Прикоснись к подвигу сердцем

МИХАЙЛОВ ВИКТОР ДАНИЛОВИЧ

Труженик тыла, житель агрогородка Родня Виктор Данилович Михайлов родился в Сибири, в одной из маленьких деревушек Дзержинского района Красноярского края. Там 13-летним он и встретил начало войны. Взрослых и более старших ребят забрали на фронт, для нужд которого передавались также и сельхозтехника, и лошади. К концу 1941 года число трудоспособных в колхозах страны сократилось на 44 процента, почти три четвертых автомобильного парка колхозов, совхозов и МТС тыловых районов было передано армии. В связи с войной сократилось снабжение колхозов запчастями к тракторам и другой сельскохозяйственной технике. Ремонтировали ее своими силами. Собирали старые запчасти, восстанавливали собранные детали и ставили их на технику. Наладили строгий учет за сохранением и бережным расходованием горюче-смазочных материалов. Вся нагрузка в колхозах ложилась на плечи детей, женщин, стариков. Виктор, как и многие его сверстники, пошел работать в родной колхоз, где бригадиром был его отец-инвалид, прошедший всю гражданскую войну. Старшую сестру Екатерину, окончившую Киевское училище связи, забрали на фронт, еще одна сестра, Нина, работала на железной дороге в Канске.

— Приходилось нелегко. Работали с утра до ночи, выходных, как таковых, не было, — вспоминает Виктор Данилович, — в основном, перевозили зерно: летом — на телегах, зимой — на санях. Дорог хороших не было. Машины к нам не ходили. Но хлеб сдавать надо было: война же идет. Ежедневные рейсы с гружеными подводами приходилось совершать на многие десятки километров. У нас ведь в Сибири деревня от деревни на расстоянии минимум 60 км находилась. А до райцентра нашего — 120 км. Ездили сдавать зерно обычно по несколько человек: за каждым были закреплены по три лошади. Во время поездок еще надо было и скот напоить-накормить. Овса не было, кормили сеном, соломой.

Дисциплина была строгой, если хозяйка просыпала и поздно топила печь, то не церемонились. Печь дотопить не давали: в дом приходил председатель или бригадир и заливал холодной водой печку. Все быстро просыпались. Еды не хватало. Чтобы прокормиться, многие собирали на полях мерзлую картошку, ели лебеду. Так и выжили.

Особенно тяжело приходилось во время уборочных и посевных. Все работали на износ. Как писал поэт: «Хлеб войны был с лебедой, пополам с большой бедой, жизнь — была ему цена… Помнит эти дни страна. Хлеб сражался за народ, хлеб в тылу спасал сирот, среди стали и свинца грел ладони и сердца». В одну из военных уборочных кампаний Виктор за хорошую работу получил краевую премию: отрез на рубашку, полотенце и несколько кусков мыла. В этот год на конной жатке парень убрал зерновые на площади 120 гектаров.

Радио в селе не было. Поэтому вести с фронта доходили до сельчан, в основном, из газет, которые читали все вместе. Особенно радостно было читать о наступлениях и победах советских войск. Фронту помогали все: кто парой обуви, кто одеждой, продуктами. В конце 1940-х Виктору, проходившему службу в армии, пришлось столкнуться и воевать с бандеровцами, а уже в начале 60-х он переехал в Беларусь, на климовичскую землю, женившись на роднянской девушке Клавдии. Начинался новый этап его биографии.

День Победы для Виктора Даниловича — это главный праздник, так как наступил долгожданный мир, люди почувствовали свободу, уверенность в себе. Ведь они победили сильного и жестокого врага. И об этом надо помнить.


Библиография:

Ковалев, И., Эверс, Д. Работа без выходных / Игорь Ковалев, Дарья Эверс // Родная ніва. — 2015. — 23 красавіка. — С. 3.