Ах, война, что ты сделала, подлая...

 9мая 2010 года наш народ отмечает знаменательную дату 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой победе, мы замечаем, как редеет колонна ветеранов. Поэтому нам необходимо использовать каждую возможность для того, чтобы узнать достоверную и подробную информацию о военных событиях со слов людей, через чьи судьбы прошла война. Тем самым не допустить искажения реальных событий. Сегодня этот вопрос обсуждается на самом высоком уровне. Д. А. Медведев неоднократно выступал с критикой по отношению попыток некоторых историков пересмотреть и подвергнуть ревизии факты, итоги войны и вклад советского народа в победу над фашизмом.

Мы думаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим бабушкам и дедушкам.

Чаще в литературе наибольшее внимание уделяется истории боевых действий, а не судьбам граждан, оказавшихся на оккупированной территории. Поэтому темой нашей исследовательской работы стали злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории Кингисеппского района во время оккупации.

Начиная свою работу, мы поставили перед собой следующую цель: собрать и изучить информацию, связанную с периодом оккупации Кингисеппского района с августа 1941 по февраль 1944 года.

В рамках достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) поиск и переработка информации, полученной из различных источников литературы;

2) работа в архиве Кингисеппского района;

3) поиск и организация встречи с очевидцем событий, связанных с оккупацией Кингисеппского района;

4) посещение в краеведческом музее экспозиции « Кингисепп в годы войны»;

5) формирование гражданской позиции и чувство патриотизма через проведение бесед с учащимися во время недели памяти.

Развитие Кингисеппского района накануне

 Великой Отечественной войны.

Накануне Великой Отечественной войны Кингисеппский район являлся одним из передовых в Ленинградской области.

В сельском хозяйстве в 30-х гг. коммунистическая партия поставила задачу резко усилить темпы коллективизации, и за 1931-й год в колхозы объединились 40 процентов хозяйств района. Были также созданы коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли. Многие колхозы добились высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Так в 1939 году колхоз «Жабино» получил по 14,8 центнеров ржи с гектара, по 16,7 центнера пшеницы яровой , по 20,7 центнера овса, по 17,4 центнера ячменя. В колхозе «Торма» удалось вывести новый северный высокоурожайный сорт пшеницы «Тормовчанка».

Больших успехов достигли колхозы в развитии молочного животноводства. С каждым годом возрастали надои молока. В колхозе «Торма» была выведена своя местная высокоудойная порода скота.

Для обработки земли из МТС (машинно-тракторных станций) приходили в колхозы комбайны и трактора. Председатель колхоза «Вальтер Клейн» М.И. Григорьев и счетовод Ю.Я. Анвельт сконструировали в течение нескольких лет комбайн для уборки хлебов в условиях дождливого климата Северо-Запада. Новая машина получила название «Северный комбайн». Сельских изобретателей наградили орденом Ленина. В октябре 1935 года начали изобретать картофелеуборочный комбайн.

За успехи в работе Кингисеппская МТС, колхозы «Красная звезда», «Александровская горка», «Торма» стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1940 году.

В самом городе, который 17мая 1922 года, был переименован в Кингисепп, продолжали развиваться культура, образование и спорт. После Гражданской войны многие улицы также получили новые названия. Большая Петроградская стала проспектом К. Маркса, Офицерская – улицей Воровского, Большая Мещанская оказалась Большой Гражданской и так далее. Не случайно Малая Петроградская улица в те годы была переименована в улицу Театральную. На ней располагался «Театр-студия» ( в этом здании сегодня – Дом творчества юных),где самостоятельно артисты ставили спектакли. Позже в городе появился летний театр в саду, районный Дом культуры. На его большой сцене выступали профессиональные артисты из Ленинграда. Жители города могли смотреть спектакли, слушать музыку.

Театральные кружки и оркестры появились в рабочих клубах, на бумажной фабрике «Партизан», им. Николаева, в воинских частях и пограничном отряде.

Кроме того, развивалось образование. В городе и районе отрывались школы по ликвидации безграмотности. Работали более 170 школ первой степени и 2 школы второй ступени. Здание бывшего Коммерческого училища отдали под Единую трудовую школу.

Большое внимание уделялось спорту. Он являлся увлечением не только детей, но и взрослых. Каждое предприятие имело свою футбольную команду. Проводились легкоатлетические, лыжные состязания. Зимой 1936 года кингисеппские спортсмены совершили четырёх тысячекилометровый лыжный пробег из Кингисеппа в город Уржум и обратно.

В 30-е годы в Кингисеппе устраивались военные игры, суть которых заключалась в действиях жителей и других участников, которые получали задания по обороне определённых рубежей, при воздушной или химической тревоге.

Быстрыми темпами также развивалась электроэнергетика Кингисеппа. Кроме действующего в то время мощного генератора, построенного в начале прошлого века на пересечении улиц Лужской и Ново-Порховской, в 1931-1933 была смонтирована мощная электростанция на картонной фабрике «Партизан». Она была способна обеспечить все производственные нужды.

Таким образом, к моменту нападения немецкой армии, Кингисепп являлся процветающим и стремительно развивающимся городом.

Злодеяния фашистов на территории

Кингисеппского  района

В годы войны немецкие захватчики совершили чудовищные злодеяния на территории нашего района. Гитлеровские палачи убивали ни в чем неповинных жителей. Убивали, якобы за принадлежность к партийно-советскому активу, за помощь партизанам, за отказ от работы на немцев, за отказ от «добровольной» эвакуации в немецкие тылы, убивали без всяких причин и мотивов. Организовывали массовые истребления мирного населения путем истязаний, расстрелов и повешения. За период оккупации с августа 1941 года по 1 февраля 1944 (29 месяцев) немецко-фашисткие захватчики по неполным данным расстреляли, повесили и замучили около 1000 мирных советских граждан. Кроме того было создано несколько трудовых лагерей, куда сгонялось трудоспособное население, особенно молодежь. В Кингисеппе, Котлах и Пейпии были созданы концентрационные лагеря. Невозможно сосчитать всех замученных и убитых детей. Зверским издевательствам подверглась девочка Зина, у которой была разрезана грудь, плечо и вырезаны части тела рук и ног. Бесчисленное количество искалеченных судеб. Трагедия в деревни Ямсковицы в ней палачи расстреляли 36 человек. Всего насильно угнано в Германию из Кингисеппа и района более 18 тысяч человек. Под угрозой оружия они требовали от населения подписывать трудовые обязательства о «добровольной» поездке в Германию. Для угона населения применялись самые жестокие меры убежавших в лес объявляли вне закона, сжигали деревни, производили облавы с собаками. Из Котельского сельсовета в ноябре 1943 года немцы насильно увезли 697человек. Многих крестьян ловили в лесу и сразу ,без вещей ,увозили в Нарву. В 1943 году фашисты полностью сожгли деревню Загорье. За отказ населения эвакуироваться, немцы выгнали жителей из домов и ограбив дома, сожгли их. Немного населения осталось в Райковском сельсовете, там немцы расстреляли 5 человек, погибло от голода 14 и угнано в рабство 792 человека. Гитлеровцы ставили своей задачей уничтожить не только свободу Кингисеппа ,но и истребить его физически, уничтожить его культуру, науку и материальные богатства.

До войны в Кингисеппе проживало 6,5 тысяч человек. На момент освобождения осталось лишь 1010 человек. В районе до 1941 было около 57тысяч человек, в 1944 году осталось лишь8,5 тысяч человек.

Последствия оккупационного периода на территории Кингисеппского района

К 1944 году Кингисепп был превращен в развалины. Не осталось ни одного многоэтажного дома; из 45 тысяч квадратных метров жилой площади фашисты уничтожили 38 тысяч. Отступая, немцы вывезли из города все ценности,оборудование и инвентарь, а затем привели в негодность все государственные предприятия и коммунальное хозяйство города. Они сожгли бумажную фабрику «Партизан», лесопильный и деревообрабатывающий завод имени Жукова, уничтожили нефтебазу, две электростанции, две бани, три водонапорных башни, водопровод, прачечную. Полностью уничтожены все цеха Разнопросоюза(сапожные, пошивочные, деревообработавающие, слесарные)и Райкопромкомбината(колбасный, шерстеобрабатывающий, валяльный).Немцы взорвали восемь мостов через реку Лугу, из которых два железнодорожных, перестала существовать типография со всем полиграфическим оборудованием. Оккупанты уничтожили на селе 34 школы и 22 школы привели в негодность, в городе сожгли две средние школы, четыре начальных, а также центральную библиотеку. Они взорвали и сожгли четыре кинотеатра, городской Дом культуры, драматический театр. Артиллерийскими обстрелами и бомбардировкой немцы разрушили две городские церкви. За годы оккупации сожжено более 1500 колхозных построек, в числе которых скотные дворы, кладовые, кузницы, мельницы, риги и конюшни. Помимо того, что немцы разграбили колхозное общественное добро, они безнаказанно отбирали не только у крестьян, но и у рабочих и служащих хлеб, домашнюю птицу, вещи, инвентарь, посуду и другие предметы домашнего обихода, использовали местных жителей на самых тяжелых работах – на постройке оборонительных сооружений, мостов, дорог, на заготовке леса. Огромные разрушения причинены торговой сети города. Разрушены Кингисеппский мясокомбинат, хлебозавод, 5 столовых, все магазины, продовольственные и сырьевые склады Леноблторга, Райпотребсоюза, военторга и спецторга. Оккупанты уничтожили в городе все лечебно-профилактические учреждения, в том числе городскую больницу и поликлинику. Были полностью уничтожены все телеграфно – телефонные станции. Немецко – фашистские захватчики причинили большой ущерб народному хозяйству не только города, но и района. За время оккупации угнали в Германию или истребили свыше 3 тысяч лошадей, 4тысячи голов крулного рогатого скота. Фашисты полностью разрушили Ивановский, Усть-Лужский лесопильные заводы и лесозавод «Нежново» , сожгли постройки леспромхоза, уничтожили запасы строительных материалов и дров, разрушили рыбопромысловую базу и другие предприятия района. Все оборудование заводов, флот, снасти и топливо они увезли в Германию. Сильно пострадал Кингисеппский железнодорожный участок. Помимо уничтожения вокзалов и пристанционных построек на станциях, Кингисепп, Веймарн и Котлы, разрушены мастерские оборудование, подвижной состав и железнодорожные пути. Уничтожены также моторно-ремонтная мастерская и Струпповская судостроительная верфь, 3 машинно-тракторных станции, обслуживающие до войны большинство колхозов страны. Приведено в негодность хозяйство строительства Веймарнского газопровода.

Таким образом, страшно представить во что превратился наш район за годы оккупации. Занимаясь работой по реализации цели научного проекта, нам удалось решить в основном все поставленные задачи.

Были найдены и переработаны материалы, связанные с историей нашего района накануне Великой Отечественной войны и в период оккупации.

Начиная нашу работу, мы связались с Советом ветеранов В.О.в , который помог нам организовать встречу с жителем Кингисеппа  В.З. Тимофеевым, который будучи подростком проживал с семьёй на территории оккупированного города. Владимир Захарович рассказал нам о трагедии, произошедшей с 31 января на 1 февраля 1944 года в Заречье. Зная об этой трагедии из литературы, для нас было настоящим событием, услышать о ней со слов очевидца.

В ходе нашей исследовательской работы мы посетили районную библиотеку, Кингисеппский трудовой архив, а также экспозицию «Кингисепп в годы войны» в краеведческом музее.

Занимаясь этим проектом, мы почувствовали тяготы и трудности, выпавшие на плечи мирных граждан, а также увидели, что эта война не пощадила ни детей, ни женщин, ни стариков.

Надеемся, что все чувства, которые мы испытали, возникнут у тех, кто будет знакомиться с нашей работой. Мы считаем возможным использование материалов нашей работы для проведения уроков памяти для учеников в школьном музее «Боевой славы».

  учитель истории Вареева И.В.

Качалова Анастасия, Ермолаева Наталья, Помадовская Александра

Владимир Захарович Тимофеев

15 февраля в кабинете истории 304 собралась группа ребят из 11б класса, которые работают в НОУ "Эверест" под руководством учителя истории Вареевой Ирины Васильевны. На встречу с ними пришел Владимир Захарович Тимофеев, которому пришлось пережить весь ужас немецко-фашистского ига , проживая на оккупированной территории Кингисеппского района.

Владимир Захарович рассказал о печальном и горестном событии его жизни, которое произошло в Заречье 31 января 1944 году, на кануне освобождения города Кингисеппа, от немецко-фашистских захватчиков. Шло победоносное наступление советских войск на подступах к Кингисеппу, что приводило фашистов в ярость. 30 января карательными отрядами были сожжены несколько деревень Кингисеппского района. В Лялицах остались в живых только те, кто сбежал в лес, почти все жители деревни были расстреляны. Немцы создавали заслон Кингисепп - Ивангород, сгоняли туда людей, а кто сопротивлялся, пытался убежать, тех убивали.

31 января 1944 года Володю с матерью и сестрой Тамарой, как и других жителей Заречья, стали сгонять на улицу Зареченскую. Затем их повели в дом Бряковых, который пустовал, так как его хозяева - этнические немцы из колонистов были выселены и высланы в начале войны. Жителей туда загоняли под дулом автомата. В основном это были женщины и дети. Всего собралось человек 60. Они лежали на полу, прижавшись друг другу. Всю ночь были слышны сигналы радиостанции, так как во второй половине располагался штаб, рядом с домом стоял танк и пушка. Вход, через который мы зашли немцы заколотили снаружи, в доме стояла духота. Под утро они уже слышали стрельбу, артиллерийскую канонаду. А затем со стороны Ново-Порхова послышались крики, которые приближались и усиливались с каждой минутой. Послышался треск и удары, кто-то отламывал доски. Когда дверь распахнулась, на пороге появился командир в белом полушубке. Он сказал чтобы они сидели в доме и не выходили на улицу, так как на улице идет бой. Кто-то из немцев в ярости бросил гранату в дом, которая взорвалась среди людей, находящихся в доме. Сестру Володи - Тамару убило на месте. Ему осколки попали в ногу, руку и голову. Дом загорелся , мать вынесла Володю, а потом Тамару, уложила её так, чтобы тело не обгорело и схватив Вову, понесла на руках вдоль берега Луги в сторону картонажной фабрики "Партизан". Когда они туда подошли, там уже было много людей и была развернута санчасть, где ему оказали помощь. Осколки не вытаскивали и Владимир Захарович проносил их в теле 39 лет. Они были извлечены только в 1981 году, да и то не все.

Мать и сын Тимофеевы пошли в свой дом, из их окна было видно зарево над Кингисеппом, горело несколько домов. На следующий день состоялись похороны погибших. Среди них Тамара и 30 человек , расстрелянных в погребе, который располагался на берегу Луги напротив дома Брякиных. Раньше в нем хранили овощи. В братской могиле было похоронено более 70 человек. В 1959 году было произведено перезахоронение останков в Рощу Пятисот.

Для Владимира Захаровича Тимофеева 1 февраля - это непросто День освобождения Кингисеппа - это  его второй  день рождения.

Как иногда интересно складывается жизнь. Так случилось, что Владимир Захарович встретил и полюбил Лидию Ивановну Татарченко, которая стала ему верной спутницей жизни, и только спустя годы он выяснил, что в том доме была и его Лида с сестрами: Ниной, Зиной, Раей и матерью, Анной Андреевной Порубанской.

Владимир Захарович - майор в отставке, на пенсии. Он 25 лет отработал в дознании Кингисеппского ОВД.



Евгения Николаевна Витовских

В Центральной городской библиотеке, на встрече , посвященной освобождению Кингисеппа от фашистских захватчиков, было предоставлено слово ветеранам. Присутствующих очень заинтересовал рассказ Евгении Николаевны Витовских, в девичестве Немм, бывшей жительницы деревни Муравейно, Кингисеппского района, которая была сожжена немцами при их отступлении  в 1944 году. Женя родилась в 1936 году в большой и дружной семье Николая Ивановича и Марии Константиновны Немм. Отец работал кузнецом, мать в колхозе "Поречье". В семье на начало войны было 5 детей: Александр, Вера, Евгения, Зинаида, Валентина, Мария Константиновна ждала ребёнка. Хотя Евгении Николаевне и было на начало войны не более 6 лет, но она хорошо помнит, как к ним в деревню прорвались немцы, они ехали на машинах и мотоциклах, смеясь и распевая песни. Жители деревни Муравейно, бросая свои дома, уходили в лес, в сторону Туганов. Ей вспоминается случай, когда её сестре пришлось нести на руках ребенка, брошенного матерью-инвалидом, убегающей от войны. Уходя из деревни они видели страшные воздушные бои, как падали бомбы и самолеты. В лесу они прожили три недели, а затем вышли в Фалилеево, где добрые люди их одели, обули, накормили, там 1 октября 1941 года Мария Константиновна родила двойняшек.Немцы оккупировали территорию Кингисеппского района, семье Немм пришлось вернуться в Муравейно. 17 октября 1941 года в их дом явились немцы - офицер и солдаты. Они избили отца и брата, требовали, чтобы они показали,  где скрываются партизаны. Затем они их куда-то увели.

18 октября 1941 года брата Александра притащили в деревню на веревке, он был сильно избит. Немцы заставляли его рассказать, где прячутся партизаны, но брат молчал. Потом его уволокли. Больше Женя и её семья не видели ни Николая Ивановича, ни Александра. Старшая сестра Евгении Николаевны уже после войны пыталась установить судьбу брата и отца, но так и не смогла. В деревню часто наезжали эстонские каратели, которые были пострашнее фашистов. А ещё она помнит, что её сестре приходилось провожать связного в партизанский отряд.

Когда деревню Муравейно сожгли, их семья перебралась в Среднее Село и поселилась в пустовавшем доме. В Кингисепп Евгения Николаевна Витовских(Немм) переехала в 1945 году. Всю жизнь проработала медицинской сестрой в ЦРБ имени Прохорова.

В своём рассказе Евгения Николаевна упоминает о жительнице д.Муравейно - Лохмачихе, которая в начале  августе 1941 года выхаживает  лётчика,  из сбитого немцами самолёта. О дальнейшей  его судьбе Витовских Е.Н. ничего сказать не может. (Этим лётчиком мог быть , сбитый 08.08.1941 года над  Муравейно , Погуляйко Александр Васильевич.)

Тимофеева Лилия  Николаевна

Тимофеева Лилия Николаевна родилась в деревне Ильмово , Нежновскогосельсовета. Когда началась война ей шел седьмой год. Отец ушел на войну, а они остались в деревне, в семье было пять детей, младшему всего 3 годика. Уже в августе 1941 года их бомбили, им приходилось прятаться в наспех вырытых окопах. Когда пришли немцы, всех согнали в колонны, погрузили в вагоны и повезли в Велькоту. Там они жили до октября 1943 года. У детей брали кровь для немецких солдат. 14 октября 1943 года их угнали в Латвию, где распределили по хозяевам , на которых потом работали. Лилии Николаевне было 9 лет, но она пасла свиней по 12 часов в сутки. Было очень тяжело. В 1944 году их решили отправить в Германию, привезли в Лиепаю, там они прошли дезинфекцию, уже все было готово для отправки, но началась бомбежка, и случилось чудо, семья Лилии Николаевны  смогла сбежать, мать сохранила  всех пятерых детей. В августе 1945  года они вернулись на родину, где их ждал разоренный  дом. Отец с фронта не вернулся, пропал без вести.  Лилия Николаевна Тимофеева - вторая слева