Королева роз, 1948-49.
Женщина с цветами, 1948.
Фигура женственная одухотворенная.
Лучо Фонтана, известный своими порезанными холстами, также был выдающимся скульптором, работающим с глиной. Его керамические работы часто отражают идеи модернизма, пространственных концепций и инсталляций.
Космическая среда черного света, 1949. Абстрактный объект, окрашенный фосфоресцирующей краской и освещенный неоновым светом.
Космическая среда черного света на обложке журнала Domus, 1949.
Художник излагал идею о синтезе архитектуры, скульптуры и живописи с целью создания нового направления искусства, а также соединения искусства и науки с целью отказа от иллюзии традиционной живописи и соответствия веку машин и новых технологий.
Структура с неоновыми элементами. 1950.
Неоновая структура. 1951. Объект (неоновый светильник), созданный для интерьера вместо "декоративного потолка".
Телевизионная заставка, 1952. Пространственная концепция, используемая для показа по ТВ для создания «светящихся изображений» в движении.
«Моим открытием была дыра, и всё. Я счастлив сойти в могилу после такого открытия».
«Фонтана! Хватит делать разрезы»: подписал Лучо Фонтана на обороте одной из своих картин. Если бы мы могли заглянуть на оборотную сторону некоторых его картин, мы бы улыбнулись, глядя на такие тексты, как этот, или на многочисленные предложения, адресованные итальянским политикам, или, также, на анаграммы, посвященные прекрасному заду Софи Лорен.
Лучио Фонтана родился в 1899 году в Аргентине в семье аргентинской актрисы и итальянского скульптора. В Италии изучал архитектуру, физику, инженерию, математику и искусство, получив диплом мастера–строителя, работал в мастерской отца, которая специализировалась на скульптурах для надгробий. Однако, вдохновленный творчеством футуристов, начал выставлять свои художественные скульптуры на биеннале, салонах и групповых выставках. В начале 1930–х гг. начал экспериментировать с абстрактными формами, чем заслужил репутацию «абстрактного керамиста». Скульптуры Фонтана пользовались большой популярностью, особенно фигурки наземных и морских животных. Изучал керамическое производство в Севре. Подружился с художником Миро, который также занимался керамикой. В разное время Фонтана преподавал в художественных школах, составил собственный манифест искусства.
Для Фонтаны скульптурная форма — это состояние света и пространства, масса, заряженная энергией, произведение нового вида искусства, объединяющего цвет, звук, пространство, движение и время (спациализм — от итал. spazio — пространство). В его работах используются традиционные керамические техники и темы, показаны пейзажи, религиозные сцены, изображения животного и растительного мира.
Арлекино, 1950-55 гг.
Балерина , 1952.
Без названия, 1955.
Воин, 1948.
Женский бюст, 1950-55.
Голова лошади, 1960-61.
Кони солнца , 1947-50 гг.
Голова Медузы, 1947-50.
Ракушкии, 1938.
Лошадь, 1935-36 гг.
Олень, 1938.
Лошадь, 1935-36 гг.
Без названия , 1950.
«Иногда у меня возникает чувство, что я придумал или сделал что-то, выходящее за рамки разумного, что-то безумное или сумасшедшее...»
Пространственная концепция, 1961.
Конец Бога.
1960–63.
Каминная вытяжка, 1949.
Камин, 1948.
Раковина.
Ножка стола, 1949.
Подсвечник , 1953.
Ножка стола, 1952.
Пирамиды, 1967.
Метеорит, обнаруженный в Сомали, вдохновил Фонтана на серию под названием «Природа». Пространственная концепция, Природа 1959–1960.
Сфероподобные скульптуры с зияющими отверстиями в центре — «указывают на беспокойство современного человека. Тонкие следы... это прогулка человека в пространстве, его смятение и страх потеряться; косая черта... это внезапный крик боли, последний жест тревоги, которая уже стала невыносимой».
«Летящая бабочка стимулирует мое воображение. Освобождаясь от рассуждений, я теряюсь во времени и начинаю проделывать дыры».
«Теперь в космосе больше нет никаких измерений... Чувство измерения и времени больше не существует... и поэтому здесь пустота, человек сведен к ничто... И мое искусство также полностью основано на этой чистоте, на этой философии ничто, которая не является разрушительным ничто, а созидательным ничто...».
После разрушений, вызванных двумя мировыми войнами, Фонтана задал себе вопрос: «Что я теперь могу нарисовать?» Он почувствовал необходимость начать все заново, с самого начала.
Студия Лучо Фонтаны, 1962.
Пространственная концепция, Черная скульптура.
Портрет Терезиты. Мозаика, 1940. Мозаика.
Голова Медузы. Мозаика, 1948–1954.
Фонтана был одним из покупателей произведений Кляйна, что ознаменовало начало их дружбы, которая принесла пользу обоим художникам в личном и профессиональном плане. Фонтана был одним из первых поклонников и сторонников творчества Кляйна, в то время как Кляйн помог Фонтане познакомиться с современной художественной сценой, пригласив Фонтану посетить его в Париже.
Два замечательных художника — Кляйн и Фонтана — были друзьями. Кляйн и Фонтана разделяли стремление к минимализму и фундаментальной трансформации искусства. Для Кляйна это выражалось в использовании цвета, особенно его знаменитого International Klein Blue (IKB), который он воспринимал как воплощение бесконечности и духовного измерения. Для Фонтаны ключевым символом был знак — его знаменитые «разрезы» и перфорации, которые открывали искусство новым измерениям пространства. Оба художника стремились выйти за рамки традиционного восприятия живописи, переосмысливая её основу.
«Мы живем в механическую эпоху. Раскрашенные холсты и стоящие гипсовые фигуры больше не имеют смысла существовать. Необходимо изменение как сущности, так и формы. Необходимо вытеснение живописи, скульптуры, поэзии и музыки. Необходимо искусство, которое находится в большей гармонии с потребностями нового духа».