Спасение = вера в Иисуса как Всемогущего Бога?

Спасение = вера в Иисуса как Всемогущего Бога?

«Если ты не веришь, что Иисус — это Всемогущий Бог, то не имеешь спасения!» Эта фраза прозвучит практически обязательно, если ты ведешь диалог с представителем «тринитарной» церкви. Некий обидчивый упрёк с запросом на роль Судьи. В такие моменты хочется переспросить: на самом ли деле данная «формула спасения» является требованием Божьего Слова? Или все же мы в очередной раз наблюдаем продукт человеческого измышления?


Ну, ведь действительно, подобные «обязательные для спасения» формулы в великом своем разнообразии то и дело бросаются направо и налево в зависимости от конфессиональной принадлежности собеседника. Например, «Если ты не почитаешь иконы, то не имеешь спасения!»... Или «Если не молишься святым заступникам, то не спасешься!»... «Если не носишь креста...»... «Если не платишь десятины»... И так далее...


И все они звучат с не меньшей претензией на «Божье требование» или «Так в Библии написано»... А где так в Библии написано? Вы можете мне это показать? Вот исключительно для того, чтобы мне развеять свое неведение столь важного «требования». Или это снова то, о чем Иисус говорил как о человеческих заблуждениях?


«Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матфея 15:7-9)


Что ж, давайте попытаемся разобраться: соответствует ли истине формула «спасение = вера в Бога-Иисуса». Выясним, учил ли сам Иисус, что спасение зависит от его принятия именно в качестве Всемогущего Бога? Или же наш Господь ставил спасение в зависимость от других важных условий?

 
Увы, сколько бы мы ни исследовали Священное Писание, мы не найдем такой формулы. Мы не встретим фраз «спасешься, если будешь принимать Иисуса как Всемогущего Бога» или «лишь верующий в Троицу спасется», или каких-либо иных подобно построенных предложений. И это при том, что Библия довольно много и подробно говорит об условиях, необходимых для спасения человека. Это и вера в Создателя, и принятие искупительной жертвы Иисуса Христа, и любовь к Богу и ближнему, и дела праведности, и обновленный внутренний дух человека... Обо всем этом мы, безусловно, читаем в Писании, причем, очень-очень много раз, но ничего подобного формуле «Верь в Иисуса как во Всемогущего Бога — и только тогда спасешься» мы в нем не встретим. Удивительно, не правда ли?


Глубоко исследовав библейские увещания, приходится констатировать факт, что Иисус никогда не устанавливал подобных правил или требований. Причем, что показательно, Иисус напрямую спрашивал своих учеников, кем они его считают! Не менее важно и то, как он реагировал на их заключения

 
«Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матфея 16:13-17)

  

Перед нами наглядный пример того, когда от ближайших учеников Иисуса требовался тот самый конкретный ответ! За кого им нужно почитать Иисуса, чтобы спастись? Кем его необходимо признавать, чтобы получить одобрение от самого же Господа?  


Как видим, Петр получил одобрение Иисуса вовсе не за то, что исповедовал его Всемогущим Богом, но за признание его в качестве Христа и Божьего Сына. Причем, подобная констатация веры в Иисуса присутствует и во многих других текстах Писания.

  

«Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоанна 1:49)

  

В евангелиях мы встречаем два случая, когда сам небесный Отец громогласно провозглашал перед людьми о своем Сыне. Кем называл Он Иисуса? Хотел ли Всемогущий Бог, чтобы услышавшие Его люди пришли к выводу, что Его Сын тоже является Богом Всемогущим? Отец назвал Иисуса «Сыном своим возлюбленным» (Матфея 3:17; 17:5). И ни слова о том, что он есть некая часть «Троицы», «вторая ипостась» или «Всемогущий Бог».

 
Знаменитый тезис Иоанна, называемый также «евангелием в миниатюре», напрямую связывает спасение человека с признанием Иисуса Сыном Бога, а вовсе не самим Всемогущим Богом: 


«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16-18)

 
Петр называет Иисуса «Христом» (Матфея 16:16). Аналогичный смысл несет в себе еврейской выражение «Мессия» (Даниила 9:25,26).

 

Апостол Андрей выразил свою убежденность в Иисусе, когда сказал о нем:

 
«Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Иоанна 1:41) 

 

Самаритянка, беседовавшая с Иисусом, сказала:


«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Иоанна 4:25,26)


Примечательно, что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Иоанна 4:39).


Однако, подумаем: «уверовали» ли все эти люди, да и сама самаритянка, в Иисуса как во Всемогущего Бога? Вовсе нет. Все они ждали прихода Христа-Мессии, а не Всемогущего Бога. Вменил ли Иисус в вину этим уверовавшим в него людям, что те, дескать, видят в нем только Мессию, но не олицетворяют его еще и с самим Всемогущим Богом! На это нет даже намека!

 

Все это лишний раз помогает осознать, что Иисус вовсе не связывает спасение человека с принятием Его в качестве Всемогущего Бога. Как четко следует из библейских примеров, одобрение Иисуса вызывал сам факт веры в него как в Христа-Мессию, как в Сына Бога.

 
Писание неоднократно называет Иисуса «Спасителем» (Иоанна 4:42; Деяния 5:31; Ефесянам 5:23; 2 Тимофею 1:10).

 

Уже при рождении Божьего Сына ангелы возвестили радостную весть о нем словами: 

«Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2:11)


Апостол Петр в своей смелой проповеди в Синедрионе сказал об Иисусе:

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деяния 5:31)


Павел так же говорил, что «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деяния 13:23).


Аналогичным образом Иоанн заверяет:

«Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Иоанна 4:14)

 
«Учитель». Такое обращение к Иисусу в евангелиях мы встречаем множество раз (Иоанна 1:49; 20:16).

Сам Иисус говорил: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель...» (Иоанна 13:13. Сравните Матфея 23:8).

 
К Иисусу обращены и схожие по значению титулы, такие как «Наставник» (Матфея 23:10; Луки 9:33) и «Пример» (Иоанна 13:15; 1 Тимофею 1:16; 1 Петра 2:21). 


Помимо вышеперечисленного, в Библии к Иисусу на полном основании относится титул «Царь» (Матфея 21:5; 27:37; Иоанна 1:49).


Он назван «Главой» (1 Коринфянам 11:3; Ефесянам 1:22; 5:23; Колоссянам 1:18).


Иисус - «Начальник» и «Вождь» (Деяния 5:31; Евреям 2:10; 12:2).


Иисус - «Пастырь» (Матфея 26:31; Евреям 13:20; 1 Петра 5:4).


И как было упомянуто выше, Иисус принимал обращение к себе как к  «Господу» (Иоанна 20:18; 1 Коринфянам 8:6; Иакова 2:1). Библия учит, «чтобы ...всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:10,11).

 

Задумаемся также к какому выводу нас побуждают слова Иисуса из его молитвы своему Богу и Отцу в Иоанна 17:1-5. В 3-м стихе Иисус ясно поясняет от чего будет зависеть спасение и вечная жизнь человека, когда говорит:

 

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»

 

То есть вечная жизнь зависит от веры в Отца и от веры в посланного Отцом Иисуса Христа. Но если об Отце Иисус ясно говорит, что в него следует верить как в  «единого истинного Бога», то веру в себя Иисус связывает без какой-либо привязки к «божественному равенству» с Отцом или некоему «Всемогуществу».

 

Уже одно это делает бессмысленным «тринитарную» формулу спасения в зависимости от веры в Иисуса как в некоего «Всемогущего Бога». Одно дело, что говорят набожные люди, и совсем иное условие мы видим в Слове Бога. А Слово говорит о спасении через веру в Иисуса как Божьего Сына, Христа, Спасителя, Искупителя, и т.д. И ни одного слова о «божественном всемогуществе»...

  

Миллионы уверовавших в Иисуса христиан принимают Христа своим Спасителем и, подобно апостолу Петру, возвещают, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12). Эти христиане считают Иисуса Сыном Божьим, Христом, Искупителем, Учителем, Наставником, Примером, Господом, Царем, Главой, Вождем и Пастырем.


При этом уверовавшие в Иисуса не исповедают «Троицы», так как даже не видят такого слова в Писании и потому не желают называть Бога тем названием, которое он сам себе не дает. И они не считают Иисуса равным Всемогущему Богу, т.е. Отцу, одного лишь которого Сын учил называть «Единым истинным Богом» (Иоанна 17:3).


Строго говоря, в этом их позиция соответствует евангельским примерам множества принявших Иисуса людей, которые имели точно такие же убеждения и взгляды на роль Иисуса в замыслах Господа.

 

Вот почему крайне странно, если не сказать — нелепо, выглядят попытки некоторых лиц обвинить этих верующих в том, что те, мол, «не признают Иисуса Христа» или «не верят в Иисуса»! Наоборот, и признают, и верят, и возлагают на него надежды, и принимают его в качестве своего спасения, как того, чьею пролитой на Голгофе кровью они омыты и очищены от грехов! (1 Петра 1:18,19)

  

Другая сторона вопроса: насколько оправдано бросаемое в адрес этих любящих Иисуса христиан обвинение, будто не принимая Иисуса еще и в качестве Всемогущего Бога, они лишаются права на спасение? Данное обвинение не может восприниматься сколько-нибудь серьезно хотя бы потому, что сама формула «спасение = вера в Иисуса-Бога» как таковая в Библии отсутствует. Как уже замечалось, в Библии мы не встретим фраз «спасешься, если будешь принимать Иисуса как Всемогущего Бога» или «верующий в Троицу спасется», или каких-либо иных подобно построенных предложений.

 
Но самое главное — сам Иисус никогда не ставил в качестве некоего условия одобрения им человека веру во «всемогущество» Христа! Ни в одном тексте евангелий мы не встретим случая, чтобы Иисус приводил спасение в связь с признанием себя в качестве Всемогущего Бога. Как показывают различные библейские примеры, Иисус одобрял тех, кто исповедовал его как Сына Божьего и Христа. Без сомнения, он радовался, когда человек принимал его как Учителя и Спасителя. Он выражал поддержку каждому, кто считал его своим Господом и Наставником, и т.д.  Но никогда Иисус не учил, что человек спасется при условии признания Его Всемогущим Богом.

 

А если сам Иисус не требовал от человека для его спасения признания Сына как Всемогущего Бога, либо как части т.н. «Троицы», то как выглядят те, кто требует подобного от других верующих? Не получается ли, что таковые берут на себя смелость и самоволие становиться на место Судьи Иисуса?!

 

«Но ведь один только есть Законодатель и Судья, Который решает, кого спасти, а кого покарать. А ты, кто ты такой, что берешься судить своего ближнего?» (Иакова 4:12, перевод Кулакова)

Мы вновь вспомним известные стихи из евангелия от Иоанна 3:16-18: 


«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16-18)

 

Что необходимо для спасения человека, как это следует из слов самого Господа Иисуса? Вера в единородного Сына Божьего, посланного Богом для искупления грешного человечества! Все просто и понятно, без мутных вод человеческой философии и догматической предвзятости. Здесь нет ни слова о необходимом принятии «всемогущества» Христа. Нет ни намека на необходимость разбираться в метафизических нюансах «природ» и «сущностей». В отличие от ряда современных тринитариев, Иисус никогда не предъявлял подобных требований к слушающим его людям. В этом мы убеждаемся и когда читаем в евангелиях слова Иисуса, и когда наблюдаем его реакцию на факт проявление веры со стороны несовершенных людей. Сам факт признания его в качестве Божьего Сына, Христа и Спасителя уже побуждал Иисуса высказывать слова радости за такого человека, но никак не осуждения со свойственными тринитариям словами «А ты веришь, что я еще и Всемогущий Бог?».

  

Конечно, для того чтобы быть истинным христианином, недостаточно лишь говорить о своей вере в Божьего Сына. Необходимо еще и следовать своему «Примеру», Иисусу Христу. Ведь Господь сказал:

«Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоанна 13:15. Сравните Филиппийцам 2:5; 1 Петра 2:21; 1 Иоанна 2:6)

  

Об опасности ограничиваться всего лишь общими словами о своей «вере» Иисус высказался так:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Луки 6:46)

  

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:21-23)

  

Не голословная вера в Иисуса Христа, и уж, тем более, не отсутствующая в Писании формула «спасение = Иисус-Бог Всемогущий», а «точное следование по стопам Христа» делает человека настоящим христианином в глазах самого Господа (1 Петра 2:21).

  

Как для грешного Закхея «пришло спасение» отнюдь не за исповедание тринитарной формулы (Луки 19:9), как для грешницы, помазавшей ноги Иисуса благовонием, спасение явилось не за признание Иисуса Богом Всемогущим (Луки 7:50), как для слепого нищего было высказано одобрение за веру в Иисуса вовсе не как в Единого Бога, а как в Учителя и Сына Давидова (Марка 10:46-52), так и сегодня Иисус, неизменный себе, одобряет человека за саму веру в него. Господь по милости своей оказывает расположение грешному человеку не за отсутствующие в Писании сакральные формулы, и не за желание вникать в «природы» и «естества» Бога, а за искреннюю веру в Него как в Христа и Спасителя. Веру, подтверждаемую любовью к Богу и ближнему (Матфея 22:36-40). 

Другие темы:

  

«Чтить Сына, как чтут Отца»: как Всемогущего Бога? (Иоанна 5:23)»

 

 

Видео: «10 признаков религиозного фанатизма»

https://www.youtube.com/watch?v=lp1GkLYQogc