газета "Весьегонская жизнь". 2007 год.

статьи о Камне.газета "Весьегонская жизнь". 2007 год.

КАМУШКИ НА ПАМЯТЬ.

« Не кричи так жалобно, кукушка,

Над водой, под стужею дорог!

Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок….»

Н.Рубцов

Августовское утро встретило нас прохладой и солнечной дымкой. Но день обещал быть теплым. Наш поход к «Святому месту» мы планируем ежегодно. Всегда собирается много желающих пойти туда, но из-за сложности и дальности путешествия некоторые отказываются от него. «Могучая кучка» в составе моей семьи и избранных приглашенных остается неизменной. Из года в год мы совершаем паломничество на удивительное место КАМЕНЬ – так называлось в прошлом очень известное поселение. Оно возникло в конце Х1Х столетия рядом с Троице-Пятницким женским монастырем в Весьегонском уезде Тверской губернии. История монастыря загадочна и трагична. Он был взорван в начале 40-х годов ХХ века.

Итак, 13 августа 2006 года в поход пошли мои родители, я, подруга Маша со своей мамой и наша гостья из Владивостока Наконечная Галина Виуленовна. Мы пребывали в приподнятом настроении, готовые к любым приключениям и новым впечатлениям. Чтобы как-то сократить наш долгий путь, решили проехать на машине насколько позволит лесная дорога. Небольшая заминка не огорчила нас: за деревней Высокое пришлось оставить машину - она застряла в глубокой колее проселочной дороги. Пожалуй, и к лучшему, пешком пройтись намного полезнее.

Интересная встреча произошла у самой кромки леса во владениях егеря Александра Пономарева. Там стоит раскрашенная под камуфляж шестиметровая обзорная охотничья вышка. Высотное сооружение используется для многих целей. Летом для обитателей леса около вышки овсом и горохом засеивается поле, вокруг поля вспахивается, как на границе, контрольная полоса, на которой звери оставляют свои следы. Зимой в охотничьих угодьях открываются «столовые», спасающие животных от голода. Учет зверей ведется летом и зимой.

Пономарев с верхнего яруса вышки обозревает свои владения, это веселый и жизнерадостный человек, любящий свое дело. Мой папа с ним хорошо знаком, поэтому егерь провел нам небольшую экскурсию, пугая нас отпечатками лап лесных животных. Медведь и кабаны приходили этой ночью на поле и оставили свои следы на контрольной полосе. Александр предложил проводить нас немного к месту назначения. Вместе с ним и его верными собаками мы продолжили свое путешествие.

Дорога шла лесом, многочисленные тропочки так и пытались сбить нас с правильного пути. Как красива нетронутая природа! По обеим сторонам дороги часто встречался малинник со зрелыми, уже готовыми опасть ягодами. Мы периодически с громким кличем опустошали его, чем замедляли свое продвижение по лесу. Ягоды были крупными и настолько переспелыми, что при малейшем прикосновении к ним сами падали в руку. Особенно восхищалась обилием малины и много лакомилась ею наша гостья из Владивостока. Порой ее приходилось настойчиво звать, чтобы она, наконец, рассталась с малинником. Наши набеги на малину часто сопровождались восторженными криками от встреч с насекомыми: пчелами, осами, паучками. Общение с насекомыми не осталось бесследным для нашей гостьи. Ее предательски укусила за губу оса. Сельские жители, собиравшие ягоды, удивленно посматривали на нас, как на дикарей. Углубляясь в лес, мы заметили, что он становится все краше и таинственнее. Вот огромный муравейник с неутомимыми тружениками леса примостился около раскидистой елки. А вот белый гриб вырос прямо на тропинке, игриво выглядывает из-под осинового листочка. Все здесь мило и дорого моему сердцу.

Папа с егерем поджидали нас на каждом повороте дороги, а мы все находили незапланированные места остановок. Настало время расставания с проводником. «Прощайте, егерь, » - с неподдельной грустью произнесла Галина Виуленовна, и все рассмеялись. «Почему прощайте? До свидания!» - поправил ее лесной хозяин и укатил на мотоцикле, поджидавшем его в укрытии за елкой.

Подходя к Камню, мы немного притихли. Это место действительно святое, таинственное. Постройки здесь практически не сохранились, только одиноко возвышается полуразрушенная каменная стена бывшей монастырской бани. Сам святой камень лежит на высоком берегу реки Суховетки. В настоящее время он обнесен оградой из бревен, а крыша над ним скрывает его от солнечных лучей и дождевых капель. Жалко его, заросшего мхом, не умытого дождем, не согретого солнцем. Трогая камень, каждый думал о своем. Воспоминания нахлынули на Галину Виуленовну. Она провела в этой деревне детство и с грустью вспоминала нелегкие послевоенные, но счастливые годы жизни своей большой семьи. Никаких следов не осталось от тесно стоявших в прошлом деревянных изб, но кое-где видны яблоньки с густо обсыпанными плодами, декоративные кустарники, многолетние цветы, ранее красовавшиеся в палисадниках около домов. Они как бы говорили нам: мы живы, пока живет память о Камне, о людях, трудившихся на этой земле. Галина Виуленовна практически сразу нашла место, где стоял ее дом.

Старая сирень, сохранившееся подполье, остатки фундамента волнуют память о безвозвратно ушедшем. Закрыв глаза, уносишься в далекое прошлое. В досоветское время здесь было настоящее мини-государство, вовсю бурлила жизнь. В монастыре работали золотошвейки, иконописцы, мастера рукоделия. Было развито молочное хозяйство, работала мельница, мастера катали валенки, шили башмаки. В общем, производили все необходимое для жизни. Удивительно красивые люди жили на Камню! С закрытием монастыря постепенно исчезла и деревня.

Обследуя местность, мы наткнулись на остатки знаменитой тополиной аллеи, по которой в старые времена раскатывали ковер для высокопоставленных лиц при въезде их в монастырь. Осталось всего три мощных тополя, изо всех сил цеплявшихся за жизнь, остальные лежат вдоль дороги с вывороченными корнями, сломленные непогодой и старостью.

Совсем близко от одинокого святого камня течет обмелевшая Суховетка. Вода в ней чистая, спокойно прокатывается по камушкам. Так и хочется ею умыться. Что мы и делаем. Вода такая холодная, что обжигает. Журчит речка легко, приветливо, будто просит не забывать ее, приходить почаще. Мы с подружкой Машей стали собирать гладкие, причудливой формы камушки на память. Галина Виуленовна вспомнила историю-легенду, связанную с монашками, которые прыгали с обрыва в реку может из-за несчастной любви. Тогда на реке стояла плотина и она была глубокой. До сих пор поговаривают люди, в одном логу слышится стон и плач женщины. А кое-кто рассказывал, что видел русалку в реке. Все это в прошлом, но мы, поеживаясь от услышанного, прислушиваемся и оглядываемся по сторонам.

Вдоволь находившись, мы устроили привал среди высоких старых берез. Жизнь вокруг гудела, стрекотала, переливалась разноцветьем. Набегал легкий ветерок, листья берез шептали нам свои тайны. Нас всегда привлекает старая трехствольная береза, стоявшая невдалеке, как в карауле. Три березы у основания прижались друг к другу так плотно, что у земли образовали сросшийся единый огромный ствол, который не обхватить руками даже втроем. Это наше любимое место для фотографирования. В дупле березы раньше жили дикие пчелы. Когда в этот раз мы подошли к ней, привычного гудения пчел не услышали и насторожились. Заглянули в дупло и с досадой обнаружили, что здесь был пожар. Кто-то захотел полакомиться лесным диким медом и безжалостно выкурил пчелок из дупла. Засунув руку в дупло, мы нашли много сот, пострадавших от пожара. Взглянув выше, мы с удивлением заметили, что из сплетенного березами ствола вытянулась стройная молодая рябинка. Просто чудо! Настроение наше сразу поднялось. Рябинка казалось совсем хрупкой и трогательной на фоне старой березы. Она как бы давала березе надежду на долголетие, поддерживала ее своими еще неокрепшими корнями.

Пришло время возвращаться домой. Солнышко забежало за тучи, готовилось к закату. Переполненные впечатлениями мы, усталые и притихшие, шли обратно. Надеялись собрать оставленные на дороге грибы. Не тут-то было: видать далеко заходят грибники в лес – забрали наши грибы.

Закончилась наша очередная экспедиция. Новые впечатления, фотографии, видеосъемка помогут нам вспомнить тепло общения друг с другом и дадут надежду на новую встречу с этим сказочным местом -Камень.

Сабурова М., газета"Весьегонская жизнь", №31,07.08.2007