Елена Лашко. В Академгородке устроили праздник шаманов. "Известия", 7 мая 1

В Академгородке устроили праздник шаманов.

До того как напротив университета был построен чум, многим казалось, что никакими новаторствами Новосибирский академгородок уже не удивить. Чум был самый обычный - треугольный, диаметром около 6 метров. Правда, вместо шкур были использованы абстрактные полотна художника Андрея Ханова - инициатора данной акции.

Строить чум художник научился, путешествуя два года по Восточной Сибири. Во время странствий Андрей Ханов стал вхож во многие чумы, был принят в тувинский род в качестве равноправного члена. Вопреки всем достижениям социализма многим кореным северным народностям удалось сохранить элементы разноплеменного общественного строя. Завоевать любовь будующих сородичей с первого взгляда Андрею Ханову не удалось. Случилось так, что он решил сплясать в голом виде на скале, мимо которой по реке проплывали на лодке несколько почтенных тувинцев. Увидев пляшущего на скале человека, шокированные тувинцы напоролись на косу. Сами северяне ходят по горам и селениям в обычных цивильных костюмах, пошитых на местных фабриках. Простить варварскую выходку странствующему художнику тувинцы смогли лишь после того, как узнали что ему приходилось находиться одному в тайге три дня подряд. От белого человека такого подвига ожидать невозможно. Обязанности художгика в роду заключались в пении гимнов в честь солнечных богов.

Принимая художника в род, тувинцы вспомнили собственный древний обычай. Суть его в том, что новобранец обязательно должен был прокатиться на коне. Тувинцы шутки ради подсунули наивному художнику необъезженную кобылу с длинной черной шерстью. Сиганув с горы и добежав до ближайшего колодца, кобыла встала на дыбы. В горы довольная кобыла поскакала уже налегке. Пытаясь ее догнать, художник пробежал несколько километров. Напрасно будущие сородичи кричали ему в след "не надо" по тувински. Этого языка художник не знал.

40

Зато тувинцы, как впрочем и прочие сибиряки не знали, что означают оставленные их предками наскальные рисунки. Боги, звери, солнце. Возраст самого древнего рисунка 40 тысяч лет, однако стиль, в котором выполненные рисунки более всего напоминает авангардный. У подножья одой скалы под Крсноярском художник обнаружил изображение карты звездного неба. На первый взгляд картина представляла хаотические фигурки фантастических существ. Три дня художник разглядывал наскальных зверушек, пытаясь разобраться, есть ли в картине какой-нибудь порядок. И сорвался с самой вершины. Счастье, что пролетев всего несколько десятков метров зацепился за выступ рюкзаком. Взглянув после этого происшествия на древние рисунки, художник вдруг понял, что один из рисунков напоминает созвездие Большой Медведицы.

Оказавшись в Красноярске, художник "загнал" перерисованную соскалы картинку в компьютер, вместе с картой звездного неба, одолженной у знакомого астронома. Все совпало. Компьютер сразу сгорел.

Вернувшись в суету городов, Андрей Ханов сталу стал рекордсменом по числу устроенных выставок собственных картин и изданных книжек. Кроме того, благодаря художнику в Кемерове сейчас производится пиво "Томская писаница". И еще Андрей Ханов увлекся инопланетянами, он пишет картины, в которых знатокиобнаруживают космическое происхождение.

В 1991 году увлечение художника привело к небольшому международному скандалу.Началось все с того, что один знакомый Андрея Ханова насмотрелся его картин до такой степени, что позвонил на ленинградское телевидение и оповестил сразу несколько программ, что в доме на Сенной площади живет инопланетянин (адрес художника). Но тогда, из всех программ встретиться с инопланетянином решились только "600 секунд".

Основной целью возведения в Академгородкетувинского чума, по словам Андрея Ханова, было возрождение праздника "Чистого чума",. Последний раз такой празник справлялся в России в 1914 году на Таймыре .

Праздник "Чистого чума" в Академгородке сопровождался шаманскими пснями и плясками в исполнении артистов-добровольцев. Сам Андрей Ханов, сидя в чуме, рассказывал сказки, написанные им по мотивам сказаний северных народов. Академгородковская общественность по началу удивилась, но вскоре пришла в себя и активно прсоединилась к празднику.

После окончания представления в чуме смогли побывать все желающие, предварительно задобрив северных духов жертвоприношениями в виде монеток, водки и сигарет. Жертвоприношения складывались в специальный ящик. Водка, впрочем немедленно из него извлекалась и употреблялась. Общественность распевала в чуме песни.

Елена Лашко, журналист. Известия, 7 мая 1997 года, среда №84(2497) стр.6.

41