Первым фразу «хорошая мать» стал использовать британский педиатр и психоаналитик Винникотт.
Кто же такая “хорошая мать”?
Винникотт считал, что она в начале практически полностью адаптируется к потребностям своего ребенка. Мама полностью предана малышу. “Хорошая мать” жертвует собственным сном и потребностями, если это необходимо ребенку.
Однако позже мать позволяет ребенку испытывать “разочарования”. Она заботлива, но не сразу бросается на каждый крик ребенка. Конечно, сначала эти “разочарования” должны быть очень короткими. К примеру, мама может позволить ребенку плакать несколько минут до ночного кормления, но не дольше. Она уже не «идеальна», но все еще «достаточно хороша».
Винникотт неразрывно связывает понятие “хорошая мать” с развитием здоровой концепции внешней реальности. Сначала ребенок воспринимает маму как часть себя.
Если полная адаптация матери к потребностям ребенка идет слишком долго и не уменьшается естественным образом, малыш задерживается в волшебном мире иллюзий. То есть, он считает, что все его желания должны немедленно выполняться.
“Хорошая мать” проявляет заботу о ребенке, но не бежит на первый его зов.
Быть «хорошей матерью» довольно сложно. Это понятие включает в себя балансирующий акт между двумя одинаково важными процессами для здорового познавательного развития ребенка и даже его будущего счастья:
1) сначала мать должна преданно следить за каждой потребностью младенца;
2) мать должна постепенно позволять ребенку испытывать потребность, не выполняя желания малыша в ту же секунду. Время, в течение которого ребенок испытывает потребность, должно возрастать.
Именно таким образом у ребенка появляется возможность жить в мире маминой любви и заботы, но в то же время адаптироваться к реальным обстоятельствам, с какими он непременно столкнется в жизни.