Чичков Сергей

ТАМ, ГДЕ ОСТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЯ

Существуют старые, многовековые поселки, деревни, их по нашей необъятной стране великое множество. Какие-то еще жилые и в них кипит жизнь, а какие-то пришли в запустенье и осиротели. В Чаинском районе, где я живу, есть деревня с жизнерадостным названием Веселое. Протяженность деревни пять километров, основана она в 30-е годы ссыльными спецпереселенцами, точное количество жителей назвать сложно, в 1956 году их было 153 человека, 47 хозяйств, деревня бондарей, людей, умеющих работать с деревом, бочки сани, салазки, и многое другое. В деревне была водонапорная башня, магазин, школа, почта, гаражи для техники и большая столярка, бочки, сделанные в Веселом до сих пор можно встретить в соседних деревнях, проходя по деревне понимаешь люди, жившие здесь знали толк в столярном ремесле, возле одного, теперь уже не жилого дома, стоит очень большая бочка, заглянул в нее, а она полная воды сколько лет прошло. На въезде в деревню, через дорогу находится озеро с высокими и пологими берегами, говорят, что здесь когда-то текла река Парбиг, теперь эта река окаймляет деревню.

Сейчас в Веселом живет один житель, улица, поросшая травой, вдоль которой стоят осиротевшие дома. Когда идешь по этой улице, то становится грустно, в этой атмосфере прожитого, пройденного, невольно задумываешься о жизни.

Старые деревенские дома, покосившиеся крыши, они как мудрые старики, сморщинились, но еще крепко стоят на своем фундаменте и могут укрыть от ненастья. Время их потрепало, сгорбило, набросило на их плечи паутину. Стоят старики-дома взирая в даль своими пустыми глазницами окон, как престарелая бабушка, которая ждет, когда к ней приедут внуки. Тогда дом оживет, захлопают двери, задышит теплом печка, потом тяжелый момент расставания. Глядя на такие дома, кажется, что они знают что-то такое, что мне еще предстоит узнать. Какую-то тайну, тайну жизни, которую они прожили, вбирая в себя дыхание времени. С их разным прошлым, неизбежным будущим и тяжелым настоящим. Каждый дом это отдельная тайна, что творилось в его стенах. Кто был хозяином, кто ходил по его половицам, какие события происходили в его стенах.

Если прислониться щекой к бревенчатой стене, можно почувствовать тепло, тепло мудрого, доброго дедушки, который рад незнакомому гостю. Присев на завалинку поднимаешь глаза в небо и ловишь себя на мысли: «А время-то остановилось». Вокруг заросли крапивы, вечной спутницы одиноких строений. Стены дома пахнут ветром, вы когда-нибудь ощущали, как пахнет ветер? Время, которое набирало здесь шаг, тихим безмолвием проходит по безлюдной улице, заглядывая в пустые дома.

Вот она тайна, мудрая тайна жизни. Время - его неумолимое движение, мы все в его власти, и в конце нас ждет разное прошлое, неизбежное будущее, тяжелое настоящее. На прощание я похлопаю по бревну стены дедули-дома и в пол голоса скажу:

- Ну ты давай, не скучай, я еще к тебе обязательно вернусь, ты жди.