Тюгаев Алексей

ЛЕГЕНДЫ РОДНОГО КРАЯ

Со дня своего сотворения, людям свойственно давать имена всему, что их окружает. Мы даём имена детям, называем улицы, города, горы и реки – в честь кого-то или чего-то, при этом часто не оставляя потомкам « ключа» для расшифровки очередного названия. Которое, прочно входит в нашу жизнь, не редко со временем, теряя историю своего происхождения, всё больше обрастая слухами и вымыслом.

Так случилось и на моей малой Родине, где у всех на слуху: озеро «Дарьюшкино», «Светлый мыс», « Царские ворота» и многое другое, каждое название имеющее свою историю.

Раскинувшись на правом берегу речки Ягодная, на заливных лугах, в километре от Леботёра, озеро Дарьюшкино, летом питая своей водой протоку, во время половодья сливается с ней в единый бескрайний массив. Сейчас уже сложно сказать, когда и кто дал ближайшему к селу озеру, такое название, и даже версий существует целых три. По одной из них, в некогда безымянном озере, из-за несчастной любви, свела счёты с жизнь отвергнутая девушка Дарья. По другой, в 30-е годы прошлого века, одна из коренных жителей села - остячка Дарья, за рыбной ловлей проводила на нем всё своё время. Однако, есть и третья легенда, согласно которой, той самой рыбачкой являлась без вести пропавшая жена, одного из сынов известного Алтайского купца Адриана Винокурова. В 1918 году, после расстрела «врага революции», её вместе с остальными неблагонадёжными жителями г. Камень-на-Оби, отправили на землю Томскую, для определения в спец. поселение в глухой тайге. И лишь, чудо помогло ей сбежать во время пути, и обосноваться под чужим именем в нашем селе.

В поисках разгадки следующего названия, мне пришлось отправиться ещё дальше в луга, туда, где находились ещё два озера «Большой и малый Леботёр» и «Остяцкое». И если в честь первых, и было после революции 1917 года, переименовано наше село, то с «Остяцким» по легенде история произошла другая. Когда-то на заре становления села, жил на берегу остяк Юхор*. Ставил сети, ловил рыбу, поклонялся духам воды и леса и не признавал другой власти. Так продолжалось до тех пор, пока не появились первые артели и колхозы, вбиравшие в себя, всех окрестных жителей. Именно, тогда, Юхор, не желая идти вопреки новой власти, собрав свои нехитрые пожитки, навсегда ушёл от мира, поселившись на берегу этого самого озера.

Но, самой необычной тайной окутана история, связанная с грядой холмов «Светлый мыс». Согласно легенде, когда-то на одном из них росли гигантские кедры, вершины которых терялись в «облаках». Под их сенью обитал со своей шайкой разбойник Владимир, не дававший покоя ни жителям окрестных сёл, ни путникам. Дисциплина внутри его банды была настолько строгая, что однажды, в доказательство своей власти, он в назидание остальным, лично расправился с собственными родителями. Вскоре после этого, на холме случился небывалый пожар, положивший конец его злодеяниям. В доказательство этого факта, один из старожилов села приводил пример: в 30-е годы 20 века, учитель привёл их класс на экскурсию в те места, и в дупле одного из сгоревших деревьев, смогло поместиться одновременно 25 (!) человек. Намного позже, в пору своей юности, я и сам мог видеть полуистлевшие пни диаметром более 2 метров.

Сейчас, Светлый мыс всё больше зарастает молодыми деревьями, дороги к нему уже нет, и о необычной истории этого места можно судить только по рассказам. Где-то у его подножия нашла свой приют под деревянным крестом, та самая рыбачка Дарья, да в конце 80-х годов были обнаружены, и лично мной исследованы отпечатки ступни таинственного Снежного человека.

Март 2008

-----------------------------------------------

*Юхор – в переводе с остяцкого Егор.