Колегов

Алексей Ильич


Алексей Ильич родился в 30 июня 1914 г. в селе Ыб Сыктывдинского района Коми АССР. На военную службу был призван Сыктывкарским горвоенкоматом 4 марта 1942г.

Служил в Алексей Ильич в 144 СП 28 стрелковой Невельской дивизии.

Погиб в бою. Захоронен в Псковской области, Великолукский район, Пореченский сельсовет, д. Сеньково. Перезахоронен в 50-х годах XX века в д. Полибино Пореченской (до 2015 года - Борковской) волости Великолукского района Псковской области.


Алексей Ильич несколько раз подавал заявление в Горвоенкомат, но его не брали, так как он был комиссован по зрению (отсутствовал левый глаз). Но в 1942 году, когда страна понесла очень большие людские потери во время военных действий, его призвали на фронт. Сначала его со всеми новобранцами отправили в учебную часть в село Приводино (Архангельская область, Котласский район), где формировалась 28 – я Невельская Краснознамённая стрелковая дивизия, в составе которой и находился 144-й стрелковый полк.


В семье остались трое детей, самому старшему Владимиру было 7 лет, Виталию 5, Елене 3 года. Ждали пополнения. Маленькая Валя родилась, когда Алексей Ильич уже был в учебной части в Приводино.

За всё время нахождения Алексея Ильича в армии пришло 6 писем, в которых они описывает обучение, дорогу на фронт и прибытие на передовую линию фронта.


«24 апреля 1942 года 28 стрелковая дивизия неподалеку от города Андреаполь вступила в состав 3 - й ударной армии Калининского фронта и расположилась во втором эшелоне обороны армии с задачей: оборудовать и укрепить второй рубеж обороны армии и совершенствовать боевую выучку личного состава в условиях соприкосновения с противником» (Межин И.А. Память в запас не уходит: [Боевой путь 28-й Невел. стрелковой дивизии], 1996)


30 апреля 1942 года дивизия находилась в 100 километрах от линии фронта (Калининский фронт). Алексей Ильич служил в 144 строевом полку, 37 батальоне, 5 роте. В начале августа был уже на передней линии фронта. 26 августа, во время очередного наступления был убит.


После войны один из сослуживцев рассказывал, что во время боя Алексей Ильич был легко ранен и ему предложили идти в санчасть, но он остался на передовой и снова пошёл в атаку.


В изданиях, посвященных событиям тех лет, так описываются военные действия августа 1942 года.


И.П. Конюхов: «Затяжной характер принял бой за деревню Сеньково, находившуюся южнее Ступинской высоты. Гитлеровцы понимали, что с потерей Сеньково исчезнет последняя надежда восстановить прежние позиции. Ночью решительной атакой наши выбили немцев из деревни, но противник рано утром бросил в бой подразделения войск СС. Наши войны впервые увидели психическую атаку немцев. Пьяные эсэсовцы шли на Сеньково по ровному заснеженному полю рядами, в полный рост. <…> Подпустив атакующих на выгодную дистанцию, наши стрелки и пулеметчики ударили по ним из всех видов оружия». (Бой ведёт Невельская : говорят ветераны 28 – й стрелковой дивизии, Сыктывкар, 1981).


«Командование дивизии разработало следующий план операции: 144 стрелковый полк наносит южнее Ступинской высоты удар с целью отвлечения части сил врага от 88-го стрелкового полка, перед которым была поставлена самая сложная задача – овладение высотой.


23 августа дивизия вступила в бой. После короткой артиллерийской подготовки стрелковые роты 144-го полка совершенно неожиданно для врага ворвались в их траншеи и завязали ближний бой. В течение дня полк занял небольшие высотки, но выше продвигаться не смог из-за прицельного и шквального огня противника. Командир полка майор Н.И. Егоров отдал приказ командиру резервной роты капитану Н.И. Галиеву для усиления и поддержки наступающих выделить роту автоматчиков». (Смородов В.М. Ступинский бастион / В.М. Смородов. - Великие Луки, 2010).


Много лет спустя, память о тех, кто защищал родину, была увековечена в памятниках и обелисках.


Так, 6 мая 1975 года, в сквере, расположенном между улицами Школьная и Корткеросская, был открыт памятник павшим воинам – бывшим работникам ЛДК. После торжественной церемонии ветераны войны и труда посадили 78 деревьев в честь 78 павших воинов, чьи имена навечно занесены на памятные доски. В числе этих 78 и имя погибшего красноармейца Колегова Алексея Ильича (см. фото 29).


В январе 1981 года на месте одноэтажного деревянного здания Сыктывкарского горвоенкомата откуда горожане уходили на Великую Отечественную войну был установлен памятник воинам – сыктывкарцам – Мемориал «Вечная слава». На стеле, где на плитах отлиты фамилии и инициалы погибших воинов, увековечено и имя прадедушки.


В Великолукском районе, недалеко от Полибино расположено братское захоронение. Среди несколько сот захороненных солдат, сержантов и офицеров, покоится там и 138 погибших воинов – уроженцев Коми края. Среди высеченных в мраморе имён есть и имя Алексея Ильича Колегова.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КОЛЕГОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ

КОЛЕГОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА

И ИХ ДЕТИ

ПИСЬМА С ФРОНТА

Добрый день!

Дорогие мои Саша, Вова, Витя, Лена и маленькая Валя. Как уж вы там живете, как поживаете? Какая у Вас жизнь, и Ваше здоровье? Как на счет питания? Я пока жив, здоров, но от вас нахожусь очень далеко. Мы уже прибыли на место назначения 30.04 вечером , а до этого все ехали в вагонах. Живем в землянках и шалашах. До линии фронта от нас километров 100, а понемножку все двигается вперед к линии фронта. Мы находимся на Калининском фронте, последний город проехали, Андрианополь. Теперь здесь холодная погода. Мы выехали с Котласа, там еще был снег. А с Ярославля – на полях уже сеяли. Вот как на юге быстрей проходит весна. Здесь мы проехали по оккупированным местам, с которых обратно выгнали немцев. Много они разрушили и много сделали бед для нас. Отчасти уже посещают нас немецкие самолеты, но наши ястребки их так угощают, что многие из них не возвращаются домой. Здесь теперь стоит погода холодная. Второй день снег. Ну пока все, целую ребят. 06.05.42 г.

Мой адрес: Действующая Красная Армия, полевая почта №1653, 144 строевой полк, 37 батальон, 5 рота, Колегову.

Добрый день! Веселая минута!

Дорогие мои Александра Васильевна и родные малыши Вова, Витя, Лена и Валя. Как живете и поживаете в далеком севере, что не пишете письма? Я от вас Я от Вас только получал в Приводине одно письмо, больше не получал и не знаю про вашу жизнь, все ли вы живы-здоровы. А о Вас и в общем об своем доме, об Сыктывкаре, где я только устраивался к жизни ничего не знаю. А поэтому думаю о Вас день и ночь, и во сне, и на яву. Как бы еще с Вами повидаться и пожить. Я уже отсюда, с линии фронта пишу второе письмо, и вообще письма пишу ежедекадно, не знаю как Вы получаете. Живу ничего, только на счет питания немножко похуже, здоровье прекрасное. На передовой линии фронта еще не бывал. Все на оборонительных линиях.

Но ежедневно, и днем, иночью слышим гул звука артиллерийской перестрелки, а так же и нас посещают немецкие самолеты. Вчера, 23 мая, нам был днем 1-го мая. Получили от тылового фронта от домохозяек посылку и с обеда были свободные, а то не находили времени письма писать. В посылке мы получили всего понемножку: конфет, праздников, табачку и чекушку водки. Это для нас очень понравилось и мы очень благодарны Вам, домохозяйки, что вы о нас не забываете.

Ну пока. Счастливой жизни, целую всех. Ваш муж и отец. А.Колегов.

Добрый день, дорогие: Саня, Вова, Витя, Лена, Валя, Маша и Надя. Как живете и поживаете в Сыктывкаре, в далеком севере? Я очень рад и доволен, что в конце концов получил Ваше письмо, написанное Вами 6-го июня 42г. Я получил 23.06 и вот сегодня собрался ответить. От Вас я получил только 2-е письмо, а сам писал без ответу, не знаю сколько Вы получали. Саня дело неважное с Вашим здоровьем. Вы должны себя беречь как зеницу ока. Ведь моя жизнь теперь ненадежная. Но это не первый и последний. Ну конечно я постараюсь вернуться живым и здоровым или же, это ведь каждому ясно, что каждый хочет жить, а тем более мне. Оставлено такое семейство. Ведь это надо подумать, но я думаю день и ночь, как бы поскорее с победой вернуться домой. Вы, Саня, много обо мне не думайте, а лучше поберегите свое здоровье. Я теперь нахожусь в Калининской области, в нескольких километрах от гор Великих лук, на передней линии фронта еще не бывал. Не знаю когда будем. Мне уже эта 2-3 линия фронта надоела, постоянное рытье окопов и тактика, питание неважное, махоркой снабжают, а на счет бумаги и спичек нет. Хотя бы письмо написали на тонкой курительной бумаге и в конверте послали.

Здесь местность жаркая, веселая, только ограбленная немцами. Ничего нельзя достать. До этих дней здесь стояла дурная холодная погода. Но теперь уже второй день жарища. Ну пока, всего хорошего, целую ребят, передай всем привет. Саня, береги свое здоровье, а на счет своего тоже постараюсь остаться жив-здоров.

ИЗВЕЩЕНИЕ О ГИБЕЛИ

БРАТСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В

Д. ПОЛДИБИНО

ПАМЯЬНЫЙ ЗНАК РАБОТНИКАМ ЛДК ВОЕВАВШИМ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ