Тополь канадский

Описание

Дерево высотой до 45 м и в диаметре до 2,5 м родом из Северной Америки. Крона широкоокруглая, густая. Ствол прямой. Кора темно-серая, глубокотрещиноватая. Побеги голые, гладкие, первоначально ребристые, позже — круглые. Почки клейкие, коричневатые, очень крупные на концах побегов.

Листья кожистые, округлотреугольные, остроконечные, длиной 3—8 см (6—12) и шириной 3—6 (до 10) см, блестящие, темно-зеленые, голые, по краю крупнозубчатые, на длинных сплюснутых черешках

Растет очень быстро. Относительно зимостоек и засухоустойчив. К почвенным условиям требователен, но в культуре растет на различных почвах. Хорошо развивается на плодородных почвах. Выносит засоление почвы. Корневая система глубокая. Корневых отпрысков не образует. Хорошо размножается семенами, легко разводится стеблевыми черенками. Является ценной быстрорастущей породой и имеет большое значение в лесоводстве для разведения его вокруг различных водоемов, обсадке дорог, оврагов, в полезащитном лесоразведении и в озеленении. Листья осенью долго остаются зелеными.

Живет тополь канадский до 200—300 лет. Известны разновидности тополя, представляющие интерес для зеленого строительства. Его считают сборным видом гибридного происхождения.

Тополь в Саду "Василеостровец"

114 тополей растут в Саду "Василеостровец". Состояние у деревьев хорошее. Стволы ровные, без существенных потрескиваний, без механических повреждений. Стволы покрыты мхом из-за влажности. На некоторых деревьях присутствуют наросты, есть небольшие дупла, гниль. Это связано с заселением деревьев дереворазрушающими грибами.

Вздутия и рельефные бурые пятна на коре деревьев могут быть признаком поражения бактериальным раком или водянкой. Инфекции приводят к дальнейшему появлению глубоких трещин и ран, деформации стволов. Появление на коре красноватых, бурых, желтых или черных наростов, жгутиков, капелек свидетельствует о поражении цитоспорозом и другими грибковыми болезнями.

Лингвистическая справка

Латинское название тополя – Populus. Тому есть немало доказательств, ведь названия тополей в Европе одни и те же: английское poplar, немецкое Pappel, французское peuplier, испанское pobo и т. д. Происхождение латинского слова довольно смутное, его сравнивают с древнегреческим πτελέα (pteléa) «вяз», хотя это уже совсем иной род деревьев.

Первый вопрос, который задают себе этимологи: как латинское [p] превратилось в славянское [t]? Ведь и в церковнославянском слово имеет вид тополь, в украинском тополя, в болгарском топола, в сербохорватском топо̀ла, в словенском tоpólа, в чешском tоpоl, в словацком tоpоľ, в польском tоpоlа. Все с начальным [t], поэтому и в праславянском следует реконструировать форму типа *topolь, *topoľa. Лингвисты, которые допускают латинское происхождение данного слова, объясняют несовпадение начальной согласной с источником явлением межслоговой диссимиляции p – p в t – p. Такое явление в словах разных языков встречается нередко.

Вопрос второй несколько сложнее, каким же путём пришло это слово в русский язык? Напрямую из латыни или через язык-посредник? В тех регионах Европы, где романские народы имели контакты со славянами, встречалась искажённая форма *plōp(u)lus, откуда румынское plоp, албанское plер, итальянское piоppо – названия тополя. Если бы славянские языки позаимствовали это слово именно отсюда, то сегодня бы оно выглядело совсем иначе. С другой стороны, если бы славянские языки усвоили среднелатинский вариант papulus (откуда средневерхненемецкое papelboum, papel, современное немецкое Pappel), то форма *topolь в праславянском была бы вполне объяснима.

Даже принимая на веру латинское происхождение слова (со всеми трудностями, обозначенными выше), глубинную этимологию (на уровне праиндоевропейского языка) этимологи восстановить не могут. Одна из версий говорит о связи с корнем *pel- «серый» (отсюда литовское pálšas «серый», латышское palss «блеклый», русское пелёсый); мол, название дано по цвету коры тополя. Всё же следует признать, что о происхождении слова тополь мы можем только гадать.