залповый огонь. "СТОЯТЬ НА СМЕРТЬ" - приказал Собянин. Немецкие танки прошли через траншею, но бойцы под командованием Собянина отсекли вражескую пехоту от танков и рассеяли ее. Контратака немцев захлебнулась. На поле боя осталось 25 немецких трупов. Мужество и отвага его обеспечили успех батальона.
В бою 21 и 22 декабря за овладение опорным пунктом ГАРАКАС Либавского района Латвийской ССР красноармеец Собянин выполняя обязанности снайпера - наблюдателя, шел впереди всех, первым ворвался во вражескую траншею, увлекая за собой всю роту.
За образцовое выполнение боевых задач, за доблесть и мужество проявленные при этом, лейтенант ТИМУШЕВ Г.Ф. достоин присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
________________
Сохранена орфография и стилистика документа.