Ланч в Оксфорде
05.2010
Как дэнди лондонский одет
И, наконец, увидел свет
Проснулся. В 4.20 понял, что опаздываю на автобус до Каунаса. Нет, лететь должен был неделю назад, но знаете ли – вулкан. Обратил внимание, что настенные часы остановились: наверное батарейка села. Подитель автобуса долго разглядывал студенческий, видимо такого злостного второгодника с бородой еще не видел:
- сорок два лита, ах да, двадцать один.
В самолете осмотрелся: сижу на 12 ряду, за мной – 14-й, 13 видимо специально убрали, чтоб я на него не сел. Симпатичная стюардесса показала упражнение с желтым жилетом. Ничего не понял, но надеюсь, что не понадобится. Взад-вперед возят тележку с разными товарами, но народ единодушно ничего не берет. Зарядное устройство к телефону похоже тоже в Литве оставил. Но тем удивительнее, что посадка в Бирмингеме свершилась под радостные аплодисменты пассажиров. Дениска встретил на выходе (стоит ли упоминать, что я предварительно пометался по терминалу, чтобы найти этот выход). Кстати, перед ним англичане устроили для пассажиров лабиринт из ленточек, вдоль которых мы двигались в противоположных направлениях, создавая для стороннего наблюдателя картину прогулки сумасшедших. Это все завершилось паспортным когтролем, слава богу.
Бесплатный автобус переместил нас к месту парковки автомобилей. Один из них, слегка помятый, с приспущенным колесом, как оказалось, ждал нас.
«Это Пежо», - сказал Денис.
«Я сразу это понял», - сказал я.
Еще в воздухе на вираже я обратил внимание, что утверждения о странностях англичан небеспочвенны. Машины по дорогам здесь двигались, на мой взгляд, вопреки всякой логике. Возможно к этому со временем и можно привыкнуть, но меня не покидает острое ощущение того, что нам навстречу несется авто, в котором сидит невозмутимый пассажир, а водитель нагнулся и видимо рукой ищет педаль тормоза.
Утверждают, что собаки похожи на своих хозяев. Те, что встретились нам в Холпарке своей невозмутимостью производили впечатление членов королевской фамилии на прогулке, впрочем, иногда позволяя себе погнаться за какой-нибудь белкой. Вспомнились наши литовские собаки. Почему-то с грустью подумалось, что здесь, в Англии творил и Шекспир, но его наблюдения вылились в другую литературную форму. Может быть дело в собаках. Кстати, Браун с оппонентами подтянулся в Бирмингем и сегодня даст третий раунд дебатов в 19.30. Вчера осматривая университет, заметили телевизионщиков и в шутку спросили (Денис спросил, т.к здесь в Англии я играю роль глухонемого папы, и хотя к поездке штудировал Драгункина «Быстрый английский для энергичных лентяев», видимо я не энергичный): «Не премьера ли готовится университет встретить?» Охрана изменилась в лице (возможно это была государственная тайна), заметив глухонемого, который все подряд фотографировал. Опасаемся, что спецслужба нас уже разрабатывает, тем более, что Денис умудрился своим Пежом втиснуться между профессорскими Ламбарджино. И это выглядело вызывающе. Через час когда мы пешком осваивали центр города, нагуливая аппетит к ужину, в воздухе над нами завис полицейский вертолет …
Ланч в Оксфорде. Гольф клуб. Фазан. Ворона и B. Шекспир. Ворвик. Кукиш. Фура с кораблем.
Сборы в дорогу. По плану – Шекспир и Стоунхендж. С утра был в галерее университета: запомнился портрет старика с кукишем в левой руке. Замок в Ворвике скомкал первоначальный план. Джентльмен с зонтиком за 4 фунта зонтиком же указал нам место парковки. Дождь усилился. Вооружившись зонтами и изрядно замочив ноги, проследовали по парку к кассам. Сделал пару удачных снимков замка. Павлины истошно орали, показательно дрались рыцари на поляне, все это защищала от нас живая изгородь и сетчатый забор. Мысль о паломничестве внутрь ограды в дождь за 50 фунтов была признана неудачной и чуть позже, в теплой машине большинством был восстановлен первоначальный замысел путешествия. Навстречу попался странный англичанин с внешностью маньяка Баскервилей. Чуть левее начинался въезд в частные владения какого-то гольф клуба. Любопытно, а что там? Нет, ну чтобы под колеса бросались фазаны! Такого я никак не ожидал. Боевая раскраска нашего Пежо вызывающе контрастировала с умилительными пейзажами вокруг: причесанные лужайки, аристократическая трава,
лунки, гольфсмены, везущие тележки с клюшками. Противоречие становилось все явственней, и мы развернули машину – Шекспир нас заждался. Страдфорд встретил нас уютными улочками, утопающими в зелени с розовыми вкраплениями каких-то экзотических растений и древними строениями с кривыми стенами и боевой черно-белой раскраской. Расспрашиваем местных, где же дом, где родился Шекспир и устремляемся к цели. А теперь – мистика. Огибаем старый город и оказываемся у старой церкви: каменная ограда, покрытые мхом надгробия и какое-то уж слишком «музыкальное» пение хора птиц. Автомат за парковку наши деньги брать отказывается - прошу Дениса подождать в машине, так как почему-то не могу не зайти туда. Обращаю внимание на делегацию китайцев. Я ухожу, но быстро возвращаюсь – это и есть церковь Святой Троицы, где покоится Шекспир. Идем туда вместе , за 1,5 фунта все желающие могут позволить себе увидеть это место: плита, огромный подсвечник, гора живых цветов - запах райский. Я ошеломлен нежданной встречей. Спрашиваем разрешение сфотографировать, сувенир – закладка на память. Меньше произвел впечатления домик, где родился поэт (мы его все-таки отыскали).Уже 4 часа дня, до Стоунхенджа 190 миль, до Оксфорда – 80. Решено: едем в Оксфорд, тем более, что есть возможность успеть вернуться в Бирмингем, где в восемь вечера состоятся дебаты с участие Брауна. Как-то даже неудобно себя почувствовал: премьер-министр приехал, а мы в отъезде.
Оксфорд запомнился обилием велосипедистов с профессорской внешностью, шнырявших тут и там прямо из-под колес высоченных двухэтажных автобусов. Со стороны это выглядело как соседство динозавров с белками. Вообще, поймал себя на мысли, что в Оксфорде все люди окрашиваются светом учености, и кто знает, может быть, кому-то из них, и я кажусь как минимум доцентом. Приосанился. В суете с Денисом стоим в окружении вездесущих велосипедистов на автобусной полосе и переживаем неприятные минуты, потому как на вопрос полицейского, а как вы тут оказались, научно-обоснованного ответа у нас нет. В поисках парковки пару раз обогнули центр города, в результате оставляем машину уже по сложившейся традиции недалеко от каменной церкви, и прошлись под серым небом вдоль вереницы оксфордских построек. Благоговейное отношение к этому месту вдруг разрушило стадо грязных велосипедов и большая закопченая сковорода во дворике. «Наверное, это студенческая улица», - утешил я себя.
Возвращаемс в Бирмингем под аккомпанемент сильнейшего дождя. Темнело. Видим аварию: автомобиль въехал в столб.
Все, на месте, в университете – там уже полчаса идут дебаты. Би-Би-Си, полиция, большой экран на поле, студенты бурно реагируют на выступления кандидатов. Обращало внимание на себя единственное отличие кандидатов в одежде – цвета галстуков: синий, оранжевый и красный.
P.S. Машина Дениса выехала сразу вслед за кавалькадой Брауна и была встречена бурными аплодисментами собравшихся.
Пятница. Тридцатое.
Гейдон. Кавно. Супчик. Заблудились. Дождь и солнце. Опять Фазаны. Макдональдс. Мафия. Каналы. Овцы. Уэльс. Лошадь. Все закрыто. Дороги в Англии. Лемингтон.
Включили навигатор. У прибора явно прослеживаются «сусанинские» наклонности. Получив координаты цели, а сегодня с утра это Стоунхедж, он тут же запричитал: «Поверни направо, поверни направо». Вспомнил: вчера вечером, когда его упрятали в чехол и забыли выключить, он возмущался «Вай?», «Вай?» - «Почему?».
Я только закончил глубокомысленную тираду, в которой сожалел о плоском характере рельефа местности, как впереди обозначились горные области Уэльса. Погода сегодня, на славу! Голубое небо, ветер, облака, тучи, дождь – все это было, как говорится, в порядке общей очереди. На хайвэе держимся подальше от больших «Лари» (автобусы, фуры, грузовики), везут даже судно и ж.д. вагон!
Местные фазаны, похоже, любят устраивать забеги поперек хайвэя - не все добегают.
Не заметили, как «Сусанин» завел нас на узкую дорогу, а сам отключился, дескать, сигнал здесь слабый. Знаменитые английские овцы, как мухи обсели склоны холмов, застыв в сосредоточенных позах. И только странная белая лошадь развязно валялась на боку. Заблудились, мистика Стоунхеджа…
Хозяйка заправки - Денису: «Не бойся, я с тобой». По ее уверенному разъяснению, куда поехать, где повернуть и чуть левее будет пробка, я понял, что мы не из
первой сотни несчастных.Кстати, о дорогах. Денис в сердцах, с трудом разминувшись на узкой дороге с встречным авто, выразил глубокую мысль, что здесь, в Англии только две нормальных дороги: с севера на юг и с запада на восток. «И обе они нарисованы на английском флаге», - добавил я. От долгого сидения немеет у меня спина, у Дениса - нога. Остановка на сервисе. Отдых. Туалет. Сидим оба: композиция та же – руля не хватает. Три часа пути и мы на месте – вот они эти знаменитые камни. Не верится самому. Документирую в серии фото: «Я и Стоунхедж».
10 минут и - в обратный путь: Денису надо быть через три часа на лекции. Впереди 200км. По расчетам успеваем. Взлетаем. И дождь и солнце и …пробка. За 40 минут траурной процессии сатанеем, уже можно не спешить. А тех, которые торопятся, мы видели и сегодня: одна машина всмятку, вторая далеко внизу, на обочине со сработавшими белыми подушками. Съезжаем с Хайвэя в ближайший городок Кавно с целью перекусить. Цель на первый взгляд более реальная, чем лекция в Бирмингеме. Горячий супчик в ресторане, кафе, не важно. Но одни рестораны еще закрыты (сегодня в Англии какой-то праздник), а тот что открыт, судя по ценам, предлагает только черепаховый. Макдональдс – утешительный приз, озадачил своей весьма спертой атмосферой – доедали в машине. Подумал, как же много зависит от названия города. В Гейдон не стали заезжать. Следующий город выбираем исключительно из этого соображения. Бунбэри. Чистый, ухоженный, с водными трамвайчиками оставил бы приятное впечатление, если бы не сцена погони подростков нетитульной нации за титульной. Мафия бессмертна.
Темнота накрыла нас в Лемингтоне, здания которого, к счастью, преимущественно белые, а потому были хорошо различимы.
Выезжаем на хайвэй и из последних сил (казалось, что Денис держится за руль, чтоб не упасть), преодолев 20 миль, въезжаем в Бирмингем, 2 часа ночи - мы дома.
Суббота. С первым мая, товарищи!
На выезде из автовокзала паренек ленточкой впускает и выпускает автобусы, ему скучно, в перерывах бродит руки в карман.
Вот и Лондон. Судя по количеству самолетов, одновременно находящихся в воздухе, они сюда слетаются. Город и правда хорош: фирменное лондонское такси, красные телефонные будки, автобусные остановки вообще развернуты от дороги, двухэтажные бусы и над всем этим царство лондонской архитектуры. Еле втискиваемся в крытый вокзал - все, дальше - пешком. Тесные центральные улицы, витрины, реклама, пробки. Интересно, в слове «лондонки», куда ставить ударение?
Весь мир, похоже, здесь. Из экзотики - негры (Денис предупредил: не говори этого слова, оно ругательное. Странно, зачем обижаться на то, что ты и есть?). Индусы (хоттабычи) и конечно, китайцы, а может и казахи косящие под китайцев. Запомнился колоритный негр в черном шикарном лимузине. Мэр города Boris Jonson - русских кровей говорят (значит, Боря Иванов?). Биг Бен появился неожиданно, и вместе со смотровым колесом на дальнем плане композиции был также запечатлен. Голая девица татуированной спиной выражала протест против войны в Ираке. Вестминстерское аббатство, так вот оно какое! Жемчужина архитектуры – прямо полное выражение сути Англии. Темза, фото сессия на мосту. Навязчивая идея перекусить в Лондоне. Денис, забирая у меня все сумки, оба зонта и рюкзак: «Побуду кэмэлэм». Ловлю себя на мысли, что подобен армии китайцев с фотоаппаратами в руках, снимающих все и вся, и умеряю пыл. Но поздно, нас заносит в китайский квартал: иероглифы, витрины густо увешаны копчеными, видимо пекинскими утками и общее ощущение «шанхая». Делаем неудачную
попытку откушать. Специфический запах, обглоданные кости и жирные клеенки, которые протирают при нас, напомнили советскую студенческую столовую на Лесном в Питере. Студенты ее так и прозвали - «Голубая вода» на английский манер («Блу Вота»). Наконец, на соседней улице выбран итальянский вариант с тыквенным супом. Весьма хорош. С новыми силами, в гости к королеве - в Букингемский дворец!Дворец, на мой взгляд, совсем не соответствует тем ожиданиям, которые сулила прочитанная в детстве книга «Три мушкетера». Не красила его и несколько неровная колоннада примыкавшего слева здания Королевской почты.
Двое часовых: красный верх, белый низ и медвежья шапка на голове бросают с вои будки и начинают комплекс неведомых упражнений, включивших в себя ходьбу на месте с высокоподнятыми коленками. Спустя минуту оба замирают, эффектно перехватив оружие другой рукой. Мобильник вставляю внутрь королевского двора, снимаю шоу, при этом понимаю, если уроню, придется попрощаться, ведь достать его сможет лишь часовой.