«Я не верю в искусство, которое не является навязчивым результатом стремления человека открыть свое сердце».
«Я шел по дороге с двумя друзьями, когда солнце село; внезапно небо стало красным, как кровь. Я остановился и прислонился к забору... дрожа от страха. Затем я услышал огромный, бесконечный крик природы».
«В своем искусстве я пытался объяснить себе жизнь и ее смысл. Я также пытался помочь другим прояснить их жизнь».
Эдвард Мунк родился в Норвегии в 1963 году в семье, где постоянно присутствовали болезни, а преждевременная смерть его матери и сестры оставила глубокий след в его жизни. Его отец, военный врач и строгий христианский фундаменталист, рассматривал эти трагические события как божественное наказание, что усиливало атмосферу фатализма в доме. Эти переживания сформировали внутренний мир Мунка и стали ключевыми мотивами в его творчестве, наполняя его работы темами тревоги, эмоциональных страданий и человеческой уязвимости. Зачастую запутанные и угнетающие, если не сказать откровенно тревожные, произведения Мунка, несомненно, выросли из его тревожного и травмирующего детского опыта и вызванных им психологических страданий, которые преследовали его на протяжении всей жизни.
«Крик», имеет несколько версий – Мунк создавал её в разных техниках, включая живопись, пастель и литографию. Сам художник описывал идею картины как вдохновлённую моментом, когда он почувствовал всепоглощающее чувство тревоги, проходя по мосту на фоне огненно-красного неба.
«Сколько себя помню, я страдал от глубокого чувства тревоги, которое пытался выразить в своем искусстве. Без тревоги и болезни я был бы подобен кораблю без руля».
Мунк с детства отличался болезненным здоровьем и часто оставался дома, где много рисовал. Он учился в Королевской школе искусства и дизайна в Осло, но быстро отошел от академических норм, развивая собственный выразительный стиль. Главным поворотным моментом в его карьере стала поездка в Париж, где он познакомился с постимпрессионистами (Ван Гог, Тулуз–Лотрек) и символистами, а затем — жизнь в Берлине, где он сблизился с кругом экспрессионистов, например, с Марком.
«Я больше не буду рисовать интерьеры с читающими мужчинами и вяжущими женщинами. Я буду рисовать живых людей, которые дышат, чувствуют, страдают и любят».
Весенняя пахота, 1918. В этой картине можно увидеть вдохновение, которое Мунк черпал у гораздо более молодого Франца Марка — чьи экспрессионистские картины изначально были вдохновлены Мунком — который имел склонность рисовать животных в их естественной среде обитания.
Мунк в мастерской.
«С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти стояли рядом со мной, сопровождали меня, когда я играл, сопровождали меня под весенним солнцем и в великолепии лета».