В разных культурах совершенно разный подход к воспитанию детей. Даже в рамках одних и тех же культурных традиций тенденции воспитания в течение времени меняется. Но, тем не менее, есть несколько особенностей в обращении с мальчиками и девочками, которые особенно ярко прослеживаются в первые годы их жизни.
Согласно когнитивной теории гендерного развития Бандуры, у родителей есть стереотипы относительно “подходящего” поведения для мальчиков и для девочек. Для того, чтобы ожидаемые стереотипы подтверждались, используются системы поощрений и наказаний. К примеру, игры мальчиков в кукол, а девочек - в машинки не поощряются.
Исследования гласят, что мамы в большинстве случаев близко общаются с дочерьми и берегут их от возможных травм. В играх с высоким риском травм родители видят мальчиков, а не девочек. Отцы терпеливы к эмоциональным всплескам дочерей, в то время как на подобные реакции у сыновей могут реагировать достаточно остро.
Недавнее исследование, опубликованное в одном из зарубежных психологических изданий, дает один из первых углубленных анализов отношения отцов к своим детям с точки зрения физиологии мозга. Группа исследователей под руководством Джеймса К. Риллинга набрала 69 мужчин (средний возраст: 33), которые были родителями детей в возрасте 1-2 лет. У 34 отцов была дочь, еще у 35 - сын.
Исследование началось с того, что отцам демонстрировали снимки с изображением различных эмоций их ребенка. Затем с помощью специального устройства ученые записали фрагменты разговоров и других окружающих звуков. Мужчины носили эти устройства несколько недель. В итоге от каждого исследуемого получили около 160 аудиозаписей взаимодействия отцов и детей.
Каждый 50-секундный файл был интерпретирован 2 независимыми экспертами.
В зависимости от того, с кем разговаривал мужчина - женой, другом или ребенком, каждое записанное выражение оценивалось по тому, соответствует ли оно одной из следующих категорий:
Во время ношения устройства отцы также заполняли анкету о том, как они воспитывают своих детей. После исследования отцам сделали анализ крови, слюны, а также МРТ головного мозга. В ходе МРТ мужчинам показали в рандомном порядке фото их и других незнакомых детей.