Высыпкова Лариса

СКАЗКА О КРАСАВИЦЕ КЁНГЕ И БОГАТЫРЕ ЧУЗИКЕ

В болотном царстве, в таежном государстве жил был богатырь и звали его Чузик. Была у Чузика красавица - жена Кёнга, внучка той самой Белочки*, которую Дух Тайги* подарил Эушту*.

Каждый день Чузик и Кёнга работали, не покладая рук. Молодой богатырь охотился, а его жена хлопотала у очага и приглядывала за маленькой озорной дочуркой, которую, как и прабабушку, тоже звали Белочкой.

У красавицы Кёнги была длинная толстая коса с вплетенными в неё веточкой черёмухи и кистью рябины, украшенная сосновыми и еловыми шишками. А посередине косы была приколота чудесная брошь из шишки с кедровыми орешками.

Однажды вернулся Чузик с охоты усталый, сел у костра и задумался.

- Что тебя тревожит? - спросила мужа Кёнга.

- Я прошел всю темную тайгу, но не встретил ни зверя, ни птицы в ней.

- Не огорчайся, завтра в светлую тайгу сходи.

- Так и сделаю.

Назавтра вернулся Чузик ещё мрачнее.

- Прошёл я всю светлую тайгу, опять ни зверя, ни птицы не нашёл.

- Не кручинься, - говорит Кёнга - сходи завтра на болото.

Ушёл Чузик на болото, а Кёнга, как всегда, у костра хлопочет, да за дочуркой приглядывает.

А та, то возле матери покрутится, то за деревом притаится, то в яму спрячется, одним словом, озорничает. Закружилась в хлопотах Кёнга и забыла про дочь. А та обернулась белочкой и побежала по стволу к верхушке самой высокой сосны. Прыгает с ветки на ветку. Первая, вторая, третья…

Слышит Кёнга, будто доченька зовет: «Мама, мама», а голосок такой тоненький, тихий, сдавленный будто.

Увидела мать, как ветки на верхушке самой высокой сосны шевелятся, поняла, что там её озорница. Обернулась Кёнга белочкой и к ней!

Когда спустилась Кёнга с дочуркой с верхушки самой большой сосны на землю, то сразу же закрыла проказницу в их доме-норе на обрывистом берегу и строго наказала ей не высовывать носа из дома.

Вечером вернулся Чузик чернее ночи.

- Что и на болоте нет зверя?

- Ни зверя, ни птицы нет - мрачно ответил Чузик и тяжело вздохнул. Ни в тёмной, ни в светлой тайге нет и на болоте нет. А где же наша дочурка?

Кёнга сходила по узенькой тропке к домику-норе и привела дочь.

- Зачем ты забралась на верхушку самой высокой сосны? - спросил Чузик и добавил - Это очень опасно.

- Я хотела посмотреть, что оттуда видно.

- И что оттуда видно?

- Целое зелёное море видно и одно белое дерево.

- Зелёное море - это наша тайга, наше болото. Какое такое белое дерево ты увидела, Белочка?

- Белое, белое-пребелое - ответила девочка.

- Это плохо, в нашем болотном царстве, таёжном государстве никогда не было белого дерева - сказала мать, - Пойдём, Чузик, к шаману, что он нам скажет, но прежде, я посмотрю на это белое дерево. Кёнга опять обернулась маленьким юрким зверьком с пушистым хвостом и забралась на верхушку самой высокой сосны. Оттуда Кёнга увидела диковинное белое дерево. Оно было высокое, стройное и мощное. Ажурная крона пропускала много света. Нижняя часть ствола покрыта толстой коркой с глубокими черноватыми трещинами, а верхняя – белой, гладкой листовидной берестой. На ее фоне хорошо выделялись темные продольные трещины.

Когда они рассказали шаману об увиденном диковинном дереве, тот произнёс:

- Большая беда идёт к нам. За белым деревом придет сюда и белый человек, а нам надо уходить.

Погоревали - погоревали Чузик и Кёнга, стали собираться в путь-дорогу.

Рано утром покинули они свой дом-нору на крутом берегу реки и пошли.

Шли через тёмную тайгу, через светлую тайгу, вышли на болото. Их дочурка-непоседа увидела болотные кочки и давай по ним прыгать. Раз-два! Раз-два! Так оказалась она на середине болота.

Чузик в несколько шагов догнал свою озорницу и попросил малышку не сходить с кочки. Что-то тревожило Чузика, и он решил посмотреть, что же там впереди. Долго ли, коротко ли шёл, да только услышал странные звуки и увидел, как Чёрная река из чёрной, вязкой, жидкой массы заливает всё вокруг. Понял Чузик, не убежать им от этой Чёрной реки. И тут ещё накатилась тёмная туча, загрохотал гром, засверкали молнии. Одна из них подожгла Чёрную реку, вспыхнула река жарким пламенем, которое поднялось от земли до неба.

- Дух Тайги, позволь мне стать рекой, тогда жена и дочка быстро уплывут отсюда - взмолился Чузик. Не успел богатырь и глазом моргнуть, как превратился в большую глубокую реку.

Кёнга, увидев что вокруг всё заливает Чёрная река, а с противоположной стороны движется на её доченьку огненная стена, прокричала:

- Дух Тайги, обрати мою живую косу в песчаную, помоги дочурке взобраться на неё и спастись от беды, а меня оберни реченькой, чтобы я всегда была рядом с мужем моим Чузиком.

Только бросила Кёнга свою длинную и толстую косу в ту сторону, где стояла её дочурка, как тут же обернулась она реченькой и побежала к своему любимому мужу, богатырю Чузику, слилась с ним воедино.

Девочка взобралась с кочки на песчаную косу и решила, что никуда не уйдёт, а останется здесь, ведь именно здесь, совсем рядышком, её папа Чузик и мама Кёнга, и они обязательно помогут ей, своей любимой, милой Белочке. Так всё и вышло.

По велению Духа Тайги болото поглотило Черную реку и потушило пламя.

Чёрная река - это нефть, огненная стена – это горящие торф и газ. Всё это богатство нашего края. А белое дерево – это берёза, с помощью которой тайга залечивает "раны" и восстанавливает свои владения.

А тайга на песчаной косе вскоре выросла, ведь в мамину косу были вплетены шишки сосны и ели, а чудесная брошь была сделана из шишки с орешками кедра. Растут в нашей тайге и берёзы. Вернулись в тайгу животные, птицы, и пришли белые люди. И на том месте, где в косе мамы Кёнги была кедровая брошь, стоит наш город-красавец Кедровый. Взрослые и маленькие кедровчане с восторгом наблюдают, как ловко с дерева на дерево перебирается белочка, или бегает по лесу, собирая грибы. Неутомимая хозяйка тайги хорошего человека подпускает к себе очень близко, как бы говоря: «Вот она я какая. Полюбуйся, но не озорничай!»

Кедровчане с восторгом вспоминают, как по извилистому руслу Чузика шли баржи с грузом, моторные катера скользили по водной глади, оставляя пенный след. Люди радуются, видя, как качаются на волнах рыбацкие лодки. А красавица-Кёнга добродушно встречает всех приезжающих в наш город Кедровый и её волны ласково и тихо шепчут: «Добро пожаловать».

----------------------------

* Белочка, Дух Тайги и Эушт – герои легенды «Богатырь Эушт» из издания «Томские сказания» в обработке Н.В.Татаурова.