Тюгаев Алексей

КРАЙ ЛУГОВ И ОЗЁР

Кажется, ещё совсем недавно Леботёрцы с размахом отмечали 100 летний юбилей своего села, и вот ему уже скоро 115. Дата солидная и для человеческой жизни, и для населённого пункта. Особенно, это понимаешь, знакомясь с выписками из архивных документов разных лет, сохранившихся до наших дней. Поэтому, я предлагаю всем жителям и гостям Леботёра, мысленно совершить экскурсию в прошлое, и вместе вспомнить, как всё начиналось.

Я часто пытаюсь представить, как выглядела местность в те далёкие годы в начале 20-го века. Нетронутый рукой человека смешанный лес в низине между двух холмов, с одной стороны пересекал тракт, уходивший далеко на север в сторону Парабели, а с другой «опоясывала» тогда ещё безымянная, речка Ягодная с заливными лугами. Занимавшее весь север Сибири, коренное население Хантов, (в русскоязычной версии Остяки), вероятно поднимаясь вверх по течению Оби, облюбовало богатые рыбой озёра, решив обосновать на высоком незатопляемом берегу реки одно из своих поселений. Во всяком случае, так всё происходило по рассказам старожилов, запомнивших те времена, когда улица Набережная, именовалась «Остяцкой». Об их присутствии здесь говорят, и сохранившиеся по сей день, названия озёр «Прульдо», «Большой и Малый Леботёр», «Чумондаево». Кстати, если верить архивным документам 1915 года, наше село называлось посёлок Чемондаевский, и лишь позже получил своё новое имя Леботёр – темное или круглое озеро. Но, всё это было гораздо позже, а тогда в 1908 году он был впервые упомянут в документах, как обжитой край, в котором, как и положено селу, была своя церковь. И уже в 1911 году в нём насчитывалось 44 двора и населения: 139 мужского и 140 женского пола.

История наука увлекательная и поучительная. Может быть, именно поэтому, её так часто пытаются переписать и трактовать в угоду существующему строю. Так, вероятно, происходило и со «Столыпинской реформой», во многом давшей толчок дальнейшему развитию села. В надежде начать новую жизнь на бескрайних Сибирских просторах, тысячи переселенцев с Поволжья, Украины и Белоруссии, с семьями отправлялись в неизвестность. Всем им, как говорилось, выдавалась на руки большая «подъёмная сумма», но, видимо, не каждый смог ей правильно распорядиться. Так это или нет, но по сведениям неизвестного автора, в 1913 году «население состояло большей частью из крестьян – бедняков, про которых говорили: с 1 топором на 7 душ, да с 1 лошадью на 2 двора». В том же году была открыта и церковная–приходская школа с 2-х летним обучением. Занятия вёл дьяк местной Никольской церкви, главным образом обучая детей чтению, счислению, письму и основам христианской веры. Для лучшего понимания, нередко применяя и телесные наказания, отменённые только после становления советской власти.

И как бы ни ругали сейчас политику большевиков, но факты их деятельности говорят сами за себя. Уже в 1920 году согласно отчёту, специально прибывших из Петрограда специалистов по переписи, из всей Чаинской волости Леботёр являлся самым крупным и зажиточным населённым селом. Население которого на тот момент составляло уже 165 хозяйств, 812 человек с существованием 4-х летней школы. Все последующие 30-е годы, несмотря на волну, часто неоправданных, репрессий и неправильное понимание, и применение на местах, цели коллективизации, западные политики называют Русским экономическим чудом. Из полуколониальной страны, зависимой от западных стран, Советский Союз за короткий срок превратился в мощную индустриальную державу, с которой нужно было считаться. Даже в «глухой сибирской провинции», каковой, наверное, виделся Леботёр из столицы, к 1938 году в школе обучался 241(!) ученик, в библиотеке хранилось чуть более 100 книг, и появился первый киноаппарат. Про существующие в то время 3 колхоза и рыболовную артель, сами за себя говорят цифры. В каждой из этих отраслей трудилось от 100 до 115 человек.

А потом была война. Длинная, тяжёлая и беспощадная. Кто-то из историков, сравнивая экономический потенциал, которым обладал СССР к 1941 году, с горечью сказал: «Можно только догадываться, как бы далеко продвинулась наша страна, если бы не помешала война. Ведь у нас под Киевом заканчивалось строительство космодрома, и в июле того же года должен был состояться запуск первой ракеты».

Что же касается нашего села, то точное количество ушедших и вернувшихся с фронта до сих пор установить так и не удалось. Одна из причин тут в следующем. Вплоть до конца 60-х к Леботёрскому сельскому совету относилось несколько соседних деревень: Даниловка, Сборное, Козотяпка и другие. Поэтому, вопрос считать ли их жителей «Леботёрцами» так и не был решён. Известно лишь одно, что было 3 «волны» призыва. В первую ушли достигшие 20 летнего возраста, во вторую - все способные держать в руках оружие, и в последнюю - не подлежащие призыву спецпереселенцы. Наш народ победил. Но из, приблизительно 200 человек домой вернулось лишь 59…

Как-то во время беседы с одним старожилом, он рассказал мне историю, характеризовавшую всю политику тогдашнего руководителя государства Никиты Сергеевича. По приказу сверху, колхоз старательно засеял поля кукурузой. К осени она вымахала более 2 метров, но как убирать урожай и что с ним делать никто не знал. Поэтому, оставалось взять топоры и вырубить её под корень. К чему я это вспомнил? Страна понемногу залечивала послевоенные раны, люди учились жить дальше, колхоз «Имени Крупской» отделением которого являлся Леботёр, был переименован в совхоз «Коломинский», в селе действовал небольшой, собственный роддом на несколько коек, на квартирах жило более 50 учеников из других деревень, и было начато строительство нового здания школы.

«Золотые» 80-е, я вспоминаю с особой любовью. Для меня это было время юности, школьных лет, низких цен и безоблачного будущего. Кто же знал, что уходя на службу в армию в мае 1989-го из «одного» села, я, спустя 2 года вернусь совсем «в другое». Но это будет чуть позже. А тогда в эпоху «застоя», рубль считался ДЕНЬГАМИ, строились бесплатные квартиры рабочим совхоза и приехавшим молодым педагогам, в год игралось по 10-12 свадеб, слово «криминал» считалось чем-то чужим и ругательным. А пионерский галстук и комсомольский значок носились с гордостью.

Чехарда реформ 90-х Леботёр, как и всю страну, накрыла не сразу. Вначале появление первых частных предпринимателей было чем-то диковинным. Потом, возможность открыть свой бизнес и поработать «на себя» здорово дурманило голову. Приобщаясь к «цивилизации» население одевалось в 3-х цветные костюмы «adidas», пробовало заморские «Сникерсы» и «ROAYL», увлеклось легализованным Каратэ, ещё не понимая, насколько тяжёлым через несколько лет будет «отрезвление». Ещё в школьных классах было зарегистрировано рекордное количество учеников, крепко пытался устоять на ногах госхоз «Коломинский», в селе проживало 720 человек и без личного подворья молодые семьи не представляли существования, как в 1998-м начался «полёт над пропастью»… Нависла угроза закрытия школы, молодёжь, получив специальность, не спешила возвращаться в село. В город потянулись и все, кто не видел перспективы оставаться «на земле».

Сейчас всё это уже история. Наша с вами. И на примере одного села, можно смело судить об истории всего района с его победами и поражениями, радостью и грустью, жизнью и смертью. Леботёр, словно не сдавшийся спортсмен, с дистанции не сошёл, и продолжает путь наперекор всему. И хотя, как ни странно это звучит, до численности населения середины 20-х годов прошлого века ему ещё далеко, перспектива возродиться «из пепла» появляется снова. Действуют 2 фермерских хозяйства, в школу пришли молодые специалисты, прочно решившие «пустить корни» в селе, отдельное здание и современное оснащение получил ФАП, действует Дом Культуры и школьный музей, отреставрирован и открыт мемориал «Воинской славы». В 2022-м году, наконец-то начнётся сбываться мечта о полной газификации. И хотя проблем по-прежнему больше, чем возможностей для их решения, лично я верю, что всё у нас будет хорошо. История не случайно идёт по кругу, снова и снова возвращая нам похожие ситуации и не решённые задачи. Это урок, и возможность ответить его «на отлично» есть у каждого из нас. Ведь от того, как мы ведём себя сейчас, напрямую зависит, что останется в наследство тем, кто будет жить после.

Январь 2022