Саентология имеет свою собственную систему обучения, которая, как и всё на свете, имеет свои плюсы и минусы. Саентологическое обучение проходит в классе, в котором ученики изучают печатные материалы курсов, которые они проходят. В комплект материалов каждого курса входят «Курсовой буклет», «Контрольный лист», «Комплект лекций». Кроме печатных материалов, каждый студент должен иметь собственный орфографический словарь, словарь саентологических терминов, демонабор и набор для пластилиновых демонстраций. За процессом обучения следит обученный человек, которого в Саентологии называют супервайзером. Супервайзер не является учителем и не обучает студентов; он разрешает трудности, возникшие у студентов в процессе обучения, и принимает задания, написанные в контрольном листе. Каждая отдельная тема в контрольном листе имеет цикл изучения материала, цикл проверки и цикл тренировки.
По моему мнению, привнесение технологий в процесс обучения является значительным прогрессом цивилизационного развития человека. В обычной школе ученика могут вызвать к доске, а могут и не вызвать; он может пропустить какую-то тему, потерять понимание дальнейшего материала, и это может остаться незамеченным, без оказания помощи. Применение технологии обучения гарантирует понимание предмета, к которому она применяется.
Технология обучения предполагает выборочную проверку понимания слов и проверку понимания всех принципов и концепций. Поначалу это очень жёстко, но по факту очень эффективно. Это очень забавно, но люди не понимают значения слов, если слово не является названием предмета. Давайте проведём эксперимент: дайте определения всем словам, которые встречаются в предыдущем абзаце. Мы попробуем применить технологию обучения к одному абзацу.
Прочтите абзац начинающийся со слов “По моему мнению”.
Посмотрите в словаре значения слов в отношении которых у вас есть сомнение.
Составляйте предложения собственного сочинения с каждым словом, значение которого вы посмотрели в словаре.
Перечитайте абзац еще раз.
Следующий шаг, это фронтальная проверка у супервайзера. Свяжитесь со мной Telegram (aspect80), Facebook Messenger (facebook.com/vitalij.fokin) и я вам ее проведу. Это будет выглядеть примерно так:.
Я вам скажу “Дай определение слову мнение”. Если через секунду я не услышу четкое, ясное, правильное определение этого слова, то я скажу “не зачет, проясни это слово по словарю”. А секунда, это для новичков, по нормальному определение должно быть дано сразу, без э…, мне надо подумать. Думать не надо, надо знать на таком уровне, который не предполагает необходимость предварительного действия перед тем как знать. Если человек знает, то ответ он дает сразу, если ему надо подумать, то у него нет ответа, он не знает, и сейчас он будет искать это знание которого у него нет.
Покажи на демо наборе (коробочка со скрепками, крышками, батарейками и прочими мелкими предметами) результат обучения без применения технологии обучения и результат применения с технологией обучения.
Покажи на демо наборе как процесс обучения влияет на скорость развития цивилизации.
Да, это действительно не для слабонервных. Но такой подход хорошо развивает способности получать и обрабатывать информацию.
Технология обучения применяется в Саентологии на каждом курсе без исключения. Это означает, что первым необходимо пройти курс «Основы обучения», а уже потом — всё остальное. Всего существует три курса, напрямую связанные с обучением. Я проходил их все в неофициальных организациях, но об этом мы поговорим в следующей главе.
«Основы обучения» — это курс для «неподготовленной» аудитории с пониженными требованиями и даже с картинками. После этого курса я понял, что далеко не всем словам русского языка я смогу дать определение. Я не начал использовать всю технологию прояснения слов, включая составление предложений, но я стал хоть иногда заглядывать в словарь, понимая, что ему есть чем меня удивить.
«Шляпа студента» — это уже профессиональный и достаточно объёмный курс, содержащий 369 страниц формата А4. Я проходил его в течение месяца по 10 часов в день. Я прояснил очень много слов, сделал около 30 пластилиновых демонстраций. После курса я получил достаточно интересный эффект: в течение пяти лет я видел в любом тексте слова, которые я не прояснил. Они бросались в глаза, как будто были помечены жёлтым маркером.
Я очень ярко запомнил, как впервые применил технологию обучения, когда делал свой первый сайт. Я скачал книгу Печникова «Создание Web-сайтов без посторонней помощи» и начал прояснять всё, что в ней написано. Я начал буквально с того, чем является HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки»). Стоп: непонятное слово «гипертекст» — и сначала надо прояснить его. А ещё HTML — это теговый язык разметки, а что такое «тег», я тоже не знал, и его тоже нужно было прояснять. Я разобрался в HTML, скачал готовый шаблон страницы, «залез» в его код и, внося в него правки, сделал свой первый сайт из шести страниц, оставшись довольным результатом.
«Мини-шляпа супервайзера курсов» — это также достаточно объёмный курс на 366 страницах А4; он наполовину повторяет «Шляпу студента», а наполовину содержит новые данные. Мне понравились упражнения по «урегулированию класса». В этом упражнении другие студенты (обычно 4–6 человек) играют роли — от подавленности до возмущения. Нужно выбрать самого «громкого», определить, что с ним не так, и дать ему указания, которые исправят его состояние. Таким же способом нужно урегулировать и остальных, каждый раз выбирая самого мешающего. Этот курс добавил мне концепций, связанных с обучением.
После этого курса я стал ясно видеть намерения человека. Я вижу, откуда идёт вопрос: от желания выпендриться и поспорить или от намерения понять что-то конкретное. Иногда сразу, а иногда после сбора дополнительных данных, я вижу слово или термин, о котором у человека есть искажённое представление, и как оно приводит к протесту и замешательству. Я понял, что для того, чтобы учить, нужно самому очень хорошо разбираться в предмете и быть намного компетентнее ученика. «Слепой не должен вести слепого».
Неожиданное открытие.
На «Шляпе студента» был случай, который до сих пор не могу понять до конца. Мы с напарником читали лекцию. Напарник спросил у меня, где я читаю; я показал пальцем на место в тексте. Он спросил: «Значит, вот это место ты уже прочёл?» Я посмотрел на текст выше и сказал, что это я уже прочёл. Но напарник говорит: «Как ты его прочёл, если в нём непонятно написано?» Я читаю этот текст ещё раз и понимаю, что переводчик неправильно перевёл двойное отрицание, и сам текст содержит противоречие.
Но когда я читал, никакого противоречия я не заметил. Я некоторое время размышлял над этим случаем и пришёл к выводу, что когда я читал, у меня уже была концепция, которую я должен был получить из текста, и поэтому сам текст для меня был ссылкой на имеющуюся концепцию. А у моего напарника этой концепции не было, и он должен был получить её из текста, а из текста её получить нельзя из-за ошибки.
У меня остался вопрос: откуда у меня взялась эта концепция? Или я её мгновенно скачал с какого-то облачного хранилища? Почему у одних есть доступ к облачному хранилищу, а у других нет? Нет, не так: ни у меня, ни у него этой концепции не было. В момент чтения мощность моего интеллекта создала для меня подходящую концепцию даже из неполных и запутанных данных, но это произошло на подсознательном уровне. А на сознательном уровне я просто отметил, что имеющаяся концепция является подходящей. А у моего напарника не хватило мощности сделать это вычисление на подсознательном уровне, и ему пришлось спуститься на уровень логики, а логика дала сбой. Фух, наконец-то разобрался!
Где-то в процессе обучения я понял, что обучение — это не процесс получения знаний, а процесс получения способностей, при этом получение знаний является необходимым условием для приобретения способностей.
А ещё у меня есть своё видение того, как надо прояснять слова. Хаббард говорит о том, что при прояснении слов необходимо составлять предложения собственного сочинения с этим словом. И этот момент, как мне кажется, требует дополнительных пояснений, которых в Саентологии нет. Очень часто начинающие студенты составляют слишком короткие предложения и не получают от этого ожидаемого эффекта. Я вижу, что обязательно в предложении должен быть какой-то придуманный персонаж, а поясняемое слово должно применяться для описания состояния или ситуации, в которой находится персонаж.
А через три года я начал замечать, что не удовлетворён качеством определений саентологических терминов словаре, но их я буду разбирать в отдельной главе.