Вытеснение цивилизации из природы

Вытеснение цивилизации из природы

Томас Мальтус придумал теорию, согласно которой ограниченные ресурсы планеты не в состоянии обеспечить возрастающую по экспоненте численность людей. Поэтому нас следует убивать в войнах и морить эпидемиями в наших же интересах. У Мальтуса было немало последователей. Один из самых ярких Карл Маркс. Он нам открыл, что даже стабилизация численности населения нас не спасёт. Легкодоступные ресурсы быстро кончаются, и добыча новых требует всё больших издержек. А поскольку злые капиталисты не станут поступаться нормой прибыли, у них есть только один выход – снижать заработную плату. Отсюда он вывел закон постоянного повышения степени эксплуатации трудящихся и призвал этих трудящихся разрушить весь мир до основания. Чтобы в новом мире вымирать всем на равных.

Оба классика оказались несостоятельны. Всё происходит наоборот. И ресурсов становится почему-то всё больше, и современным трудящимся позавидовали бы не только труженики марксовских времён, но и их эксплуататоры. Однако идеи Мальтуса не умирают. Несмотря на их опровержение историей, у него появляются всё новые и новые последователи. От Римского клуба высоколобых учёных до правительств, своими "природоохранными" решениями наносящих вред экономике, цивилизации и природе. В чём тут дело?

А дело в том, что мы несколько погорячились, объявив законы Мальтуса несостоятельными. История острова Пасхи и полинезийских островов – прекрасная демонстрация действия законов Мальтуса. Заселение, вырубка лесов под посадки, рост продукта, рост численности населения, истощение ресурсов, обострение конкуренции за них, войны, деградация вплоть до полного вымирания. Это история, повторённая десятки и сотни раз.

Ничто не давало повода Мальтусу делать разницу между островом, континентом или планетой. Разница количественная, а не качественная. Значит повторение истории островов на всей планете лишь вопрос большего времени. Однако оказалось, что разница есть. Разница не в количестве ресурсов, а во времени развития цивилизации на этих ресурсах. Более зрелая цивилизация научилась развиваться качественно. Смогла достичь большей глубины использования ресурсов. Для построения более высокой организации вносить меньшую энтропию в окружающую среду.

Но законы Мальтуса от этого не перестали действовать. На новом уровне организации цивилизация становится ещё более могущественной и многочисленной. Но её снова ждёт та же учесть – исчерпание ресурсов и деградация вплоть до вымирания. Отсюда и появляются новые мальтусы и римские клубы. Но их рецепты утопичны. Построение гармоничного общества невозможно – это путь к вымиранию через исчерпание ресурсов. Выход единственный – переход на новый уровень организации, вносящий меньшую энтропию во внешний мир.

В 1989 году Генрих Альтшуллер и Михаил Рубин написали статью «Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике». Посыл статьи заключался в том, что природа обречена, и спасать её уже поздно. Необходимо сосредоточиться на задачах – как техника и человек смогут существовать без природы. Посыл, столь возмущающий разум, что его эмоциональное восприятие помешало даже ближайшим ученикам понять глубину, актуальность и безальтернативность поставленных задач. Многие восприняли статью так, будто бы авторы призывают уничтожить природу.

Но давайте посмотрим на выводы и рекомендации. Природа уничтожается большим количеством способов. Но по трём главным направлениям – физическое вытеснение цивилизацией с поверхности суши планеты и порча воздуха и воды. Отсюда рекомендации – создавать технологии, не задействующие воду и воздух. Решение этих задач уничтожает или сохраняет природу?

А отрицать важность акцента на том, что мы спасаем не природу от техники, а технику от коллапса природы, нас заставляют эмоции и психологическая инерция. Природа всё равно – явление временное. Она и без нашего вмешательства погибнет, как погибала миллиарды раз на других планетах. Если мы хотим остаться частью природы, то и нас ждёт та же участь. Но погибнем мы значительно раньше, чем изменятся физические условия существования природы. Мы погибнем по законам Мальтуса. Если мы хотим жить и развиваться, то к природе следует отнестись как плаценте. Спасибо ей за наше рождение, но ставить задачу – жить плоду в гармонии с плацентой – убийственно и для плода и для матери. Пора рождаться цивилизации разумной.

Конечно, страшно представить себя вне природы. Но включите свою генетическую память. Помните, как вы, будучи ещё кистеперыми рыбинами, карабкаясь на отмель, ощущали спиной недоумённые взгляды довольных гармонией с водной стихией соседей? Они тоже пугались этой зловеще-таинственной суши. Но потомки кистеперых, даже вернувшиеся в водную стихию, воспринимают отказавшихся от эволюционного развития рыб лишь в качестве пищи.

Да что там рыбы! Вы попробуйте предложить дикарю цивилизованную жизнь, в которой он не сможет охотиться, выковыривать из-под коры вкусных жирных червячков, залазить на пальму за кокосом и ходить с проткнутой палкой переносицей, хотя это право он заслужил своими подвигами. Он не расстанется со своими ценностями. Но и вы не променяете своё положение на все его ценности. Чтобы понять вас дикарю нужно подняться на более высокую ступень развития. Так и нам сегодня следует воспринимать будущее цивилизации исходя не из наших сегодняшних ценностей, а из понимания законов развития.

Итак, спасать нужно не столько природу от цивилизации, сколько цивилизацию от коллапса природы. Но парадокс заключается в том, что только спасая себя от природы, мы сможем спасти природу от себя. А, ставя цель – достичь гармонии с природой, мы погубим и себя, и природу.

Чтобы выделить из природы цивилизацию нужно выделить из неё человека и технику. Человек давно встал на этот путь. Он всё больше живёт в искусственной среде. Но главное, человек давно перестал эволюционировать по законам природы. Человек отказался платить вымиранием слабых особей за естественный отбор. В результате генофонд быстро засоряется всё менее жизнеспособными геномами. Альтернатива возвращению назад – в животное состояние только движение вперёд – к искусственной эволюции.

Выделение техники из природы выливается в задачи создания безводных, безвоздушных, не занимающих поверхность суши планеты технологий и технических систем. На первый взгляд банальность, и так понятно. Но на практике непонимание главных законов приводит к противоположным последствиям. Борьба за природу ведёт к её уничтожению.

Сегодня в разгаре борьба с ядерной энергетикой и борьба за "зелёную" энергетику. Ведут борьбу различные экологические движения с целью сохранения природы. Но никакие другие действия не направлены так прямо на уничтожение природы, как эта борьба, вызванная добрыми намерениями невежественных людей.

Солнечная энергетика снимает поток энергии с поверхности суши планеты. Поля солнечных панелей отбирают у природы самый дефицитный и невосполнимый ресурс. Могут возразить – солнечные станции располагают на не самых ценных для природы территориях. Но сколько раз мы уже ошибались на счёт ценности территорий? Какой ценой приходилось платить и людям и природе за самонадеянное улучшение земли, причём как за осушение, так и за орошение? Пора понять. Природа – это не то, что нам нравится. Природа – это то, где нас нет.

Конечно, солнечную энергетику надо развивать. Но как нишевую, вспомогательную. Для установки на крышах зданий, на поверхностях, задействованных цивилизацией. Но солнечная энергетика, как альтернатива большой энергетике, станции вместо растений и зверей – приступное мракобесие. Удар и по экономике и по природе. А так называемая "биоэнергия", когда речь идёт не о производстве её из органических отходов, а о засевании полей растениями для получения "биотоплива" – преступление и против природы, и против человека.

Вся земная природа – это преобразованная энергия Солнца. В недрах Солнца происходит ядерная реакция, выделяется энергия. Излучение этой энергии разносится во все стороны, и, пройдя 150 млн. км., попадает на поверхность Земли – 4*10-18 на один квадратный километр от энергии, испущенной светилом.. С каким-то конечным КПД она преобразуется и накапливается в биомассе, в кремниевых пластинах. При использовании непосредственно ядерной энергии мы, во-первых, резко на 18-19 порядков увеличиваем идеальность. Требуем внесения для создания нашей организации на 18-19 порядков меньше энтропии. Во-вторых, исключаем этим себя из конкуренции с природой.

Вытеснение цивилизации из природы – это неизбежность. Это закон развития. Но вытеснение может происходить по двум траекториям. Первая – мы стремимся достичь гармонии с природой и тем самым преждевременно уничтожаем её. Вторая – мы сознательно выделяемся из природы, сохраняя ей шанс на существование. Третья, по которой мы не успеваем создать внеприродную цивилизацию и вымираем, а истерзанная природа возрождается уже без нас, вряд ли кого-либо интересует. По первым же двум, всё равно по которому, нам необходимо выделяться из природы. Это значит – перестать конкурировать с природой за место под Солнцем и перестать обогащать воздух и воду своими отходами. Чем быстрее мы это осознаем, тем лучше будет и нам и природе.

далее