Пять-шесть столетий назад в белорусских домах было всего одно небольшое окно и располагалось оно напротив печи, слева от входа. Позже рядом с «красным углом» появилось второе окно. Поскольку о рамах и стеклах в те времена речи не шло, окна были волоковыми: летом они задвигались дощечкой, а в период сильных морозов завешивались соломенными матами. Количество окон росло по мере увеличения жилой площади. В послевоенные годы их число увеличилось до 5-8.
Окна в домах белорусов в старину не имели наличников, зато наши хозяева создавали «подтес», его обязательно белили. Цвет применяли не ради эстетики, считалось, что белила отпугивают нечистую силу. Первый цвет белорусских окон — белый и древесно-серебристый. Начиная с XVII века окна и фронтоны стали покрывать охрой и другими минеральными красками. Появился голубой, бурый и бордовый окрас.
Наши предки часто украшали окна резьбой (наличники, ставни). Историки считают, что это наследие мастеров средневековой Западной Европы. Во времена ВКЛ белорусские ремесленники знакомились с западными техниками и применяли их при строительстве деревянных домов. Резьба была сложной и многослойной, что делало постройки эффектными.
Интересно, что рисунки на ставнях не были случайными. Как и в случае с белым цветом, присутствовал символизм и магия. На деревянных ставнях часто вырезали или рисовали ромб, он считался символом плодородия и изобилия, цветок с тремя лепестками ассоциировался с жизнью, а пара птиц охраняла семейное счастье обитателей дома. Окна становились и воротами, через которые в жилье заходило добро, и преградой для нечистой силы.
В XIV веке в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками.
Красное окно (также косящатое окно) — большое окно с рамой (косяками) с застеклённым переплётом. Красные окна по сравнению с волоковыми — больше по размеру (обычно не менее трёх брёвен в высоту), параднее, дороже. Название «красное» окно получило не только из-за того, что обычно эти окна были украшены деревянной резьбой, но также и потому, что через такие окна в дом проникало много света.
Тем не менее, в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.
Окно, оконце происходило от слово око (глаз). Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) — такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна — подъёмные и отворные, волоковые окна — отворные и задвижные. Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.
Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.
Также окна были расположены достаточно высоко над землёй. Это помогало сохранять тепло в доме, сугробы не достигали уровня окна, а также это служило защитой от диких животных.
Поначалу никаких окон у русской курной избы не было. Для проветривания оставляли волоковые задвижки — вроде тех, что делают в банях между парной и залом.
Волоковыми такие дверцы называют за то, что отодвигаются волоком — сдвигаются в сторону или вверх-вниз. Окошки были шириной менее бревна — вероятно наши предки попросту не успели еще придумать, как скреплять бревна в местах вырубки оконных проёмов.
Позже появились красные (то есть «красивые») окна. Их ещё называли косящатыми — это потому, что проемы были скошенными. С внешней стороны сруба проем был шире, чем с внутренней. Стёкол и створок в таких окнах не было, их закрывали специальными деревянными щитками — позже они станут ставнями.
Кстати, стёкол в избах не было до времен Петра Первого. Сначала окна закрывали просто ставнями, потом стали использовать бычий пузырь, а позже — слюду. Последняя, впрочем, стоила слишком дорого для крестьян и была доступна лишь зажиточным домовладельцам.
Вплоть до петровской эпохи не практиковали и наличники — колоды дверей и окон были открытыми, а резьбу наносили на сами рамы. Досок не использовали — брали бревно и стесывали с него всё лишнее по месту.