Они приближали Победу
Много поводов для гордости дает нам наш Богучанский район. Однако главная гордость и главная ценность - живущие в нем люди. Прекрасная, но вместе с тем суровая сибирская земля закалила наших предков, сделала их сильными, смелыми, трудолюбивыми и нацеленными на успех.
Участие богучанцев в боевых действиях Великой Отечественной войны
В летопись Великой Отечественной войны большой вклад внес и Богучанский район. Как только у нас в районе узнали о войне, сразу же был объявлен призыв в армию. Из фронтовиков первого призыва очень немногим посчастливилось дожить до Победы и вернуться домой. Они попали в самые кровопролитные сражения под Смоленском, Вязьмой, Клином и Москвой. А тем, кто уцелел там, пришлось пройти через ад Сталинграда, Курской дуги, Донбасской, Днепровской, Белорусской и десятков других великих и малых битв.
Учитывая, что основной массовый призыв в Вооруженные силы проходил в начале войны в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, где уже угрожала фашистская оккупация, мобилизация в Сибири, в том числе и на Алтае, не форсировалась, так как было не только трудно прокормить, но и сразу вооружить огромную армию, да и надо было кому-то в тылу работать, поэтому после первых двух призывов Богучанский район некоторое время не беспокоили. Зато сибирские полки командование бросило под Москву, в самую «мясорубку». И, главным образом, сибиряки спасли столицу, потеряв самое главное - жизнь.
В 1941 году уроженцу Бидеи Ивану Герасимовичу Брюханову было уже 27 лет. Он был направлен на Центральный фронт. Участвовал в защите Москвы. Затем был второй Прибалтийский фронт. Оборона Ленинграда. Старший лейтенант Брюханов освобождал Брянск, Ригу. Пришлось ему руководить и восстановлением дорог. Лишь в 1946 году вернулся он домой.
18-летним парнем в январе 1943 года ушел на фронт Алексей Машинистов. Он уроженец д.Пинчуга. Служил в 120 запасном полку минометчиков. Этот полк вел усиленные бои за освобождение Украины. И через полвека не померкли впечатления тех грозных лет: «Мы с утра до позднего вечера заряжали пулеметы и пушки «яков» и каждый раз подвешивали две бомбы по 50 кг. под крылья самолетов. И вдруг наш полк перебрасывают через границу Польши, и он приземляется в д. Кросно. Наши истребители много раз сопровождали штурмовые и бомбардировочные отряды, летящие бомбить Берлин. Мы теперь поняли, что свою Родину освободили и идем громить врага в его собственной берлоге. Через неделю нас перебрасывают уже в Краков, потом перевели в трагический город Освенцим. Но мой путь на Берлин оборвался. По приказу главнокомандующего треть солдат и командиров из всех родов войск направлялась в Чехословакию. В их числе оказался и я. Наш полк круто разворачивают от Берлина на Прагу, чтобы, спасти чехов. Завязался бой у Велъско-Бяла. Я с пулеметчиком сидел в окопе и вел бой. И вдруг я увидел: справа появилась немецкая пушка. Я открыл по ней огонь и поразил этот расчет. Но второй расчет я не заметил, снаряд попал прямо в мой окоп. Пулеметчика убило, пулемет перевернуло, засыпало землей. Под землей я лежал контуженный, без сознания. Но, к счастью, не задохнулся. Была рана черепная, но не глубокая - спасла каска. Нас направили к населенному пункту Ческы, и у деревни снова завязался бой. Был лес. Мы стали копать под сосной окоп под пулемет, и вдруг в полуметре от меня взорвался снаряд и мы с пулеметчиком оба упали без сознания.
В каждой роте была похоронная команда, которая после боя всех убитых стаскивала к месту захоронения. Как меня тащили - я не слышал, так как был сильно контужен. Так бы и похоронили, но на мое счастье, пришла медсестра, и она стала освидетельствовать всех мертвых. И когда до меня очередь дошла, она закричала: «Что вы делаете, парень живой!».
К вечеру я пришел в сознание. 29 апреля 1945 года меня опять постигло несчастье - немецкий снайпер «снял меня», попал в нижнюю челюсть. Меня посадили в машину, и она полная раненых бойцов, рванулась к госпиталю. Меня привезли в госпиталь в Сосновицы 30 апреля 1945 года, и я пролежал там до 15 мая. Мне сделали операцию, зашили раны... За этот бой я был награжден медалью «За отвагу».
После выздоровления меня комиссовали. Все железные дороги были разбиты, пришлось добираться через Румынию. Только там нас перевезли на советскую территорию.
Михаил Михайлович Каверзин много повидал на своем веку. Он воевал на Втором Украинском фронте в пехоте, был связистом, шофером. Закончил краткосрочные курсы Омского артиллерийского училища. Михаил Михайлович был участником Сталинградской битвы. Его боевой путь прервался у р.Молочная, где его сильно контузило. После госпиталя командир орудия, сержант Каверзин вернулся в Богучаны. И почти всю жизнь проработал в речном флоте.
В 1942 году восемнадцатилетний пинчугский парнишка оказался далеко от дома, на третьем Украинском фронте. «Трудно было очень, но баранку не бросал шофер», - поется в военной песне. Это о нем, Александре Анатольевиче Черняеве. Он участвовал в освобождении Белоруссии. Был ранен. И в 20 лет, уже хлебнувший военного лиха, он вернулся домой. После войны много лет проработал шофером в Богучанском аэропорту.
Борис Александрович Пономарев попав на Первый Украинский фронт в октябре 1943 года стал курсантом 22 отдельного автополка. Затем его перевели на Первый Белорусский фронт, где он воевал в звании рядового 250 стрелкового мотополка. Здесь во время боевых действий он получил тяжелую контузию, а при взрыве гранаты осколок попал ему в глаз. Подлечившись в госпитале, он снова отправился на фронт, но уже в качестве командира танка Т-34. Снова были тяжелые бои, ранения, радость победы и горечь утрат. Смелым и мужественным солдатом был Борис Александрович, об этом говорят его многочисленные награды: ордена Великой Отечественной войны, Жукова, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и многие другие.
Безруких Григорий Борисович родился в 1926 году в деревне Каменка. В 1944 году, когда ему было восемнадцать лет, его взяли на фронт. У него был красивый почерк, его хотели оставить в штабе писарем, но он наотрез отказался и пошел воевать с фашистами. Он немного разбирался в механике и электрике, и его отправили на передовую связистом.
Первый его бой был в Белоруссии, которую он освобождал от немецких оккупантов. Тут Григорий был первый раз контужен и его доставили в госпиталь, где он пролежал одну неделю и два дня, и снова пошел воевать.
Однажды, при взятии немецкого города Кенигсберга он со своим другом-одноклассником Струченко Александром отправились налаживать связь на передовую. Григорий пополз в одну сторону, а его товарищ - в другую. Когда Григорий Борисович наладил связь в своем, месте, то он вернулся назад и взял трубку телефона, но она не работала. Он стал звать своего товарища по имени: «Сашка! Сашка!». Но Сашка не отвечал, и тогда он решил проверить, что там произошло и помочь наладить связь. Когда он нашел своего товарища, то у Струченко Александра в зубах, еще дымилась трубка, но сам он был уже мертв. Григорий быстро наладил связь и пополз назад, но тут вдруг немецкие самолеты стали бомбить передовую. Одна бомба упала метрах в двадцати от него, его полностью засыпало землей: он даже не мог пошевелиться. «Ну, все, конец!» - подумал он. На его счастье, рядом находился его друг, тоже связист, донской казак Панфилов Алексей Иванович, который откопал его и спас. За взятие Кенигсберга Безруких Г.Б. получил орден Красной Звезды.
Вскоре всю их армию погрузили в вагоны и повезли от Кенигсберга в неизвестном направлении. Этот поезд не сделал ни одной остановки. Так они попали в город Красноярск, где для них был организован парад, так как почти вся их армия была из Красноярского края. Потом он участвовал в Японской войне и лишь в 1951 году он вернулся на родину, в д.Каменку, так как еще пять лет служил в городе Порт-Артуре.
Сергей Наумович Савченко ушел на фронт в 42-м, воевал в 38-й стрелковой дивизии, в роте связи. Часто ходил в разведку, где видел врага в лицо.
У Андрея Федоровича Встовского - технорука Богучанского леспромхоза была бронь. И он мог бы с чистой совестью продолжать работать в глубоком тылу. Мог бы кто другой, но не Встовский. Андрей Федорович решение принял сразу же, как только узнал о нападении Германии на Советский Союз. «Я что, здоровый мужик, должен отсиживаться, когда Родина в опасности?» - негодовал он. И сам с себя снял бронь, ушел добровольцем на фронт. Четыре долгих года он был там, где решалась судьба Родины. За мужество и отвагу не раз был награжден орденами и медалями.
О героизме богучанцев на фронтах можно судить также из боевых характеристик, данных при предоставлении к наградам. Вот одна из них: «Боевая характеристика на замполитрука Мутовина Николая Федоровича, рождения 1906 года, члена ВКП(б) с 1940 года, уроженца Красноярского края Богучанского района деревни Заимки. Находился в действующей армии с 1941 года в 382 с.д. при 669 отдельном саперном батальоне. За время пребывания в данной части Мутовин показал себя, как лучший командир и политический руководитель, воспитывал ненависть к врагу, любовь к своей Родине. Мутовин действовал смело и решительно по разрушению железных дорог, мостов и прочих сооружений противника.
25 января 1942 года Мутовин был отправлен в тыл противника политруководителем роты для выполнения боевого задания по устройству лесных завалов и минированию коммуникаций противника. Командир данной роты старший лейтенант Виноградов, как изменник Родины, бежал до выполнения боевого задания и ротой всецело руководил товарищ Мутовин. Задание было выполнено в срок без потерь.
В наступательном бою Николай Федорович действовал смело, находился впереди, увлекая за собой бойцов своего подразделения. За это время участвовал в освобождении ряда населенных пунктов: гг. Шимилево, Костолево, Бор, Мостки, станций Бор и Спасская Полесть и других.
В одном из наступательных боев под Мостками Николай Федорович Мутовин вместе с командиром отделения Сонузиновым уничтожил оружейно-пулеметным огнем главное боевое охранение противника, в количестве 8 немцев, был тяжело ранен, но поле боя не покинул...»
На всех фронтах - от Заполярья до Кавказа, во всех сколько - нибудь значительных операциях Великой Отечественной войны вносили богучанцы свою долю в разгром ненавистного врага. Все роды войск представлены в их послужных списках. Пехотинцы и моряки, артиллеристы и танкисты, летчики и саперы - ко всему были способны сыны земли богучанской и везде воевали достойно.
И не только мужчины. Тяготы войны разделили с ними многие женщины и девушки. Они были медсестрами и радистами, зенитчицами и воздушными наблюдателями, честно и самоотверженно несли военную службу как на фронтах, так и в тыловых подразделениях. Их имена: Екатерина Рыбакова, Анна Шишаева, Александра Большакова, Ульяна Сафронова и другие.
С декабря 1943 года Александра Ивановна Большакова колесила с госпиталем, то на передовую Ленинградского фронта, то назад. Выгружали раненых, чтобы отправить их для дальнейшего лечения в глубокий тыл, а сами опять возвращались на передовую. Как-то поставили Шуру в операционную помочь медсестрам. Во время операции солдату ампутировали ногу. Когда отрезанная нога упала, рядом на пол грохнулась и санитарка. Больше девушку в операционную не допускали.
Однажды госпиталь попал под бомбежку. Для девушки это было первое крещение огнем. Она ужасно испугалась. Ведь самолетов - то она не видела. А здесь налетели, точно воронье, затмили небо, стоял страшный гул. Шура окаменела, замерла. Хорошо, командир был рядом он схватил ее, пригнул к земле. Александра еще долго не могла побороть страх.
Сколько слез, разбитых, разрушенных городов и деревень промелькнуло перед ее глазами. Сколько смертей пришлось увидеть. Умирали родные солдатики, изуродованные снарядами, пулями, совсем молодые. С каждой смертью, казалось, обрывалась частичка души и у нее. Не думала, не гадала Александра Ивановна, что из глухой деревни Климино Богучанского района ее путь проляжет аж до самой Германии. Великую Победу Шура Большакова встретила в городе Эстенбург.
Но на этом для девушки война не закончилась. Госпиталь был срочно переброшен на Дальний Восток. Александра Большакова была награждена медалями: «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».
Годы Великой Отечественной, войны - драматические и героические страницы жизни нашей страны, наша боль и слава. И по сей день бережно хранятся во многих семьях обжигающие горечью воспоминаний письма невернувшихся с войны. Память о событиях и людях тех грозовых лет будет жить в нашем народе вечно.
Письма с фронта заместителя командира 45-миллиметровой батареи мл.лейтенанта Павла Романовича Назарова.
26 мая 1942 года
Добрый день, мама, Аня и ребята!
Только что получил третье ваше письмо. Вы обижаетесь, что редко пишу. Но я не нахожу, о чем часто писать. Вы не беспокойтесь, если ранят, то, попав в госпиталь, сообщу сразу, а убьют, то вам об этом тоже сообщат. Но ведь я пришел на фронт не за тем, чтобы меня убили, а чтобы бить немецких оккупантов. И я бью, бью без пощады. Я теперь своими глазами нагляделся, что они сделали с нашими людьми и селами. Пощады гадам не может быть никакой!
Особенно прошу маму: не беспокойся и не плачь. Гордись тем, что твой единственный сын с оружием в руках спасает Родину от этих диких псов. Сейчас мы освобождаем Украину, где ты родилась и провела детские годы. Буду рад, если придется освобождать твое родное село. Ну, а если погибну, то дорого им обойдется моя жизнь. 51 их уже уложил подходяще и еще уложу. Витя и Вова, будьте дисциплинированными, не досаждайте маме и бабушке. Помогайте им лучше в работе. Готовьтесь к новому учебному году. Напишите сами какие получили годовые оценки.
3 июня. 1942 года.
Добрый день, родные. Хочу похвастаться, нас шесть человек представили к награде. Я сейчас исполняю две должности. Кроме зам.командира батареи, еще комиссара батареи, так как комиссар наш погиб. Беспокоюсь за Нину, что-то думается нехорошее. Берегите ее, она такая худенькая, милая девочка.
Моей Ане:
Пройдет весна, исчезнут беды,
Придут счастливые года.
Вернусь и я домой с победой
К тебе, мой друг.
Я твой всегда!»
Тыл - фронту
Только за первый год военного времени население Богучанского района сдало в Фонд Обороны наличных денег 109 тысяч рублей. Облигации займа на 410 тысяч рублей. Учителя средней школы собрали на строительство самолета «Учитель» для эскадрильи МОПРА - 2 тысячи рублей, наличными облигациями на 35250 рублей, золотые часы, кулон и цепочку.
В колхозах и на производстве остались женщины, дети и старики. Практически ежедневно приходили похоронки на погибших в боях жителей нашего района.
Жизнь заставила жителей района вернуться к тем временам, когда они были оторваны от мира - шить ангарскую обувь, - чирки и бродни, ткать холстину, стирать одежду и белье в золе, вместо чая использовать разные травы.
Люди жили впроголодь, но не падали духом. Некоторую разрядку в снабжении продовольствием давали рыбалка и охота. Из 98 охотников, уходивших в тайгу - 39 были женщины.
За все годы войны население района сдало в фонд обороны более 6 млн. рублей, почти 40 тысяч золотых вещей, более 15 тысяч теплых вещей. На средства жителей района была создана танковая колонна из 10 танков, которая закончила свой путь в Германии (в составе армии Лелюшенко). Подробнее об этом периоде читайте в книге Г.Д.Шилько "Малая родина: очерки по истории Богучанского района".
27 страниц в Краевой Книге памяти, изданной к пятидесятилетию Победы, занимают имена людей из Богучанского района, которые не вернулись к родному очагу. А в том трагическом списке только Безруких значится 65 человек, Брюхановых -134 человек, Колпаковых. - 73 человека, Рукосуевых - 149 человек, около 50 - Скурихиных, Смолиных и Мутовиных.
Но богучанцы, как и все русские люди умели не только достойно, мужественно глядеть в глаза смерти.
На фронт из нашего района ушло 3219 человек, не вернулось к родным очагам 1238 человек. У тех, кто вернулся домой, гимнастерки сияли серебром и золотом боевых наград. А награды на войне зря не давали.
Ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, призывавшимся из Богучанского райвоенкомата посвящены библиографические указатели:
Они приближали Победу Выпуск1
и Они приближали Победу Выпуск 2.