§1. Природа философского знания

Под философией обычно понимается наше наиболее общее представление о природе мира и о месте и назначении человечества в нём — наше мировоззрение.. Но если мы признали, что философия является мировоззрением, то отсюда возникает задача систематической и детальной разработки этого мировоззрения, задача превращения его в хорошо формулированную и последовательную теорию и превращения безотчётно разделяемых народных верований и взглядов в более или менее систематические учения. Эту задачу и выполняют философы.Мо́рис Ко́рнфорт

Самое простое из чего, пожалуй, можно начать это расшифровка самого слова "философия", которое, как известно, имеет древнегреческое происхождение и буквально переводится как "любовь к мудрости". Понятно, что если брать этот перевод за определение, то мы ни к чему не придем, поскольку во-первых под мудростью часто понимают разные вещи и во-вторых любовь еще вовсе не означает положительного действия, ибо любить мудрость не значит производить ее.

Можно было бы ухватится за исследование текстов относимых к философии в попытке найти в них некий общий знаменатель, однако и здесь возникает трудность связанная со спорами относительно того, что, собственно, считать философским текстом, а также бесконечным многообразием самих этих текстов, которые взаимно отрицают друг друга.

Неразбериха связанная с туманностью определения философии усложняет поиск единого значения, поэтому мы поступим также, как обычно поступают многие из тех, кого относят к философам, а именно дадим собственное объяснение философии, которое и будет использоваться в данной работе. Не столь важно чтобы все были согласны с данным здесь пониманием, главное чтобы читатель осознавал, что подразумевается под философией конкретно здесь, чтобы избежать двусмысленностей и неясностей.

Из эпиграфа понятно, что под философией здесь будет пониматься ничто иное как систематическое мировоззрение, поэтому нам остается лишь детально разобрать в чем его суть.

1. Роль и значение мировоззрения

1.1 Классификация типов мировоззрения

Существуют различные классификации мировоззрения, наиболее распространенная из которых делит его на: мифологическое, религиозное и философское. Под мифологическим мировоззрением понимается некое образное восприятие мира, религиозным - сверхъестественное, а под философским логическое, при чем иногда даже говорят, что их нельзя противопоставлять, поскольку всякое мировоззрение суть лишь один из многих возможных взглядов на природу вещей. Данную классификацию следует отвергнуть, поскольку она как минимум ошибочно интерпретирует понятия: миф часто воспринимался не образно, а как раз таки буквально, тогда как религия может иметь черты логического подхода (например, теология).

Не будем мы также делить мировоззрение на научное и ненаучное, поскольку наука даёт лишь факты, которым можно находить объяснения с разных мировоззренческих позиций (так, например, теория Большего Взрыва (Big Bang theory) часто интерпретируется религиозными людьми как начало сотворения).

Что реально отличает формы мировоззрения друг от друга, так это наличие либо отсутствие систематического подхода, который предполагает рациональную оценку и последовательное обобщение мыслей. Таким образом мировоззрение можно классифицировать как философское (системное) и стихийное (бессистемное).

1.2 Стихийное и философское мировоззрение

Далеко не всех людей волнуют мировоззренческие вопросы, однако из этого вовсе не следует, что существуют люди не обладающие мировоззрением - человеку как сознательному существу вообще свойственно осмыслять факты реальности, а также интерпретировать их согласно своим общим представлениям. Нам поэтому бывает крайне трудно переспорить своего собеседника если он в чем-то уверен - логика и доказательства оказываются бессильными перед стойкостью убеждений.

Все дело в том, что человек в принципе неспособен к независимой и не предвзятой оценке фактов, поскольку все мы обладаем определенным ощущением мира, которое влияет на все что мы осмысляем. Иными словами каждый человек находится в некой системе координат относительно которой воспринимает всякий факт как одну из точек своей системы. Факты, конечно, могут влиять на мировоззрение, если наберется критическая масса таковых, что никак не встраиваются в нашу парадигму, но до этого момента именно текущее мировоззрение является определяющим.

Если человек не считает необходимым основательно заниматься собственным мировоззрением, то есть со всей серьезностью подходить к вопросам общего понимания мира и своей роли в нем, то его общие представления, которые влияют на интерпретацию фактов будут стихийными - сформированными внешним образом и без его участия.

Таковы на данный момент большинство людей, независимо от того к какой религиозной группе они принадлежат, являются ли атеистами, агностиками и так далее. Этот тезис может показаться спорным, тем не менее четкая позиция еще не избавляет от некритического восприятия определенных идеи: человек, например, может родится в семье исповедующей определенную конфессию либо пребывать в обществе неверующих и тогда определенные установки будут в его мировоззрении по умолчанию.

Только системный подход к данному вопросу отличает философское мировоззрение от стихийного. Это означает, что недостаточно быть просто критичным - критикуя мы просто анализируем вписывается ли определенное утверждение в нашу систему координат, но необходимо быть последовательным в своей критике, что значит уметь разбирать само основание наших взглядов с целью проверки на взаимную согласованность их элементов.

2. Метод философского исследования

Философствовать значит размышлять, однако не всякое размышление суть философия, а только размышление связанное с системным подходом к вопросам мировоззрения.

Размышление вообще есть развернутым мышлением, то есть мышлением сосредоточенным на самом себе, самокритичным мышлением, которое оценивает достоверность собственных мыслей. Философское размышление есть поэтому формой размышления, в которой мы систематически подходим к критической оценке наших общих представлений.

Мы уже говорили зачем нужна философия и как на нас влияет мировоззрение, однако следует обратить внимание на методологический аспект, поскольку у многих возникает соображение, согласно которому философия в общем есть лишь неким пустословием, тогда как мы везде можем использовать научный метод. Это воззрение основано на убежденности в том, что существует некий универсальный метод, который применяется во всякой науке, однако на самом деле такого метода не существует и каждая наука имеет свои критерии оценки фактов.

Верно, что существуют более менее общие требования к эмпирическому эксперименту и добыче фактов, но эти требования, тем не менее, не охватывают всей науки (особенно, это касается рациональных наук вроде математики). Кроме того не зря же существуют такие дисциплины как методология и философия науки, которые занимаются как раз решением различных проблем связанных с общими вопросами научного подхода.

Философские метод заключен в простом размышлении - ничего большего о нем сказать нельзя, поскольку его суть заключается в отрицании всякого неприкосновенного знания (постулатов, догм, аксиом и т.д.), всяких конечных оснований, то есть под сомнение может быть поставлено абсолютно все и, следовательно, ничто конкретное не может называться философским методом как таковым. В отличии от науки, всегда имеющей некие неприкосновенные основания и четко оформленный метод, философия есть простой дерзостью мысли, которая смеет усомнится в самих истоках знания, не боясь при этом разрушить целую систему мировоззрения.

В процессе философского исследования мы, разумеется, так или иначе приходим к определенным идеям и методам, которые позже признаем верными и, следовательно, в некоторой степени неприкосновенными (в некоторой степени, поскольку всегда готовы спорить о них, то есть они не становятся догмами, которые нет нужды доказывать), однако сам философский поиск связан именно с тем, чтобы хотя бы на время отказаться от неприкосновенного знания и конкретного метода познания с целью углубления в чистое размышление. В конечном итоге всякая наука проистекает из философии: из простого удивления, любознательности, раздумий рождаются знания и более эффективные методы исследования.