- Вера обладает удивительным свойством. Она существует вне времени и пространства, вне тела и рассудочного ума.
- Вера - это атрибут души, который, можно предположить, от природы присущ человеку, но обретается постепенно по мере познания себя не как знание, а как ведение, получаемое по благодати.
- Ведение отличается от знания. Знание обретается разумом и меняется со временем. Оно может быть верным отчасти или в некотором смысле, но ведение всегда истинно и пребывает вне времени от природы человека.
- Ведение является внутренним природным источником поведения человека, но в полной мере ведение открывается верою при созерцании света.
- Когда ум в устремлении к Богу достигает пределов рассудочных понятий земного мира и подступает к духовному миру, то он становится беспомощным, как иностранец в чужом мире. Тогда продвижение души в духовный мир осуществляется не умом, но верою.
- На этапе просвещения светом рассудочная часть ума продолжает по привычке анализировать, размышлять и формулировать мысли, желая помочь душе в ее устремлении. Но именно это мешает совлечься кожаной одежды пространственно-временной формы бытия и дать душе свободу бытия вне времени и пространства.
- Просвещение без веры невозможно. Но и без света вера не видна. В свете молитвы малые семена веры начинают расти, но слабые ее ростки легко заглушаются рассудочными помыслами, которые не дают ей пробиться к свету.
- Можно терпеливо пробиваться к свету, внимая словам молитвы, но света не увидеть, если внимает только ум, а сердце молчит.
- Если же молитва творится умом, но словам молитвы внимает сердце, как учит св.Игнатий (Послесловие в Отечнике), то ум затихает, а сердце отдается молитве. И исполняется: «Даждь Ми, сыне , твое сердце» (Прит. 23, 26) и Я просвещу его светом и ростки веры твоей укреплю.
- Но не умом отдается сердце, а верою. И по горячности веры дается просвещение в свете чистой молитвы.
- Никакие факты и знания, ни высота парения мысли, ни глубина проникновения ума в смысл слова, ничто умное не может дать ведение, даваемое светом.
- Ведение без веры и света пребывает во тьме. Просвещение светом взращивает веру. Сильная вера возрождает свет просвещения. Слабая вера и сильный ум не дают свету зажечься.
- Внутреннее ведение может затмеваться внешним ложным знанием, погружая человека во тьму от поколения к поколению. И требуется вера для просветления ума ведением света.
- Наше маловерие служит препятствием к просветлению. В чем мера веры? Когда она сильна и когда слаба?
- Вера тем сильнее, чем более душа готова отвергнуться себя и последовать за Господом. Именно эта готовность сделала Авраама избранным среди других и проявила себя в готовности отдать Богу самое-самое свое, что имел.
- А у нас самое свое – это наше сердце. Разве мы отдаем его всецело, предварительно не посоветовавшись с умом и не послушав его разумных доводов и предостережений? В этом слабость нашей веры.
- Вера никого не слушает, кроме Бога. Вера несовременна, отстала от жизни, неразумна, нерациональна, непрактична, не думает о себе, но о Боге.
- Маловерие проявляется не только в попечении о себе и земном обустройстве. Оно проявляется и в стремлении рассудочным умом понять, как правильно молиться вместо того, чтобы вверить себя молитве и ее благодатным урокам.
- Маловерие проявляется в стремлении продвигаться в молитве быстрее, чем это угодно воле Божией, или в желании вернуть убегающую волну благодати, или в формировании духовных желаний и ожидании благодатных плодов молитвы вместо забвения о себе в молитве.
- Вера вверяет себя молитве и получает достоверное ведение. Маловерие боится довериться молитве и уповает на свой ум или чужой опыт. Неверие вверяет себя помыслам и пребывает в сомнении.
- Кто верою молиться в безмолвии ума, в том просветляется неверия тьма.
Верую, Господи. Помоги моему неверию!
Виктор Неовитос
Август 2012г. и октябрь 2014г.