Восточная Европа в доисторический период.
Появление человека в Восточной Европе произошло в эпоху позднего палеолита — древнего каменного века (около 40 тыс. лет назад). Суровые природные условия сделали это возможным лишь тогда, когда древние люди овладели огнем и научились строить укрытия. Ареал расселения первобытных людей достаточно широк: позднепалеолитические стоянки найдены на Северо-Западном Кавказе и на Русской равнине — от Северного Приазовья до бассейна Десны. Самая северная из ныне известных стоянок обнаружена на среднем течении Печоры.
Границы расселения первобытного человека напрямую зависели от климатических условий. Похолодание заставляло отступать к югу. потепление — двигаться следом за животными, мигрирующими на север. Это постоянное «столкновение» с природой выступало своеобразным двигателем развития человеческих сообществ — выживание было сопряжено не с биологическим, а с социальными факторами: совершенствованием орудий труда, способами и приемами охоты, собирательства. Первобытный человек постепенно переходил от характерной для позднего палеолита загонной охоты на крупных животных к охоте небольшими группами с помощью лука. Эти изменения произошли в эпоху мезолита — среднего каменного века (11—8 тыс. лет назад). Именно тогда в результате совершенствования приемов обработки камня (шлифование, сверление, пиление) появились микролиты (каменные орудия в виде миниатюрных каменных пластин), открывавшие возможности для специализации орудий труда. Широко используется дерево, кость, получают развитие составные орудия — гарпуны, наконечники стрел и копий, кинжалы, ножи и т. д. Основой жизни по-прежнему остается охота. Однако раскопки мезолитических поселений, разбросанных по территории Белоруссии, Прибалтики, северо-востока Русской равнины, свидетельствуют также о возрастании роли рыболовства и собирательства.
Переход от мезолита к неолиту — новому каменному веку — историки называют неолитической революцией. Суть ее — переход от присваивающего хозяйства к производящему. Переход был вызван очередным похолоданием (наступление так называемого малого ледникового периода), которое привело к сокращению лиственных лесов и исчезновению крупных травоядных животных. Новые вызовы — сокращение пищевых ресурсов — способствовали дальнейшему развитию техники обработки камня, появлению специализированных орудий труда, керамики.
Первым шагом в становлении производящего хозяйства стал переход от собирательства к земледелию. Производящее хозяйство приводит к коренному изменению уклада жизни племен, обитающих в Восточной Европе. Следующий шаг — разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Как и везде, последствия этого разделения были колоссальными. Ускорилось расселение племен, освоение ими новых пространств. Одновременно началось языковое и культурное обособление, распад индоевропейской общности.
Появление железных орудий труда.
Около 5 тыс. лет назад население Восточной Европы познакомилось с металлическими орудиями. Однако медные, а затем бронзовые орудия из-за своих физических свойств не могли вытеснить каменные и костяные орудия труда. Ситуация изменилась с началом освоения железа. Первые железные орудия появились в Восточной Европе около VIII в. до н. э. Их применение вызвало рост производительности труда и открыло возможности для накопления излишков. Хозяйственный рост способствовал появлению людей, непосредственно не занятых в производстве, но выполнявших важные социальные функции, необходимые обществу. В первую очередь ими стали жрецы и военные предводители, для которых их род занятий превращался в постоянную «профессию». Общество усложнялось, утрачивало прежнюю однородность.
Восточные славяне в древности.
Будучи одной из ветвей индоевропейской языковой группы, славяне выделились из массива индоевропейских народов достаточно поздно. Схематично процесс славянского этногенеза представляется следующим образом. В первые столетия II тысячелетия до н. э. от носителей индоевропейских языков отделились племена, говорившие на балтославянских диалектах. Долгое время культура и язык этих племен оставались настолько близки, что исследователи говорят о единой балтославянской общности.
Где же обитали эти племена? Опираясь на археологические находки, письменные свидетельства, данные исторической лингвистики, исследователи включают в эту территорию южное побережье Балтики, часть Центральной (западная граница обитания проходила по Висле и Днестру) и Восточной Европы (на востоке граница расселения доходила до Оки и верховьев Западной Двины, на юге — до Верхнего и Среднего Поднепровья). Сложности в более точном определении территории, которую можно было бы отнести к прародине славянских народов, объяснимы. Археологические находки в этническом отношении «немы» — их чрезвычайно сложно соотнести с тем или иным этносом. Тем не менее Зарубинецкую и Черняховскую культуры Среднего Поднепровья (конец Ϊ тысячелетия до н. э. — IV в. н. э.) уже называют славянской. Еще увереннее с «праславянами» историки связывают Пеньковскую, Пражскую культуры, культуру Длинных курганов. Существование этих археологических культур во времени совпадает с процессом распада балтославянской общности. Считается, что к середине I тысячелетия н. э. он уже завершился. Выделение славян означало, что племена осознали себя как самостоятельный, отличный от соседей народ, со своей материальной и духовной культурой и традициями, языком, специфическими формами социального устройства и хозяйствования.
Могучие миграционные процессы Великого переселения народов не обошли и славян. В VI—VIII вв. расселение славянских племен происходило по трем основным направлениям и завершилось образованием трех ветвей славянства — южных (предки болгар, македонцев, словенцев, сербов, хорватов), западных (предки словаков, чехов, поляков) и восточных (предки русских, украинцев, белорусов) славян.
Знание о времени, обстоятельствах, условиях появления славянских племен на исторической сцене имеет немаловажное значение. Ведь в совокупности все эти факторы оказали большое влияние на их историческое будущее, во многом предопределив и магистральный путь, и особенности развития. Так, восточнославянские племена, расселившись на открытых просторах Восточно-Европейской равнины, столкнулись с необходимостью защиты от вторжений кочевников. Противостояние земледельцев и кочевников-скотоводов стало неотъемлемой частью средневековой истории, побуждая славян концентрировать власть в руках правителей, призванных обеспечить безопасность. Не менее трудными оказались проблемы коммуникаций, преодоления необъятных территорий, затрудняющих хозяйственное и политическое развитие.
Новая среда обитания и хозяйствования поставила земледельцев в жесткие рамки борьбы за выживание. Земледельческий год в средней полосе Восточно-Европейской равнины продолжался около 140—150 дней. За столь короткий период земледельцы должны были выполнить огромный объем работ. Дефицит времени «восполнялся» не только невероятным физическим напряжением, но и применением коллективных форм организации труда. Иначе говоря, вызовы, продиктованные временем, природой и окружением, заставляли восточнославянские племена искать оптимальные модели хозяйствования и общественного устройства. Последним стала община, необычайная прочность которой объясняется тем, что она оказалась своеобразным компенсационным механизмом, обеспечивавшим коллективное выживание восточнославянского этноса.
Восточные славяне относятся к тем народам, которые создавали свои общественные структуры, а позднее политические и правовые институты на собственной основе, без прямого восприятия, осмысления и использования достижений более ранних цивилизаций. Такой путь называется бессинтезным, в противоположность синтезу, который испытали варварские племена, оказавшиеся в зоне влияния западноримской цивилизации. Правда, еще в VII в. до н. э. в результате так называемой Великой греческой колонизации в Северном Причерноморье появились греческие города-государства Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др. Однако они не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии. Лишь много позднее, с принятием христианства, восточные славяне познакомились с греко-византийской культурой.
К важным особенностям исторического развития восточнославянской общности следует также отнести доминирование свободных крестьян-общинников и обычного права; позднее возникновение понятия земельной собственности; немногочисленность — из-за ограниченного совокупного продукта — элиты, продолжительное время существовавшей за счет дани.
Восточные славяне принадлежали к земледельческим племенам. Осваивая территорию Восточной Европы, они создали единую и взаимодополняемую систему хозяйства.
Известны две системы земледелия, продиктованные природно-климатическими условиями, — подсечно-огневое и пашенное земледелие. Славяне обитали в зоне смешанных лесов, поэтому подсека получила у них широкое распространение.
Земледелие было тесно связано со скотоводством; неотъемлемой частью хозяйства оставались рыболовство, охота, огородничество, промыслы, в первую очередь лесные, и солеварение.
Характер природопользования задавал вектор экстенсивного развития: почва истощалась быстро, и при обилии земли оказывалось целесообразнее перейти на новый участок. Представление о Руси как о стране, которая в продолжение долгой истории колонизуется, имело под собой историческую основу. Но толкала восточных славян к земледельческой колонизации не страсть к путешествиям, а жесткая хозяйственная необходимость.
Тысячелетиями славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины. Существовал институт кровной мести, защищавший род от любых посягательств чужеродцев. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель. Родовой строй, основанный на кровном родстве, был естественной формой социальной организации восточных славян в древности. Он обеспечивал относительную стабильность, давал возможность сообща вести хозяйство.
К
ак известно, суровые природно-географические условия обусловили крайне медленное накопление прибавочного продукта у всех народов Восточной Европы. Видимые перемены произошли с появлением железных орудий труда. Хозяйственные сдвиги, усложнение всей системы общественных связей потребовали поиска новых, более эффективных форм существования и развития восточнославянского этноса, поскольку кровнородственные связи уже не могли служить прочной основой общества. В VII—VIII вв. на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община.
Межплеменная консолидация и образование союзов.
Происходящие перемены привели к появлению крупных племенных союзов. Призванные защищать территорию или организовывать военные походы, эти союзы, по сути, уже решали задачи политические, несвойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: подобная форма объединения способствовала возвышению отдельных племен и их вождей. Вокруг вождей сплачивались их боевые соратники — воины, составляющие дружину. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжении. По-прежнему важным властным инструментом оставалось вече, на которое собирались представители племен.
Ранние русские летописи называют несколько крупных союзов восточных славян. Поляне жили на Днепре возле Киева. Их соседями были древляне (в Полесье). На берегах озера Ильмень жили словене. Дреговичи обитали между Припятью и Западной Двиной. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги жили кривичи. Селения полочан раскинулись на берегах рек Полоты и Западной Двины. В бассейнах рек Десны и Сейма обитали северяне. Радимичи расположились в бассейне реки Сож, вятичи — Оки и ее притоков. Дулебы обитали на Буге, уличи и тиверцы — на Днестре.
Союзы племен — свидетельство того, что славянский социум к концу I тысячелетия стоял на пороге образования государства. Историки выделяют несколько центров, где эти процессы приняли наиболее интенсивный характер. На юге это были земли полян. Первыми местными князьями летопись назвала трех братьев — Кии, Щек и Хорив. Согласно легенде, город, который они построили на берегу Днепра, был назван по имени старшего — Киевом.
Существует предположение, что Кий, Щек и Хорив были выходцами из местных племен. Возможна и их принадлежность к хазарам.
На севере, вокруг озера Ильмень, сложилось другое образование. Примечательно, что в него входили не только славянские племена ильменских словен, а также чуди, мери и веси, говорившие на финно-угорских языках. Именно с этим союзом историческая традиция связывает появление княжеской династии, правившей в Древнерусском государстве.
Надо признать, что о первых предгосударственных объединениях восточных славян нам известно очень мало. Причина — не только в отсутствии источников. Первые правители не обеспечили преемственности, не сумели создать династии. Они канули в реку забвения, оставив в народной памяти в лучшем случае лишь свои мифические имена.
Восточным славянам приходилось общаться с разными народами. Соседями славян оказались финно-угорские племена (весь, меря, чудь, мурома, мордва), поселившиеся на Русской равнине еще до появления славян. На западе славяне граничили с балтскими племенами.
Соседями восточных славян были и народы, уже имевшие свои государственные образования. Самым опасным соседом был Хазарский каганат, образовавшийся в прикаспийских степях в VII в. Правителю (кагану) хазар удалось собрать под своей властью племена хазар, булгар, аланов. Стремясь упрочить свое положение, хазарская знать приняла иудаизм. Верхушка каганата выстраивала свое благополучие на транзитной торговле и дани, взимаемой с окрестных народов. В VIII в. среди данников числились поляне, северяне, вятичи.
В начале IX в. тюркоязычные булгарские племена заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного финно-угорского населения. Первоначально основным занятием булгар было скотоводство. Но скоро на новых землях получили распространение земледелие и ремесло. Пытаясь обрести независимость от хазар, булгары обратились за помощью к их злейшему врагу — Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием мусульманства. Как самостоятельное государство Волжская Булгария начинает упоминаться в источниках только после падения каганата, с конца X в. Взаимоотношения славянских племен, а позднее древнерусских князей с Волжской Булгарией складывались достаточно напряженно — торговые и дипломатические связи прерывались походами друг на друга.
Язычество и языческие представления. До принятия христианства восточные славяне были язычниками. Как известно, язычество, будучи системой религиозных представлений, одушевляло и обожествляло природу. Весь окружающий мир славяне заселили разнообразными сверхъестественными существами. При этом о богах, составлявших так называемую высшую мифологию (верховные божества, олицетворяющие важнейшие природные силы) славян, известно не очень много. В связи с этим немалые трудности вызывает реставрация славянского пантеона. Важное место в нем занимал, по-видимому, Перун — бог грома и молнии, покровитель князя и его дружины. Богиней плодородия считалась Мокошь, единственное известное женское божество славян. Поклонялись язычники также Хорсу — солнечному божеству, «позаимствованному» у иранцев. Бесспорный славянский бог Волос — «скотий бог», бог богатства. Близкие «функции» возлагались на Даждь-бога, распределявшего благо. Существовали и другие «главные» боги, хотя само это понятие достаточно условно: у каждого племени были свои, особо почитаемые божества.
Некоторые исследователи считают, что куда более заметную роль в повседневной жизни славян играла низшая мифология, населявшая все окружавшее пространство мифическими существами. То были домовые, лешие, кикиморы, водяные и т. п., которые могли оборачиваться то злой, то доброй силой, — ее следовало задобрить, привлечь на свою сторону или, напротив, отгородиться, прогнать. Этому служила первобытная магия. Широкое распространение получил у славян культ предков. К предкам обращались с призывами о помощи и заступничестве. Центром племенного культа служили святилища и капища, где перед идолами совершались обряды и жертвоприношения. Культ отправляли волхвы и кудесники.
Торговля Древней Руси. Через земли славян — по Днепру, Волге и их притокам — пролегали важные торговые пути, которые как магнит притягивали купцов-посредников. Особенную активность проявляли варяги — умелые воины, мореходы, купцы, а иногда и... грабители одновременно. Контроль за торговыми путями сулил немалую прибыль. По рекам Северо-Восточной равнины плыли торговые караваны, которые связывали Северную и Центральную Европу со странами Арабского Востока и Византией. Наиболее важным был знаменитый путь «из варяг в греки».
Славянские и финно-угорские племена также были заинтересованы в торговле. В обмен на свои товары — меха, моржовую кость, воск, мед — они получали оружие, изделия из стекла, ткани, украшения, пряности и т. д. Большую роль играла и работорговля.
1. Как природно-климатические условия повлияли на историю народов, населяющих территорию Древней Руси?
2. Что значит бессинтезный путь возникновения цивилизации? Какие, по вашему мнению, особенности развития он предопределил в нашей истории?
3. Расскажите об истории славянского этногенеза.
4
. Как складывались отношения восточных славян с соседями?
5. Что характерно для религиозных представлений восточных славян?