Ковентри
Сожжен дотла - но не покорен...
В конце октября, специалистам по криптографии из центра британской разведки «Station X», удалось взломать кодовой алгоритм немецкой шифровальной машины “Энигма”, в связи с чем появилась возможность вскрыть секретную переписку противника. Из перехваченных и расшифрованных Британской разведкой радиосообщений, стало известно о готовящимся массированном авианалёте на Англию, но.. в сообщениях не было известно на какой именно город. Только днем 14 ноября 1940 года, из оперативного сообщения немецкого генштаба, стало известно что это - Ковентри.
О планах немцев, немедленно доложили премьер-министру У. Черчиллю, который принял решение - категорический не усилять ПВО города, не сообщать населению об угрозе и не прикрывать промышленные объекты, поскольку любые принятые контрмеры, могли очевидно свидетельствовать о том, что Британская разведка научилась читать зашифрованные сообщения “Энигмы”, следовательно профилактическая смена алгоритма шифрования, привела бы к потере возможности в дальнейшем перехватывать секретную информацию противника. Увы.. но жители Ковентри, были обречены…
В ночь, с 15 на 16 ноября 1940 года, 449 (по другим данным 437) бомбардировщиков “Люфтваффе”, в течений 12-ти часовой бомбардировки сбросили на город 30,000 бомб. Было повреждено 41,500 домов, из них 2,306 домов разрушено полностью. Сгорел 71 промышленный объект. Убиты 568 (по другим данным 554 и 558) человек и 1,256 ранены. Зарево пожарищ горящего города, было видно за 200 километров. Выжившие в огне, среди руин, хоронили погибших на импровизированном кладбище Лондон-роуд, где к концу войны, были похоронены 808 жертв авианалетов. Однако, это было только начало террора, в целом до августа 1942 года, немецкие налеты на город повторялись 41 раз!
17 июля 1942 года, мир узнал о начале Сталинградской битвы, и самоотверженность горожан и защитников Сталинграда, настолько воодушевила жителей сожженного дотла Ковентри, что по инициативе мэра города Эмили Смит (Emily Smith / 1942-1943), было организовано народное движение с целью наладить посильную, гражданскую помощь Советскому Союзу. Разумеется, не у всех подданных короля Георга VI, эта акция тогда нашла понимание.
К примеру, члены горсовета Ковентри Сидней Стрингер и Джордж Ходкинсон начали формировать комитет англо-советского единства, который был сформирован 2 ноября 1941 года. Членами которого были выбраны: - настоятель кафедрального собора и управляющий банка Барклай. Член горсовета Робертс высказал свои сомнения в отношении использования слова «советский». Он полностью стоял за англо-русское единство, однако заявил, что общепризнанно, что термин «советский» означает форму управления, с которой не все согласны. Однако, в сложившийся ситуации, он не слишком настаивал на своей точке зрения.
14 октября 1942 года председателю Сталинградского горисполкома, мэр Ковентри А. Р. Гриндлей (Alfred Robert Grindley / 1941-1942) направил телеграмму с выражением чувства особой симпатии и восхищения - «Жители Ковентри никогда не забудут те жертвы, которые понес Сталинград. Они выражают вам, жителям Сталинграда, чувства симпатии и восхищаются вашим мужеством и железной решимостью сражаться до Победы». Телеграмму зачитали на командном пункте фронта, ознакомили личный состав. В ответной телеграмме мэру Ковентри, защитники Сталинграда, пожелали посодействовать чтобы Англичане - “вместе со своими союзниками Американцами, поскорее открыли второй фронт”.
Пару слов о памятных местах города
Площадь Волгорад: Малоизвестное место, расположено (вот тут) под объездной эстакадой и соседствует с садиком леди Хербертс. Памятная табличка, установленная на "Волгоградской площади" в знак побратимства городов - 25 ноября 1972 года. Церемонию открывал глава администрации г. Волгоград (Сталинград) Михаил Золотарёв и глава администрации г. Ковентри Уилфред Спенсер. В настоящее время, идет речь о переносе площади в центр города. Бетонная табличка прикреплена к колонне эстакады.
Сталинградская Мадонна: В новом кафедральном соборе Ковентри (вот тут), была размещена копия знаменитой картины "Сталинградская Мадонна", написанная в канун рождества 1942 года, военным хирургом 6-й армии доктором Куртом Ройбером (Dr Kurt Reuber). Сам К. Ройбер, попал в Советский плен из которого не вернулся, но "икона" была вывезена сотрудницей красного креста и стала символом национальной катастрофы народа Германии. Оригинал "иконы" выставлен в западно-берлинском мемориальном храме Кайзера Вильгельма. Епископ Западного Берлина, Мартин Крузе, хотел сделать особый жест примирения в канун 50-летия бомбардировки Ковентри. Выставленная в Ковентри копия была подарена епископом Крузе 14 ноября 1990 года с благословения архиепископа Волгоградского и епископов Западного Берлина и Ковентри. Символ спорный, но тем не менее имеет отношение к событиям Второй мировой войны и истории городов-побратимов Ковентри и Сталинграда (Волгограда).
Первое послание женщин Ковентри, женщинам Сталинграда посланное еще до начала битвы за город, было следующим: «Из города, растерзанного в клочья главным врагом мировой цивилизации, наши сердца тянутся к вам, тем, кто гибнет и страдает гораздо больше нашего» ( "From this city scarred and ravaged by the arch enemy of civilisation, our hearts go out to you, who now face slaughter and suffering even more fearful"). Послание женщин Ковентри, женщинам Сталинграда, было переплетено в книгу с гербом и регалиями Ковентри на обложке, и его подписали - 6,647 человек.
Вскоре, представительница комитета англо-советского единства от женской гильдии “Локхорст-лейн кооператив”, Мей Адамс (May Adams) предприняла гражданскую инициативу, начав сбор средств на нужды фонда медицинской помощи Советскому Союзу. В ходе мероприятии предпринятых мисс Адамс и 830 жителей Ковентри, сдав в фонд по 6 пенсов, имели возможность расписаться на белой скатерти. Следующие два года, Мей Адамс, терпеливо вышивала эти росписи нитками.
Скатерть с надписью “Маленькая помощь, лучше большой симпатии” (“Little help is better than big sympathy”) и 830 росписями жителей Ковентри, была официально вручена Советской стороне, уже после войны, 31 марта 1947 года на официальном ужине, в присутствии И.Ф. Зименкова, председателя Сталинградского Совета, Бабаева, азербайджанского драматурга и полковника Иванова из министерства сельского хозяйства СССР. Ныне, реликвия храниться на почётном месте в Волгоградском Государственном музее обороны, в зале подарков народов мира героическому Сталинграду. Собранные Мей Адамс средства в размере 4,980 фунтов стерлингов помощи (298,800 в сегодняшних ценах), были направлены на оборудование полевых госпиталей.
Так или иначе, народный жест доброй воли получил настолько широкую популярность, что жители сожженного дотла города, умудрились собрать и отправить в СССР еще 4,516 фунтов стерлингов на нужды Красной Армии, предназначенных для приобретения мобильных рентгеновских аппаратов (270,960 фунтов стерлингов в сегодняшних ценах) для полевых госпиталей.
Продолжение -следует... Но в качестве анонса, скажу что если все пойдет как задумано - продолжение будет очень интересным. Следите за новостями...