«Светильник для тела есть око»
(Мф.6:22)
В этих словах Господь иносказательно говорит о созерцательном оке ума, которое открывается при простом созерцании божественных логосов в чистой молитве и которое просветляется ведением при вознесении ума к видению света Святой Троицы. К созерцанию божественных логосов призваны все христиане, а не только монашествующие исихасты. Ведение божественных логосов – это небесные сокровища для души, о которых Господь говорит в предыдущих стихах: «Не собирайте себе сокровищ на земле … Но собирайте себе сокровища на небе». (Мф.6:19-20).
Сокровища на земле можно понимать в обычном смысле, как вещественное имущество, но можно понимать и как знание о божественных логосах, обретаемое в опыте земной жизни посредством телесных чувств. Ум питается чувственным восприятием божественных логосов, как пищей, и облекается в одежду из словесных мыслей, как травой из полевых лилий. Но мудрость небесная недоступна для чувственного восприятия. «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:29). Во внешней красоте лилии проявляется красота божественного логоса, которая выше словесной мудрости. Ни поэты, ни философы, ни художники не могут передать живую красоту лилии. Земная мудрость Соломона блекнет в свете истинной красоты божественных логосов.
Чувственное восприятие питает душу лишь внешними проявлениями логосов, сокрытых от ума под телесным покровом вещей. И эта словесная оболочка чувственных понятий служит покровом для ума, как одежда для тела. «Посему говорю вам: Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25). Потребность души больше чувственного восприятия и ум больше словесных понятий, ибо обладает способностью восходить на небо к бессловесному и простому созерцанию божественного света. К этому и призывает Господь, говоря о созерцательной способности ока ума, как о светильнике для словесного тела ума. Ум просвещает душу разумной деятельностью телесной жизни. А сквозь око льется божественный «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин.1:9).
Как душа не существует без тела и его движения, так ум не существует без слова и движения мысли. И как душа блуждает в потемках ума без просвещения словом, так ум блуждает в словах без просвещения светом Истины сквозь око созерцания. При созерцании око не ищет куда смотреть и как понять виденное. При созерцании око подобно окну, сквозь которое льются Свет истинный и просвещает ум неизреченными глаголами Святого Духа. Око созерцающего ума не заботится о пище для ума и одежде для мыслей, т.е. о том, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» подобно языческим философам. Созерцающий ум воспринимает чистый и простой свет Истины подобно небесным птицам, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» тем, что полезно для души, «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». (Мф. 6:25-34).
Одежда для тела может быть красива, как лилия, но она ветшает со временем. Словесная одежда ума также ветшает подобна полевой траве, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» (Мф.6:30). Земное знание о божественном подвергается перемене, истреблению и подмене ложными представлениями подобно сокровищам на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». И потому говорит Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле … но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19-20). Это не означает, что не надо уму познавать божественное в чувственном, но означает, что не надо прилепляться к маммоне земного знания во множестве словесных понятий и пытаться умом понять божественное, которое выше ума словесного, как говорит Господь: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). И кто ищет прежде Царство Божие, которое «внутрь вас есть» (Лк.17:21), тому открывается в сердце око, сквозь которое ум созерцает небесный свет просвещения. И тогда всякое знание словесное «приложится вам» к ведению небесного. (Мф.6:33). Как говорит прп. Максим Исповедник: «Я имею в виду, что первоначально следует быть посвященным в наилучший и высший логос, относящийся к Богу, а затем уже, словно [вкушая худшее] вино, становиться посвященным в логосы тварных [вещей], уступающие первому логосу». (К Фалассию. ВОПРОС XL).
Если око ума светло, то все тело из множества словесных понятий и движения мыслей становится светлым. И тогда тело Слова в виде слов Евангелия, наполняется кровью Нового Завета и являет уму живое Слово. «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф.6:23) и слова Евангелия не воскреснут в темноте худого ока. Говорит Господь: «Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф.6:22). Но чистое око ума не существует вне тела из слов, как не существует природа вне единичной ипостаси и как не существует душа без тела. И пока око не чисто и не способно созерцать, уму дается вера, просветляющая земное тело ума светом веры. И по вере уму дается очищение ока для ищущих прежде «Царство Божие и правды Его» не в словесной мудрости язычников, заботящихся о том, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?», а в сердце, верующем в Слово Божье.
Виктор Неовитос
28.09.2018