Operation `Mamba`

Операция "Мамба" или SIS начинает игру...

Начало 1944 года, исход войны был предрешен и как только в Лондоне замаячила перспектива в скором времени заполучить внушительное количество немецких военнопленных когда-то носивших в кармане Советские паспорта (перешедшие на службу в Германскую армию, Власовцы, Хиви и др.), отдел саботажа (Sabotage wing) Британской разведки, задался вопросом каким именно образом, можно будет полезно использовать такое количество выходцев из СССР в своих целях. Разработать план, поручили уроженецу Риги (1903 г.р), даже успевшему перед своим побегом на запад послужить в РККА - Леопольду (Льву) Мандерштаму (Leopold ‘Lev’ Manderstam), которому несмотря на образование врача, присвоили внеочередное звание майора.

17 мая, разработанная Мандерштамом операция была одобрена и получила название “МАМБА” (Operation `Mamba`). Фактический `Мамба` стала общим названием всех мероприятий с участием “русских” из числа завербованных военнопленных и включала в себя несколько рабочих вариантов. На сегодня, мы знаем о существований лишь двух планов, но то что существовал как минимум еще один - я расскажу в самом конце этой публикации.

  • Итак, первый план в рамках операции `Mamba` назвался - “Рестинга” (Restinga) и заключался в создании большого количества “фальшивых” связных, забросок в тыл, активных радио пунктов, военных и промышленных диверсии с имитацией видимости активной деятельности подполья, которые должны отвлечь силы немецкой контрразведки от деятельности настоящих групп и обеспечить им прикрытие.
  • Второй план назвался - “Кафека” (Cafeca), который предполагал внедрение подготовленных пропагандистов обратно в немецкие “русскоязычные” части и разложение их призывами к дезертирству и капитуляции, обещая сочувственное обращение Союзников в рамках Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Как нетрудно догадаться, все забрасываемые в тыл в рамках операции `мамба`, должны были быть агентами одноразового использования, а потому требовалось их подготовка в достаточном количестве. Однако, как вы уже догадались, все оказалось не так просто, как показалось на первый взгляд…

17-18 Июля, офицеры УСО (SOE) отправляются в спецлагерь №8 (тайно организованный в лагере №245) расположенный в Отли (Otley, Leeds), где содержались 384 “русскоязычных” военнопленных, попавших в руки союзников в немецкой форме. Предварительно подговорив своих переводчиков временно стать “пленным немцами” в лагере умело распространили слухи про “радужные перспективы” попасть в сталинские лагеря или быть переведенными в другие лагеря военнопленных, где кормят так плохо, что “были случаи каннибализма”. Еще через время, в лагерь явился наряженный в советскую форму бывший офицер НКВД Александр Глушко, который на родном ему русском языке, блестяще и со знанием дела разыграл настоящий спектакль с обещаниями немедленной репатриации в СССР и гарантированной казни всех изменников родины. Дело было сделано! От желающих сотрудничать с англичанами - не было отбоя.

Из 384 кандидатов, отобрали первые шесть человек, которые в конце июля 1944 года, отправились в расположение спецшколы "STS XIX" (Ardley, Stevenage) где группа начала курс диверсионной подготовки, после чего их отправили в тренировочный центр парашютистов, который располагался в аэропорту Манчестера.

В составе первой группы: лт. Александр Докумов (Alexandre Dokumov), серж. Сергей Валиулин (Sergei Valiulin), кпт. Константин Филькевич (Konstantin Filkevich), лт. Александр Глушко (Aleksander Gluscho), с.ст. Дмитрий Терещенко (Dimitri Tereshchenko), с.лт Абдугали Шдербеков (Abdugali Schderbekow), с.ст Боба Садыков (Boba Sadikov).

Всем новоявленным агентам, решили сохранить воинское звание, которые они имели в Красной армии и обращались исключительно по званию.За подготовку группы, отвечал офицер Британской разведки - мл. лт. Кратзофф (Lt.L Kratzoff), отлично владеющий русским языком. Уже к сентябрю 1944 года, в своих отчетах он отмечает отличную дисциплину группы и блестящую выучку диверсантов. Давайте просмотрим все что нам известно о раскрытых Британской разведкой персонах, попавших в штат `мамбы`.

Итак, особо в докладе отмечен украинец - 36-летний лт. Александр Глушко: Согласно рассекреченной карточке военнопленного, родом он из Ростова, женат. Имеет 4-дочери. До войны был комендантом лагеря ГуЛАГ. С началом войны, возглавлял отряд парашютистов и был сброшен у линии фронта в мае 1942 года, спустя несколько недель, взят в плен под Смоленском в июле 1942 года. Перешел на службу в Германскую армию, где служил в звании сержанта. Повторно взят в плен союзниками во Франции уТегни (Teigny) 9 июня 1944 года. Ненавидит немцев и коммунистов, зато очень полюбил Британцев.

Лейтенант Геннадий Смирнов - 25 лет, родился в Ржеве. По мнению Кратцофа- признан самым технически образованным членом группы с лидерскими задатками и ясным умом.В РККА служил артиллеристом и попал в плен под Вязьмой в октябре 1941. С января 1943 года, носил немецкую форму и служил в саперном взводе. Попал в плен к союзникам в июле 1944 года во Франции у г. Коутанс (Coutances). Умеет обращаться со взрывчаткой. Убежденный антисталинист и антикоммунист.

Дмитрий Терещенко - 29 лет, родился в Омске. Из многодетной семьи. Первый раз попал в плен в октябре 1941, бежал и воевал с партизанами. Повторно пленен в 1943 году, перешел на службу в Германскую армию и служил ефрейтором в пехотном полку во Франции. По мнению Кратцофа - агента рекомендуется использовать только в связке с волевым командиром.

Евгений Петров - 37 лет, электрик из Москвы. Внимательно слушает курсы по саботажу и похоже хорошо знает свою будущую работу.

Иван Сафонов - 32 года. Студент-медик из Воронежа. Женат, имеет дочь. Три года отучился в Ленинградском медицинском институте и по мнению Кратцоффа, слабо подходит для хладнокровных операции, зато замечательно освоил подрывное дело и саботаж.

Алексей Бабич - отмечено хорошее чувство юмора. Хладнокровный головорез.

27 сентября 1944 года, Кратцоф информирует начальство о сложной ситуации. Некто Иван Нестеров (Niesterov), 23-летний студент из Краснодара конфликтует с инструкторами и поранил себе ногу, дабы избежать занятии. Сложность была в том, что его нельзя было отправить обратно в фильтрационный лагерь, где он мог бы рассказать о том, где был и чем занимался. Еще мрачнее, выглядела перспектива депортации его в СССР, где он тут же все расскажет НКВД. Какое решение приняли по Нестерову их рассекреченных отчетов не понятно, но он еще всплывет в нашей истории.

Также, имеется доклад о самом не дисциплинированном участнике группы - Всеволоде Раубе из Бобруйска. Кадете Ленинградского мореходного училища. Отца Ивана Раубе “забрали” в 1937 году. Сам он попал в плен на кавказе в 1942 году. В марте 1943 года, вступил в РОА и жаждет поквитаться с большевиками.

Внимательно изучив претендентов, Кратцов выбирает еще пять человек для второй группы. Ими стали: Василий Сергиенко (Vassili Sergiyenko), Иван Савин (Ivan Savin), Виктор Козлов (Viktor Kozlov) и Даниель Мацкевич (Daniel Mackiewicz). Козлов и Мацкевич, отправились в спецшколу STS-40 в Хоубури-Холл, а Сергиенко и Савин в STS XIX. Курсанту Савину, предстояло пройти дополнительную подготовку по радиоделу и согласно назначению Кратцофа - ему предстояло работать в группе с опытным головорезом Абдыгали Щедербековым.

29 августа 1944 года, генеральный штаб Франции (EMFFI) категорический возражающий против участия “русских агентов” и коммунистов в операциях на своей территории (о чем было соответствующее межправительственное соглашение), дал Британской стороне официальное разрешение на использование “русских” агентов в рамках операции `Мамба`, но.. спустя неполную неделю, 4 сентября военный кабинет Соединенного Королевства, под нажимом Москвы, принимает решение о возврате всех Советских военнопленных. Именно такой была предварительная договоренность, которая превратилась в договор об обязательной репатриации советских граждан, уже только на Ялтинской встрече Сталина, Рузвельта и Черчилля в феврале 1945 года.

Разумеется, это было не в интересах Лондона, но… еще только предстояло завершить разгром нацистской Германии в Европе, после чего закончить дела с Японцами на дальнем востоке, а без активного участия “дядюшки Джо” (так называли Сталина), сделать это было просто невозможно. Разумеется, Англия оказалась в сложном положении, но чтобы не терять ценного союзника в лице СССР, ей приходилось хотя бы создавать видимость полного взаимодействия. Уже 7 сентября 1944 года, “русская” секция УСО (SOE) представила отчет, согласно которому, из числа “русских” военнопленных, были полностью подготовлены к заброске 43 агента, но несмотря на полную секретность в Москве знали о планах Британии и решили об этом “намекнуть” - произошло вот что…

Напомню, что в это же самое время в Лондоне действовала так называемая “Кембриджская пятерка” - целая сеть высокопоставленных агентов-аристократов, работающих на разведку СССР. Разумеется, никто даже подумать не мог, что руководитель 9-го отдела (MI-9) SIS - Ким Филби (Harold Adrian Russell Philby) являлся глубоко законспирированным агентом СССР и только за время войны, передал в Москву 914 документов с грифом высочайшей секретности. Глава 5-го отдела (MI-5), Виктор Ротшильд, Гай Берджесс и Энтони Блант- также являлись агентами Москвы. В аппарате МИДа Британии в это же время активно действовал Джон Кернкросс и Дональд Маклэйн. Именно эти агенты, спасут Европу от военной катастрофы и информируют Москву о плане Черчилля - “Немыслимое” (Operation `Unthinkable`, подробнее тут). Да, в Москве знали все о переписке и тайных планах SIS, и шли на два шага впереди...

14 Сентября, в расположении репатриационного лагеря № 9 в Кемптон-парке появились представители Советской военной комиссии, которые настойчиво потребовали у администрации обеспечить им переговоры со всеми “русскоязычными” пленниками, захваченными в немецкой форме. Просьбу пришлось удовлетворить. Как мы уже знаем, отобранных для специальной подготовки, вывозили из фильтрационных лагерей в спецшколы (STS) и изолировали от общения, так что искать их в лагере было бессмысленно, но намек в Лондоне поняли, на всякий случай понадежнее перепрятав “русских” агентов.

16 сентября, представитель Советской стороны полковник Чичаев (см. тут), предъявляет представителям УСО, майору Бенхаму и капитану Грехаму ультиматум, с требованием немедленно прекратить самостоятельную вербовку и подготовку Советских граждан. В Лондоне поняли, что Москва каким-то невероятным образом в курсе их плана и перед тем как начать подготовку “советских” военнопленных к репатриации в СССР, видимо в недрах SIS родился еще один гениальный план, которому к счастью, было не суждено реализоваться через несколько лет после окончания войны…

То что это предположение верно, свидетельствует вот такой ход событий - 26 сентября, отношения Лондона и Москвы настолько обострились, что для объяснений с полковником Чичаевым и специально вызванным полковником “Осиповым” (под этим псевдонимом, скрывался офицер связи с разведкой США, зам. начальника внешней разведки СССР - Гайк Бадалович Овакимян), привезли и майора Леопольда (Льва) Мандерштама (того самого что придумал операцию `Мамба`). На этой очень непростой встрече майор Мандерштам, в ответ на ультимативные требования Советских представителей посвятить их в детали плана `мамба` и без отговорок допустить к тренировкам курсантов инструкторов НКВД, отчаянно пытался убедить оппонентов, что данная операция не есть часть плана УСО (что конечно-же было не так и в Москве это хорошо знали), а некая самостоятельная инициатива Британской стороны, по заброске двух групп во Францию и Германию, что разумеется было плохо продуманной ложью, поскольку официальной задачей второй группы было обрабатывать “русские части” во Франции, то следовательно у первой группы были какие-то задачи в Германии, где англичанам “прикрывать” таким образом было просто некого. И это хорошо знали осуществляющие политический и психологический нажим на Британцев - Чичаев и Овакимян.

Когда аргументы закончились, майор Мандерштам принялся сыпать обвинениями в Сталинских репрессиях и объяснять разницу между тоталитарным СССР и свободным западом. Так или иначе это не сработало, стало понятно что выдавать военнопленных все же придется.

На этом следы пленных военнослужащих немецкой армии с русскими фамилиями о которых я писал выше - теряются. Зато в концентрационных лагерях на территории Франции и Бельгии, появляются как минимум четыре десятка довольно упитанных узников, с безупречной учетной карточкой, лагерным номером и героической легендой.

9 октября 1944 года, полковник Чичаев на переговорах с Мандерштамом, потребовал немедленно подготовить к отправке в СССР 40 обнаруженных в лагере Кемптон-парк “русскоязычных” военнопленных, а также обеспечить ему встречу с пятью участниками подготовленной Британцами группы. Через две недели, 23 октября 1944 года, в Кемптон-парк привезли “первую пятерку” в составе: Сергиенко, Козлов, Савин и Мацкевич где с ними встретился полковник Чичаев. Но с ними ли он встретился?

В Английских источниках, упоминается такая вот версия дальнейшего развития событий - ВСЕХ отобранных и обученных агентов `Мамбы` (по одному списку 36 чел, под другому -40 чел) вместе с военнопленными и узниками концлагерей, погрузили на пароход и выдали СССР, где их якобы ждал “теплый прием” со всеми прелестями таежных лесоповалов и глухих выстрелов в затылок. Однако, как я уже упомянул чуть выше по тексту, не все так просто…

6 ноября 1944 года в Мурманск приходит пароход, с 9 907 Советскими репатриантами на борту, 18 человек сразу сняты с борта органами “Смерш” для проведения следствия, 81 больной помещен в Мурманские госпитали а все остальные в полном здравии - направлены по двум адресам: в Таллиннский спецлагерь (ПФЛ) № 0316 (Эстония) и Зашеекский ПФП в Карело-Финской ССР. Отметим, что это были в основном лица, воевавшие на стороне немцев и попавшие летом 1944 года, в плен к англичанам на территории Франции. Теоретический, все кто был упомянут в рамках операции `Мамба` носили немецкую форму и должны были прибыть этим самым транспортом.

Однако, персонажей которых я упоминал в начале - на этом борту не было. Зато, в порт Одессы, приходит пароход с 2033 узниками концлагерей из Франции, которых размещают в Одесском Военно-пересыльном пункте. У некоторых из них, в анкетах нет никакого упоминания ни о доблестной службе в немецкой армии, “армии” Власова или отметок о продолжительном пребывании в лагерях Великобритании. Теперь, все они, невинные пленники нацистского режима, прошагавшие в кандалах пол Европы...

Среди списка, в составе роты №1 (59) - обнаружилсь уже знакомые нам курсанты Британских спецслужб: Садыков, Щедербеков, Докумов и глава диверсантов лт. Глушко (остальных я еще не нашел, но 100% что они будут в других списках) с восстановленными воинскими званиями, под видом освобожденных пленных - 6 марта 1945 года из Одессы, эшелоном №475022 отправляются не в ГуЛаг, а “дослуживать” в 12-ю запасную стрелковую дивизию, южно-уральского военного округа (списки ЛС в донесении № 55512 от 28.04.1945). Через год, дивизия будет расформирована, а наши персонажи спокойно разъедутся по домам, строить мирную послевоенную жизнь и... ждать условного сигнала от связного. Однако, это будет повествование уже другой истории и частично касается материала об "исчезнувшем" русском кладбище у залива Лонги-Юэй на острове Олдерни [подробно тут]...

P.S. - В 2013 году, рассекречен план главы SIS генерал-майора Стюарта Мензиса который планировалось реализовать уже в 1948 году (документ был принят только 20 января 1948, но по всей видимости является продолжением плана "Мамба" и роли тех, кого я тут упомянул). Первый этап этого плана, предполагал наводнение СССР Английской агентурой и "мелкий саботаж" путем распространения большого количества фальшивых денег и продуктовых карточек, который на фоне послевоенной разрухи, должен был вызвать локальные беспорядки и общее недовольство. После этого, должен был реализоваться второй этап с крупными промышленными и транспортными диверсиями, вплоть до публикации компрометирующих фактов о персонах стоящих на руководящих должностях, выборочных ликвидациях партийных функционеров или похищениях крупных чиновников, которые планировалось выдавать за "побег на запад". Все было готово к реализации, но... на заседании 13 февраля 1948 года - все пришли в ужас, план категорически отверг министр иностранных дел Эрнст Бевин (Ernest Bevin). Об этой "дружественной" операции я так же расскажу отдельно...

В связи с рассекречиванием TNA части личных дел агентов `мамбы`, я привожу собранный мной список фамилии из фонда HS, каталога №4 (восточная Европа). Те из них, что найдены мною в базе ОБД (ЦАМО) я так же снабдил прямыми ссылками. К сожалению, по какой-то причине индексация и поиск по фамилиям не работает в полной мере, но в приведенном списке личного состава - фамилии части агентов есть. Совпадают и звания и года рождения и даже заявленные в англииских карточках данные по семейному положению. Те из вас, кто захочет мне помочь в этом непростом деле, напишите пожалуйста, адрес электронной почты в футере. Итак, работа продолжается...

SOE Operation `Mamba`