Бильбасов Василий Алексеевич



БИЛЬБАСОВ Василий Алексеевич
(7.06.1837, Полтава – 24.07.1904, Павловск Петербургской губернии)

Историк. Профессор. Литератор.

Православного вероисповедания. Из дворян. Запись в «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи»: «Определением Герольдии Правительствующего Сената 21.05.1846 утверждено постановление Санкт-Петербургского Дворянского Депутатского Собрания 23.06.1845 о внесении коллежского ассесора Алексея Алексеевича Бильбасова по личным его заслугам, с женою его Ефросиньею Петровою и детьми Николаем, Александром, Петром, Константином, Василием и Екатериною в третью часть дворянской родословной книги». Девиз на гербе рода «Сила в правде».

Отец: Алексей Алексеевич Бильбасов (+21.06.1857; умер на 66 году жизни, похоронен вместе с женой Ефросиньей и сыном Николаем на Волковом православном кладбище в Санкт-Петербурге; дважды был женат: первый раз на Марии Григорьевне урожденной Хилецкой (венчание 1824, Полтава), второй раз на Ефросинье Петровне урожденной Ворожейкиной (венчание 1832, Полтава) из обер-офицерских детей, надворный советник), мать: Ефросинья Петровна (+26.03.1886; урожденная Ворожейкина; умерла на 72 году жизни, похоронена вместе с мужем и сыном Николаем на Волковом православном кладбище). Сестра и брат по отцу: Екатерина (род. 21.11.1826, Полтава), Николай (10.1.1827, Полтава - 2.11.1850; умер на 23 году жизни, похоронен на Волковом православном кладбище; студент Императорского Санкт-Петербургского Университета). Братья и сестра: Александр (24.04.1833, Полтава - 26.09.1884; похоронен на Волковом православном кладбище), Петр (11.09.1834, Полтава - 1910; окончил Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата (1856), на службе с 1857, в департаменте министерства внутренних дел с 1858, надворный советник (1864), коллежский советник (1867), Волынский вице-губернатор (1869), статский советник (1870), действительный статский советник (1872), Самарский вице-губернатор (1874), Самарский губернатор (1875), Полтавский губернатор (1878), тайный советник (1883), по прошению уволен от службы (1883)), Константин (16.05.1836, Полтава - 15.06.1891; похоронен с женой на Волковом православном кладбище; женат на Надежде Александровне урожденной Бекетовой (+12.05.1897); юрист, на службе с 1860, судебный следователь 7-го участка Санкт-Петербурга (1866), титулярный советник (на 1866), член Петербургского окружного суда, член Санкт-Петербургской Судебной палаты (на 1880-1885), действительный статский советник (1882), член консультации при Министре юстиции учрежденной, вице-директор департамента Министерства Юстиции (1886-1889), обер-прокурор 5-го Департамента Правительствующего Сената (1890-1891)), Анна (9.07.1843-14.03.1847; умерла на 4 году жизни, похоронена на Георгиевском кладбище на Большой Охте в Санкт-Петербурге; дочь надворного советника).

Жена - Ольга Андреевна (+18.09.1918; дочь издателя журнала «Отечественные записки» Краевского Андрея Александровича (1810-1889)).

В 1841 переехал с родителями из Полтавы в Санкт-Петербург. Учился во 2-й Петербургской гимназии. Поступил в Петербургский университет (1857). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861) со степенью кандидата. Получил степень магистра всеобщей истории (1863) за диссертацию «Крестовый поход императора Фридриха II из дома Гогенцоллернских герцогов» (издана в Санкт-Петербурге, 1863). Затем был командирован с ученой целью за границу на два года. Во время командировки присылал отчеты о своих занятиях, напечатанные в «Журнале Министерства народного просвещения» (1864-1866) и тогда же поместил несколько статей в ученых немецких изданиях. По возвращению из-за границы (1866) был назначен приват-доцентом всеобщей истории в Петербургском университете и с сентября 1866 начал чтение лекций. В ноябре 1866 приглашен в Киевский университет Св. Владимира. Избран советом Киевского университета Св. Владимира в штатные приват-доценты по кафедре всеобщей истории (21.12.1866). Удостоен Петербургским университетом степени доктора (9.10.1867) всеобщей истории за диссертацию «Поповский король Генрих IV Распе, ландграф турингский, из дома Людвига Бородатого» (издана в Киеве, 1867). Вскоре по прошению оставил службу (1867). Министром народного просвещения назначен (25.03.1869) в Киевский университет Св. Владимира ординарным профессором (должность V класса) по кафедре всеобщей истории. Читал курс лекций по средней и новой истории. В 1871 был избран членом попечительского совета университета. В чине статского советника. Наград не имел. По прошению, уволен от службы (1871) и занялся исключительно литературой, как постоянный сотрудник и фактический редактор журнала «Голос» (с 1871 по 12.02.1883). Писал статьи исторического содержания в «Отечественных записках» («Аббат Полиньяк и польское бескоролевье», №5 и 6, 1869). После закрытия «Голоса» посвятил свое время сбору и обработке документальных материалов по истории правления императрицы Екатерины II. Автор сочинений «Кирилл и Мефодий по документальным источникам» (2 тома, Санкт-Петербург, 1868 и 1871), «Чех Ян Гус из Гусинца» (Санкт-Петербург, 1869), «История императрицы Екатерины II» (том 1, Санкт-Петербург, 1889; том 2 запрещен цензурой, напечатанное издание конфисковано по Высочайшему повелению в 1891; оба тома без цензуры изданы в Берлине, 1900), нескольких рецензий к диссертациям и статей. В последние годы жизни был занят редактированием «Архива графов Мордвиновых» (9 томов, 1901-1903), который был издан с предисловиями и примечаниями Бильбасова к каждому тому. Свою огромную личную библиотеку завещал Высшей русской школе общественных наук в Париже. Был похоронен вместе со своим тестем Краевским Андреем Александровичем (1810-1889) и его сыном Краевским Евгением Андреевичем (1841-1883) на Новодевичьем кладбище Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге в часовне-притворе «карамзинской церкви» во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (уничтожена в 1929). Сейчас на Новодевичьем кладбище, на месте фундамента церкви уложены три каменных плиты: Бильбасову В.А., Краевскому А.А. и Краевскому Е.А.


Примечание:

1) В книге Павловского И.Ф. «Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители» (1914), приведена биография его брата Бильбасова Петра Алексеевича, но ошибочно указано имя Василий. Из этой путаницы следует и еще одна распространенная ошибка – везде указан год рождения Бильбасова Петра Алексеевича как 1837, а на самом деле, как следует из «Санкт-Петербургской дворянской родословной книги» его год рождения 1834; он не был близнецом Василия и потому не мог родиться с ним в один год.

2) Вероятно, еще один его брат: Бильбасов Алексей Алексеевич (23.07.1848-20.12.1904; похоронен вместе с дочерью Лидией (5.12.1883-25.01.1895) на Волковом православном кладбище; действительный статский советник); и, возможно, сестра: Бильбасова Александра Алексеевна (+11.08.1891; похоронена на Волковом православном кладбище).

Источники:
Григорьев В.В. «Императорский С. Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования» (1870)
«Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Св. Владимира (1834-1884)», т.1 (1884)
Семевский М.И. «Знакомые. Альбом издателя журнала Русская старина. Биографические заметки. 1867-1888» (1888)
«Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи», т.14 (1890)
Венгеров С.А. «Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых, от начала русской образованности до наших дней», т.3 (1892)
В.А. Бильбасов (портрет и некролог) // «Нива», №32, 1904
«Петербургский некрополь» / сост. Саитов В.И. – т. 1-4 (1912-1913)
«Санкт-Петербургская дворянская родословная книга», литера Б (2011)


Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге
Фото апрель 2015