Лекция четвёртая (предварительный текст)

Расшифрока аудиофайла лекции

I. Между культурой и цивилизацией. Деятельность.

Связь культуры с её цивилизацией сложнее, чем кажется. Не только представления, составляющие культуру, воплощаются в вещах, которые в совокупности своей составляют цивилизацию этой культуры. Но и цивилизация является единственным носителем и хранителем своей культуры. Нет способа удерживать культуру иначе как в её предметной воплощённости. Как, например, нет способа удержать язык помимо его воплощения в устной или письменной речи. Утраченная речевая практика – это и есть «мёртвый язык».

«Цивилизация» - широкое понятие. Оно охватывает всё, что создано людьми в своих интересах – во исполнение своих идеалов, норм, традиций, ради своих ценностей и путями своих парадигм. «Всё» - это абсолютно всё: и жертвенники, и виселицы, и публичные дома, и театры… И книги в библиотеках, и книги в кострах в окружении восторженных толп на площадях. В этом «всём» может быть я и детская погремушка, и перевод Талмуда, и война, и фестиваль дружбы, последние – как воплощённые принципы фатального «неравенства» или, наоборот, «равенства» в их предельных формах. Самая ранняя цивилизация была построена преимущественно из камней (её наследие мы так и объединяем понятием «каменный век»), другая основывались на использовании паровых машин («век пара»). А совсем недавно культура, глядясь в зеркало цивилизации, осознавала себя как «век атома».

Всякий раз, чтобы представить себе культуру, мы воскрешаем «дух времени» по тому, во что этот дух воплотился, по созданному – замысел творца.

Но, тут есть одна подробность, которая иногда ускользает из рассуждений, когда акт творения как бы затмевает процесс творения. Когда говорят, что Левша подковал все лапки миниатюрной английской блохи, то как он это сделал, остаётся за пределами интереса. Главное, что сделал. Сумел, изловчился – будто произошло это как-то скачком, чудом.

Чудо творения вообще характерно для мифических повествований. «В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.» (энциклопедия).

Что же касается человеческих творений, то самым ранним было, наверное, подробное описание Скинии Завета в Пятикнижьи Моисеевом (глава Шмот, Исх. 25-31; 35-40). Но и здесь мы имеем описание продукта, а не технологии его изготовления.

А как же транслировались умения, которые мы сейчас называем ремеслом, а древние называли «технэ» (греч.) или «ars» (лат.)? Из рук в руки, путём «обучения при соучастии», т.е. через механизм традиции. Условием последней, как мы помним, является коллективность. Недаром ещё со времён Древнего Рима ремесленные профессии были преимущественно наследственными, а о ремесленных объединениях по признаку профессии (коллегиях) упоминают с 6 в. до н.э.

Ремесло было основной формой продуктивной человеческой деятельности до самого разделения его на три – ремесло, искусство и науку, впервые зафиксированное названием Великой французской энциклопедии Вальтера и Дидро («Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел», 1751—1780). Но и в этих двух новых отраслях человеческой деятельности много оставалось от ремесла, т.е. той части навыков, которые не могли быть транслированы через другие каналы (книги), но только путём «из-рук-в-руки». Как видим, традиция была универсальным или важным механизмом в деле трансляции человеческих умений.

Но есть и такие умения, которые традицией не могут быть ни сохранены, ни транслированы. Это – те, которые отличаются высокой степенью исключительности (оригинальности или, как сейчас любят говорить, уникальности). Мы называем их творческими профессиями и обычно связываем с искусством. Но дело в том, что искусство (классическое) появилось вместе с признанием в культуре ценности индивида и его авторства не только в сотворении картин, скульптур, небывалого вида построек, но вообще в жизни – в политической или частной. Тогда же возникла область деятельности, называемая классической наукой. Это время мы называем термином Ренессанс.

Способ, найденный европейцами для таких случаев, где традиция бессильна, был найден в теоретическом знании. Сравним. Суть ремесленного знания – в овладении производственными операциями, приспособленными для конкретных условий. Столяр знает, из какой древесины и последовательностью каких способов следует изготовлять лестницу. Суть теоретического знания – в идеализации (объектов и действий с ними). Такой идеализацией является, например, математическое описание в науке. Но такой же идеализацией является, план-карта, которая позволяет человеку самостоятельно прокладывать путь по незнакомой местности заранее, ещё на столе. В научной жизни Нового времени, можно найти, конечно, немало традиций. Но само научное творчество понимается как нечто противоположное – как принципиально не предсказуемое индивидуальное действие, осуществляемое в материале идеализаций (принципов, порядков, пропорций, причин и следствий и т.п.), которые описывают «законами природы».

Искусство, которое на первый взгляд может показаться воплощением прежде всего умения-ремесла, содержит огромную долю проектной составляющей, авторского замысла. Так что, творчество по справедливости следует описывать двумя глаголами: задумал и сделал. Но, и в области классического искусства во все времена его существования шла постоянная теоретическая работа идеализаций. Стоит вспомнить разработку принципов пространственной перспективы, «золотого сечения», цветовых соотношений – в живописи или гармонии, контрапункта, композиционных форм - в музыке и т.д.

Вывод, который следует из этого обзора, состоит в том, что связь между культурой и цивилизацией, этими неразрывными полюсами, осуществляется человеческой деятельностью, которая непрерывно овеществляет представления и порождает новые. Деятельность, таким образом, неважно, традиционная или инновационная, является таким же специфическим признаком человека как вида, как и обеспеченность его культурой («представлениями о мире и месте человека в этом мире»). Культура влияет на цивилизационный процесс тем, что хранит и транслирует деятельности, одобряя одни и осуждая (запрещая) другие.

II. Мифоритуальная деятельность.

Деятельность – концепт, позволяющий нестрогое обобщение так или иначе скоординированных действий. Врачебная деятельность, научная или артистическая деятельность, педагогическая или финансовая деятельность и т.д. Собственно, единицей наблюдаемого поведения является действие. Анализ действий позволяет выделить в них 5 основных структурообразующих элементов: цель, предмет и продукт, средства и субъект действия.

Рассмотрим на примере деятельности, которую называют мифо-ритуальной.

1. Вопрос о субъекте: кто совершает ритуал? Группа лиц, понимающих себя как члены одного коллектива.

2. Вопрос о цели: ради чего совершается ритуал? Целью ритуала является поддержание существующего миропорядка (символическое «утверждение того же самого»).

3. Вопрос о средствах: что позволяет этой группе достичь ритуальной цели? Исполнение предписанных процедур.

4. Вопрос о предмете: на что направлены действия с целью изменения (превращения в продукт)?

5. Вопрос о продукте: что изменилось вследствие ритуального действия? Восстановлен должный порядок бытия.

Нетрудно увидеть, что все вопросы отсылают к характерной совокупности представлений этих людей «о мире и месте человека в этом мире», которую мы называем мифическими представлениями. Мы называем так представления об исключительных событиях, которые положили начало существующему порядку вещей. В ритуальной практике они представляют собой события-прецеденты, «прецедентальные акты», поскольку служат как бы перво-образцами (прецедентами) для их символических воспроизведений в ритуалах. Это могут быть космологические представления о возникновении мира, а могут быть представления о происхождении тех или иных технологий и институтов: добывание огня, изобретение ремёсел, основные этапы земледельческого цикла и хозяйственного календаря, установление среди людей определённых социальных связей, брачных правил, обычаев и т.п.

Настоящий «классический» ритуал времён Архаики или Древности являлся игровым (символическим) воспроизведением мифической «ситуации возникновения», прецедентального акта.

Во всех случаях мы имеем возможность видеть пару «миф – ритуал», в которой миф – форма структурирования культуры, а ритуал – её воплощение в физически осязаемом «игровом» виде (цивилизации). По представлениям раннекультурных обществ ритуал необходим для возвращения миропорядка к исходному (правильному) состоянию. Таким образом, мифоритуальная деятельность понимается её участниками как мироутверждающая.

Первобытные общества были густо насыщены ритуалами, но и в наше время можно наблюдать общественные церемонии (ритуалы), обращенные к памяти о том, что в культуре считается мироустанавливающим первособытием. Например, парады – «парад победы», «парад в честь дня независимости», «годовщины революции» и даже «в честь годовщины со дня запуска обновлённой патрульной полиции» и т. д. – всего, что воспринимается существующей культурой как её основополагающее событие (прецедентальный акт).

III. Наша культура среди других – прошлых и современных. Различие и сходство культур. Основания сравнения. Типы культур.

Связь культуры и её цивилизации делает культуру важнейшим фактором, организующим историческую жизнь общества. Говорят даже о «рельсах культуры», которая м.б. фатально предопределяет основные цивилизационные особенности общества. Например, «дух» авторитарности русского или «дух» казацкой вольнонаёмности украинского обществ. Кстати, споры на эту тему лишь подтверждают необходимость работать в направлении анализа актуальной культуры Украины.

В любом случае представление о «нашей» культуре требует выявления иных культур, «не нашей» для сравнения или противопоставления. Сравнение культур требует своей тактики и техники.

Вполне очевидно, что в мире одновременно существует много разных (по культуре) обществ. Это множество ещё возрастёт, если увеличить его, включив культуры тех обществ, которые сейчас уже не существуют, но оказали влияние на своих коллективных потомков. Как, например, греко-римская культура – на новую европейскую. Некоторые из этого множества культур весьма похожи между собой, иные – разительно противоположны. Схожие по некоторым признакам культуры можно так или иначе группировать (классифицировать), делая так более обозримым пространное поле многокультурного мира. Вопрос лишь об этих признаках.

Классификации культур обычно опираются на наиболее постоянные признаки, например, географические: «культура Востока», «западно-европейская культура», «африканская культура» и т.д., на признаки производственно-технологические: «каменный», «бронзовый», «железный» века, «книжная эпоха (эпоха Гутенберга)», «век пара и электричества», «век интернета» и т.д., иногда в основу классификации кладут производственный уклад: земледельческая культура, индустриальная культура, сельская или городская культуры и т.д. Поскольку классификации – дел человеческое, а у людей могут быть разные подходы, то их множество не говорит об их ошибочности. Согласно одному из определений, "классификацией называется распределение объектов по тому или иному существенному свойству, в результате чего каждый из них попадает в точно указанный класс, подмножество или группу".

В нашем случае классификация культур должна относиться к принятому определению культуры как концепта, к которому коллективное (общественное) сознание относит всю совокупность своих «представлений о мире и месте человека в этом мире». И тогда адекватная классификация может строиться на выявлении сходных между собой картин мира. Например, разные раннекультурные народы находили себя в мире магических связей, требовавших от человеческого коллектива активного участия в воспроизведении мирового порядка. Мы описываем их представления о мире как политеистические и относим культуры такого вида в отдельную группу.

В совсем иной картине мира видели себя народы послеримской эпохи (после V в. н. э.). Эта картина было выстроена на основе идеи единого трансцендентного творца и гаранта мира. Мы называем такие культуры средневековыми и монотеистическими.

В XIX веке у значительной части человечества формировалась «научная картина мира» - общая для национально различных народов и культур.

Так мы получаем несколько групп, называемых «типами культуры». В наших примерах: «архаический тип культуры», «средневековый тип культуры», «научно-рациональный тип культуры».

В гуманитарных науках, где чаще основной является задача различения, а не строгой таксономической классификации, типы культуры создаются по Максу Веберу (немецкий социолог, историк и экономист, 1864—1920), как образы-модели, обобщённо фокусирующие в себе основные свойства отображаемых феноменов. Так возникают описания-модели не реальных, а обобщённо-идеальных «архаического», «античного», «средневекового» и т.д. культурных типов.

Тогда вопрос о «нашей» культуре можно переформулировать так: К какому типу культур её следует отнести и что из этого следует в аспекте её дальнейшей судьбы?

Итог. Мы обсудили ключевую роль человеческой деятельности в осуществлении динамической связи культуры и цивилизации и сформулировали начала анализа деятельности. На примере мифоритуальной деятельности мы рассмотрели зависимость деятельности от культуры – как с точки зрения целеполагания, так и других её сторон, тоже тесно зависящих от культуры.

Мы также рассмотрели возможность упорядочить наше восприятие культур, размещённых на обширном поле действительного исторического и современного мира.


Иллюстрация: Танцовщица с о. Бали, исполняющая национальный танец легонг. Автор рисунка - мексиканский художник José Miguel Covarrubias Duclaud (1904-1957)

Ссылка на аудиофайл лекции