Выставка - кроссворд по книге "История Сибири"
Первопроходцы Сибири
Первопроходцы Сибири
Неклюдов, Андрей Геннадьевич.
История Сибири [Текст] : школьный путеводитель / Неклюдов, А. Г. - Санкт-Петербург : БКК, 2013. - 94, [2] с. : цв. ил.; 25 см. - (Серия "Узнай мир". История)Сибирь...
Какое пронзительное слово! В нем чуется что-то вьюжное, морозное, трескучее, едко-смолистое и колюще-хвойное. А еще древнее, былинное. И недаром: этому названию, как считают историки, более полутора тысяч лет, хотя в русских летописях оно стало упоминаться только с 1407 года.
Всего лет сто назад Сибирь была самым малозаселенным и малообжитым краем на планете. С ним могли сравниться разве что леса Амазонки (нынче ополовиненные вырубками) и пустыни Африки.
Сибирь это территория около 10 млн км2, на которой свободно уместились бы все страны Европы вместе с Гренландией и еще осталось бы место для Индии. Она простирается более чем на 7000 км от Урала до хребтов Тихоокеанского побережья (по восточные границы Якутии) и на 3500 км от берегов Северного Ледовитого океана до казахстанских и монгольских степей на юге.
Какие вопросы раскрываются в книге:
Присоединение Сибири и освоение Сибири
Взаимоотношения народов
Место ссылки, декабристы и ГУЛАГ
Очарование Сибири и морозы
Богатства Сибири и её достопримечательности
Современные города
Дорогие читатели, мы предлагаем вам заглянуть в самое начало книги и узнать, как русские люди открывали для себя Сибирь, кто были эти люди и каким путём они шли. После прочтения страниц 7-17, вы сможете решить онлайн - кроссворд. Это поможет вам лучше узнать историю родного края.
Нажмите на стрелку с правой стороны, чтобы раскрыть весь текст.
Мы привыкли считать, что Сибирь — неотделимая часть нашей страны, и не представляем Россию без нее. Это почти как человек без половины туловища. А ведь когда-то Сибирь не была нашей землей. Более 600 лет назад на ее просторах обитали рассеянные кочевые племена — угров (или югров) на севере, остяков и вогулов (нынче это ханты и манси) на югозападе. В XIII веке Южную Сибирь захватили монголо-татары, и часть ее территории вошла в Золотую Орду. Позднее там образовалось Сибирское ханство. Столицей ханства был город Сибирь, располагавшийся недалеко от нынешнего Тобольска.
В те давние времена Сибирь была мало знакома русскому человеку. Она пугала его своей необъятностью, подавляла величием, но и манила своими богатствами и нетронутыми землями. Южную ее окраину впервые увидели русские князья в XII веке, отправляясь на поклон к великому хану в Орду. А вот западная часть Сибири, ближайшая к Уральскому хребту, была известна русским еще в XI веке. Тогда предприимчивые новгородские купцы уже вели торговые обмены с местным населением. Более того, они обложили югров данью, состоящей из звериных шкур и моржовых клыков, серебра и украшений. Но еще задолго до этого русские промысловики плавали по Северному Ледовитому океану и вели морскую торговлю с приустьевыми поселениями Оби и Енисея (в то время как английские мореплаватели едва достигли Архангельска).
Положение русских в Сибири было неустойчивым. Свободолюбивые племена угров нередко восставали против новгородцев. Чтобы обуздать их, в 1460–1490-х годах при великом князе московском Иване III Васильевиче совершались военные походы против угров и вогулов — до рек Тобола и Оби. Татары же то сами просили русского царя взять их «в свою волю и под свою руку», то бунтовали и отказывались платить дань. Хан Кучум, например, не только вышел из-под власти Москвы, но и подчинил себе угров, остяков и вогулов, бывших данниками Москвы.
Так все это и тянулось с перевесом то в одну, то в другую сторону, пока в дело не вступил Ермак.
Настоящее имя Ермака — Василий Тимофеевич Аленин-Повольский. Василий Тимофеевич ходил в молодости на стругах (больших деревянных многовесельных лодках) по Волге и Каме, служил артельным кашеваром, за что и получил прозвище Ермак («ермак» — значит артельный котел). Будучи атаманом поволжских казаков - разбойников, Ермак считался преступником, которого Иван Грозный приказал поймать и казнить.
В это время владевшие землями в Южном Приуралье богатые братья Строгановы, наслышанные о буйстве и отваге волжских казаков, пригласили их к себе на службу. А осенью 1581 года, польстившись на новые земли, Строгановы снарядили Ермака с товарищами в Сибирскую экспедицию. Они хорошенько вооружили казаков, снабдили продовольствием и даже пополнили отряд своими ратными людьми. Всего набралось для похода около 840 человек (по другим данным, отряд Ермака состоял из 540 человек, по третьим — из 5000, что маловероятно). Дисциплина в отряде была установлена жесткая:
непослушных и дезертиров, например, решено было топить в реках. Казаки двигались в глубь страны, плывя на челнах по сибирским рекам, перетаскивая челны по суше, сражаясь с татарами и захватывая их города, лежащие по рекам Туре, Тоболу и Иртышу. Пока не достигли Сибирского ханства, где их ждали намного превышающие численностью силы противника.
Некоторые из казаков поколебались и предложили возвращаться, но на общем совещании решено было вступить в сражение. Начался неравный, кровопролитный бой горсти отважных людей
с татарским войском, предводимым ханом Кучумом. Сеча была лютая, под конец бились уже врукопашную. Множество татар пало, оставшиеся пустились в бегство. Казаки одержали блистательную победу. Кучум, захватив свои богатства и родных, бежал в Ишимскую степь. А Ермак уже без боя вступил в столицу Сибирского царства — город Сибирь.
Надо понимать, что своими необычайными победами небольшой отряд Ермака, помимо казацких боевых навыков, обязан был огнестрельному оружию, неизвестному в Сибири той поры.
Покорив Сибирское царство, Ермак сначала и не думал о подданстве московскому царю. Он уведомил о своих победах пославших его Строгановых, а дань собирался брать с сибирских жителей в свою пользу. Но вскоре выяснилось, что удержаться в Сибири с ничтожным количеством оставшихся казаков совершенно не возможно. И тогда Ермак снарядил в Москву к царю послов с дарами и просьбой принять покоренное Сибирское царство. От государя он ждал подкрепления, а также и помилования за прежние свои волжские «подвиги».
Столь скорое завоевание Сибири явилось для царя Ивана IV приятной неожиданностью. На радостях он впрямь даровал Ермаку с товарищами полное прощение и даже пожаловал вожаков похода своими государевыми дарами. Ермак получил в награду шубу с царского плеча, две кольчуги, ковш из золоченого серебра и 100 рублей денег. Вместе с наградой были отправлены из Москвы в Сибирский край ратные и казенные люди, дабы подкрепить Ермака и принять от него управление покоренной страной. Но и этого подкрепления оказалось недостаточно.
Сам Ермак Тимофеевич, знаменитый покоритель Сибири, вскоре погиб. Летом 1584 года во время очередного военного похода его дружина заночевала на острове на реке Иртыш, и пробравшиеся туда татары перебили спавших казаков.
С гибелью Ермака сибирские народы — татары, остяки и вогулы — воспрянули духом и изгнали русских обратно за Урал. Однако изменить ситуацию они уже не могли.
Появились новые ратники, на высоком берегу реки Туры основан был первый русский город в Сибири — Тюмень, а через год — Тобольск, ставший поначалу главным административным центром Сибири. Началась планомерная колонизация новых земель, заселение ее выходцами из России.
Ермак же Тимофеевич сохранился в народной памяти как истинный герой. Мы почти не знаем Строгановых как организаторов Сибирского похода, но помним Ермака с товарищами, и этому бесстрашному казацкому атаману приписываем всю славу. В городе Тобольске с 1839 года стоит памятник Ермаку с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Не так давно воздвигнут также памятник в Сургуте, еще один — в Новосибирске.
С начала XVII века началось последовательное заселение Сибири русскими. Управление новыми землями велось из укрепленных городков, или острогов, которые к тому же служили опорными базами для дальнейшего движения на восток. Около середины XVII века главными пунктами русской колонизации в Северо-Восточной Азии были города Якутск и Енисейск. В 40-х годах XVII века русские добрались уже до реки Колымы, но не собирались на этом останавливаться. В 1648 году служилый человек Семен Дежнев отправился на судах из устья реки Колымы вдоль побережья Северного Ледовитого океана, открывая путь к самым восточным оконечностям Северной Азии.
Постепенно проникают пришельцы и на юг — в землю бурят, к Байкалу. Буряты твердо отстаивали свою свободу, и борьба с ними велась долго. Бывало и так: буряты истребляли целые казацкие отряды, а построенные русскими остроги разоряли или сжигали; тогда приходилось посылать новую партию, которая, одержав верх над бурятами, ставила новый острог и таким образом восстанавливала здесь русское владычество. В 1655 году буряты были окончательно «замирены».
Еще более заманчивым казался русским соседний с Байкальским Амурский край. Сперва туда направился из Якутска «землепроходец» Поярков, экспедиция которого завершилась гибелью почти всего отряда. Вслед за ним походный атаман казак Ерофей Хабаров совершил две экспедиции — в 1649 и 1650 годах. Хабаров встретил на новых землях упорное противостояние не только местного населения, но и китайцев, в зависимости от которых находился Амурский край. И все же, благодаря его мужеству и умелым действиям, сибирские владения России были заметно расширены на юго-восток.
Освоение огромного края не проходило гладко. То и
дело вспыхивали бунты местного населения, которые в
конце концов подавлялись.
В итоге к началу XVIII века гигантская территория к востоку от Урала оказалась под верховной властью Москвы. С этого времени заселение Сибири новыми людьми ускорилось. Потянулись в далекие края обозы с первыми русскими «хлебопашенными» семьями. В царском
наказе того времени говорилось: «Чтоб у каждого хозяина новосела было по три мерина добрых, по три коровы, да по две козы, да по три свиньи, да по пяти овец, да по два гуся, да по пятеру куров, да по двое утят, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да сани и всякая житейская рухлядь; кроме того, выдано деньгами по 25 рублей на семью». Хотя само-вольный переход русских на восточные земли воспрещался, в Сибирь побежали и скрывающиеся от закона преступники, и обижавшиеся крестьяне, и раскольники.
На новые пространства распространялась не только царская власть, но и церковное влияние. Еще в 1621 году туда был направлен первый архиепископ «Сибирский и Тобольский» Киприан, началось обращение «сибирских инородцев», как именовали местных жителей, в христианство. Принявших новую веру нередко награждали деньгами. Государство не жалело средств, чтобы закрепить за собой новые территории.
Бродили по просторам Сибири и разбойнички, особенно досаждавшие торговым людям.
Между тем край этот все более осваивался. Создавались все новые укрепленные поселения, давшие начало будущим крупным городам, — Томск, Красный Яр (ныне г. Красноярск), Кузнецкий, Братский, Якутский остроги, Иркутское зимовье (будущий Иркутск), Омская крепость и т. д. Прокладывается через эти земли караванный путь для торговли России с Китаем.
В XVIII веке в Сибири строятся железо- и медеплавильные заводы, подобные Колыванскому медеплавильному заводу Демидова — первому в будущем Алтайском горном округе. Появляются писчебумажные стеклоплавильные фабрики, оружейный завод (в г. Томск), развивается мукомольное и даже шляпное производство, внедряется пчеловодство. В 1766 году в Сибири проложена первая в России «чугунная» дорога (на Алтае), а механиком Ползуновым создана в Барнауле первая в стране паровая машина. Открываются все новые месторождения. В Алтайском горном округе по остаткам древних чудских шурфов был открыт Зыряновский серебряный рудник (в 1791 г.).
Сибирь становится важной составной частью большого государства.