Концлагерь временного пребывания

Концлагерь временного пребывания на железнодорожной станции Новоельня

Рядом с железнодорожным вокзалом со стороны Лиды огромная территория рва была огорожена колючей проволокой. Лагерь размещалася во рву, часть которого была заболочена. Ожидать своей участи узникам приходилось под открытым небом. Как вспоминает житель поселка Новоельня Нагорный Евгений, дом которого находился на возвышенности, у самого лагеря, жить в таком соседстве было не возможно. Здесь стоял плачь, крики, стрельба, тех, кто погибал бросали в ров, недалеко от лагеря. Семья переселилась к родственникам. Сюда свозили на машинах людей: молодежь, детей, целые семьи из Новогрудского, Кореличского, и Дятловского районов, а также сюда попадали жители Новоельни и окрестных деревень. Местное население вспоминает, что здесь многие были убиты. Они захоронены во рву за Льноэкспортной базой. В концлагере шел отбор детей для работы на химические заводы. А через несколько месяцев их сжигали.

Через концентрационный лагерь Новоельня временного пребывания прошли два подростка Новогрудского района Тишчук Павел Андреевич и Бубнович Иван жители посёлка Любча. Павел Тищчук 1929 года рождения в деревне был самый маленький. Мама была депутатом, поэтому сына увезли в Германию. Повестка пришла за две недели, что бы явился на сборочный пункт вместе с отцом. Как вспоминает Павел, мама потерла его тело травой и оно стало гнить. Но немцы разгадали эту уловку и всё равно повезли. По дороге на Новогрудок отец спрыгнул с машины. Из Новогрудка детей вместе со взрослыми привезли на железнодорожную станцию Новоельня и поместили в лагерь. В Новоельне из лагеря отобрали подростков и вместе со взрослыми вывезли в концлагерь “Тростенец”. В этом концлагере они возили уголь из Минска вместе со взрослыми, разбирали старые дома для топки. Двое ребят и Павел решили бежать, обуты они были в деревянные колодки. Но их словили и отправили в Польшу в лагерь “Швайне-Веде”.

Из деревни Детомля Новогрудского района было вывезено 18 молодых парней и девчат в Эстонию для работы на шахту «Эстефосфорит», которая находилась недалеко от города Талина. Как вспомнает жительница посёлка Новоельня Гринько Нина Игнатьевна, нас молодых парней и девчат, вместе с молодёжью Новогрудского района на машинах приезли в Новоельню. Здесь за железнодорожным вокзалом мы несколько дней находились за колючей проволокой. Это был своего рода концлагерь временного пребывания. Когда был сформирован эшелон из 10-12 вагонов, всех повезли через Лиду на Вильнюс. По ходу движения состава вагоны отцеплялись, и до шахты доехал только первый вагон, в котором и были жители деревни Детомля. Судьба остальных узников неизвестна.

Жительница посёлка Новоельня Жуляк Надежда в возрасте 8 лет вместе со своей семьёй проживала в деревне Молдути Дятловского района была вывезена из Новоельнянского лагеря в Польшу концлагерь, а затем в Германию, в качестве рабочей силы, выполняя непосильную детям работу.