Авангард на заборе 1988

(дипломная работа аспирантов факультета журналистики западноберлинского государственного университета)

После уничтожения выставки, на второй день, сотрудники КГБ выстроились в шеренгу, не давая участникам возобновить акцию. Сергей Пузанов облил сотрудников КГБ фломастерными чернилами. Те стали гоняться за ним по стройке вокруг Казанского собора и тоже обливать чернилами. Затем, поймали и вылили ему на голову трехлитровую банку нитрокраски. Сергей вырвался, побежал и спрыгнул с правой колоннады в кучу песка и камней, воткнулся в неё головой, по плечи и задрыгал ногами.

Сотрудники КГБ вытащили его из кучи за ноги и на руках отнесли в милицейский уазик. К окну которого он прижался щекой. Это были последние кадры фильма "Авангард на заборе 1988", который снималАндрей Ханов.

Первоначально фильм снимали Анна и Урсула, аспирантки факультета журналистики западноберлинского государственного университета, приехавшие в Ленинград для съемок дипломной работы о художниках в СССР.

Они засняли момент уничтожения выставки. В толпу въехал грузовик-самосвал и протаранил забор. Толпа зрителей отшатнулась от забора с картинами. Наступила тишина. Ян Сер закричал "спасите хоть что-нибудь". Из толпы стали выбегать люди, хватать с забора неповрежденные картины Яна. Седом за за ними шли рабочие в промасленных спецовках, рвали и забрасывали картины к кузов грузовика, вместе с останками забора. Сотрудники КГБ, в белых рубашках оцепили место выставки.


Испугавшись КГБ Анна и Урсула отдали камеру самим художникам. На второй день съемки продолжились. Сотрудники КГБ заметили это и потребовали отдать им кассету. После бегства на водном такси по каналу Грибоедова, съемочной группе удалось оторваться от погони КГБ и закопать фильм в песке на пляже возле Петропавловской крепости. Вечером того же дня фильм официально передали в Консульство ФРГ.

На третий "мистический" день акции из участников остался только Андрей Ханов, майор КГБ попытался провести c ним воспитательную беседу, но художник указал ему на старую могильную плиту, которая лежала на стройке. На ней было выбито "Ханов". Майор уставился на эту надпись и простоял так до вечера.

А за ним из окон, находившегося по близости здания наблюдали научные сотрудники государственного музея истории религии и атеизма. Они восприняли происходящее, как неизвестную им новую религиозную практику и через пять пригласили участников акции "Авангард на заборе" сделать совместную выставку, сопоставив современные работы и религиозную живопись всех времен и народов из коллекции музея.