ГРИШКИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
ГРИШКИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
В 1987 году после учебы в средней школе № 3 г. Климовичи, Климовичском совхозе-техникуме, Климовичским райвоенкоматом я был призван на воинскую службу. Направили в Таджикистан г. Хорог. Две недели привыкали, к новым для себя условиям. Потом учеба в сержантской школе г. Чунджа Ингуржантского района. После пяти месяцев обучения мне присваивают звание младшего сержанта, командира минометного расчета. Расчет состоял из пяти человек; командира установщика, наводчика, заряжающего и подносчика. Для дальнейшего прохождения службы был направлен в ДРА. Объект Захгар расположился высоко в горах, 2730 м над уровнем моря, у небольшого кишлака. Отряд небольшой из 120 человек. Задача, поставленная командованием перед нами, на первый взгляд была простая: удерживать два ущелья, через которые проходили караваны с оружием и наркотиками. О приближении каравана получали сообщения от разведчиков. Занимали позиции, устанавливали расчеты 120 мм минометов. Часто на помощь прилетали наши вертолетчики. Они прилетали с грузом питания, воды, боезапаса. Иногда забирали погибших или заболевших. Были и потери. За время службы потерял семерых товарищей.
Праздниками были дни, когда привозили пополнение, особенно, когда среди них отыскивались земляки. Молодым приходилось трудно. Особенно в первые месяцы. Кислородное голодание, очень страдали от москитов – когда они кусают не чувствовалось, а потом тело опухало и сильно зудело. Условия быта спартанские. Казарма из скального камня, отапливалась двумя буржуйками. Рядом, точно такое же здание для приема пищи. Отношение с местным населением не сложилась сразу. По местным обычаям расположиться в кишлаке мы не могли. «Шурави». Так нас называли местные жители. Они считали, что если кто-либо из нас увидел афганскую женщину без паранджи, то родственники могли ее убить. Это считалась большим позором. Поэтому наших солдат разместили на местном кладбище. Это было не самое лучшее место, жить там конечно малоприятно. Особенно в дни, когда происходят погребения. Местные хоронили умерших, в больших выдолбленных ямах, которые потом закладывали камнями. День стояла жара, и дышать становилась невозможно. Так и терпели. Другого места для базирования подобрать было трудно - вокруг горы.
Караваны с оружием и наркотиками бывали довольно часто, поэтому приходилось все время быть наготове. Душманы, сопровождающие груз, одурманенные наркотиками, сражались до последнего. Расстреляв весь боезапас, они шли врукопашную.
Библиография: