МАРТЫНОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
МАРТЫНОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
Родился в д. Тарасовичи Климовичского района. После 8 класса поступил в Климовичский совхоз-техникум (так назывался Климовичский аграрный колледж).
В 1981 году успешно его окончил и сразу же был призван на службу в ряды Советской Армии.
Семь суток везли новобранцев поездом. Прибыли в Туркестанский военный округ, в город Кизыл-Арват, что рядом с афганской границей. Здесь пробыли два месяца. Изучали установки «Град» и «ПТУРС», противотанковый ручной гранатомет СПРГ — 9 М; учились вести боевые действия в гористой местности. Потом была присяга, после которой нас перебросили в город Ашхабад. А уже оттуда на самолете доставили в Кабул, где разместился пересылочный пункт.
— Меня распределили в отдельный саперный батальон, главной задачей которого было обеспечение движения военной техники. Очень доставалась нашим БРДМ, особенно если под колеса попадала «итальянка» - пластиковая мина с особым устройством. Миноискатели их не брали, специально обученные собаки тоже не могли их найти. Механизм мины срабатывал после определенного количества заранее установленных колебаний-нажатий. По ней могли беспрепятственно проехать пять-шесть машин, а под седьмой мина срабатывала. В этом и заключался «сюрприз» этой пластиковой мины.
Вспоминается один эпизод. Мы продвигались впереди, разминируя дороги для прохождения техники – снимали фугасы, мины, определяли места засад «духов», которые часто нас обстреливали с гор.
Особенно досталось в ущелье Панджер. Жара доходила до отметки 50 градусов. А на броне еще жарче. Вспоминаю такой случай. Наш отряд продвигался по ущелью. Я по каким-то делам залез в БМП, но не проехав и ста метров, как машина взорвалась на фугасе. Кто был на броне - всех поразбросало. Кого в клочья, кому руки, ноги оторвало, глаза выжгло, а многих сбросило в пропасть. Но, я контуженный, остался жив. Судьба, наверное, моя такая
Помню, как-то делали зачистку аула, потому что духи часто обстреливали наших солдат. Командир нас оставил в засаде возле тропы. Рядом протекала речка Жарища, вонища. Рядом валялись трупы животных и людей, даже в речке А жажда всех мучила такая, что пили и эту воду. Не обходили наших солдат и болезни: малярия, дизентерия. Некоторых лечили на месте, а многих отправляли в Союз.
Неоднократно доводилась видеть Руслана Аушева, полк которого был рядом с нашим. По представлению командира батальона я был награжден орденом Красной звезды.
Библиография:
На линии огня // Афганистан. Страницы мужества : воинам-интернационалистам Могилевской области посвящается / под общей редакцией В. Н. Василенко. — Могилев : Информационное агентство «Могилевские ведомости», 2019. — С. 203.
Сакович, А. Афган — боль моя / А. Сакович // Родная ніва. — 2005. — 12 лютага. — С. 2, 4.
Цыганкова, Г. Весна настойчиво стучится / Галина Цыганкова // Родная ніва. — 2019. — 13 лютага. — С. 4.
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА МАРТЫНОВА