Рисование одетой фигуры.
Каких-либо особых принципов в рисунке одетой фигуры не существует. Суть дела остается та же: и одетую фигуру нужно суметь поставить, и пропорции ее передать, и форму, и движение, и характер — словом все то, что необходимо в рисунке обнаженной фигуры. Но некоторая специфика, конечно, есть. Школа рисования знакомит с рисунком драпировок на уроках рисования натюрморта. Также есть уроки рисования, где изучаются отдельно взятые различные по материалу ткани. Начинающие рисовать разбирают, как образуются складки материй, различных по характеру и толщине: ситца, шелка, тонкого сукна, драпа, различных сортов современных новых тканей.
Когда-то на уроках рисования в художественных учебных заведениях и в практике художников было принято рисовать ткани (драпировки) на манекенах. Если есть возможность иметь такой манекен — это неплохо. Но это будет относиться лишь к изучению в основном характера складок ткани. Упражняться в рисунке драпировок можно и без помощи манекена.
Что же касается собственно рисунка одетой фигуры, то здесь необходимо обратить внимание на следующее: рисуя одежду, нельзя забывать, что одежда на фигуре никоим образом не должна уничтожать форму а, наоборот, под одеждой нужно непременно чувствовать живую форму. И это верно не только в отношении одежды тонкой, плотно прилегающей к фигуре. Даже одежда из грубой, толстой ткани не может быть нарисована изолированно от фигуры. То же самое можно сказать и в отношении обуви. Даже валенки, толстые и неуклюжие, не в состоянии скрыть форму, которая почувствуется, особенно в различные моменты движения ноги.
В прошлом многие художники, даже в сложных, многофигурных композициях, рисовали фигуры сначала обнаженными и потом «одевали» их в соответствующие одежды. В этом был определенный смысл: связать одежды с пластикой фигуры. Классическим примером такого приема является известная картина Рафаэля «Преображение». Так поступал А. А. Иванов в работе над картиной «Явление Христа народу». И. Е. Репин к дипломной картине «Воскрешение дочери Иаира» для фигуры Христа сделал предварительно рисунок с обнаженного натурщика (рис. 1, 2).
Для того чтобы практически усвоить необходимость связи одежды с фигурой, рекомендуем проделать следующее упражнение: на одном листе бумаги (размером А2) нарисуйте сначала обнаженного натурщика в несложном движении. Затем рядом с первым рисунком нарисуйте второй с этого же натурщика в той же позе, но одетого в рубашку и в тонкие, скажем, полотняные брюки, на ногах — тапочки. Третий рисунок опять с этого же натурщика, в той же позе, но одетого уже в костюм из плотной ткани, на ногах — ботинки. Все рисунки должны быть одного размера и рисованы с одной и той же точки зрения (рис. 3).
Расположение всех трех рисунков именно на одном листе важно потому, что вы будете иметь возможность сравнить, как связываются с формами фигуры одежды из различных по характеру тканей, и проследить, как формы фигуры и движение ее ощущаются под одеждой.
К данному упражнению, разумеется, нужно отнестись с особой внимательностью, а лучше всего таких рисунков сделать несколько, разнообразя и позу модели, и характер одежды.
А затем, усвоив основное положение связи одежды с пластикой фигуры живой модели, можно выполнить ряд рисунков одетой фигуры как мужской, так равно и женской. Здесь хотелось бы только предостеречь от одной ошибки, которую часто приходится наблюдать у начинающих при рисовании одетой фигуры. Увлекаясь передачей складок одежды и срисовывая их, иногда забывают о находящейся под одеждой форме и, подчеркивая теневые места складок, рисуют их излишне глубокими, отчего они как бы врезаются в саму форму, а этого нельзя допускать. И нужно внимательно следить, чтобы не сделать подобных ошибок, особенно при окончании рисунка.