2.7.01 Заезд в район, подъем по долине р. Кексу

2-3 августа 2013

г. Москва - г. Ош - долина р. Кексу

Ну что ж, последний рабочий день перед отпуском окончен, все что могло быть забыто дома - забыто, электричка везет нас не спеша с павелецкого вокзала в аэропорт “Домодедово”. В аэропорту мы находим укромный уголок и оставляем в каждом рюкзаке по 20 кг. Мимо нас пару раз пробегает Антон, он летит на полтора часа раньше великой компанией S7 так как не успел купить билет на наш рейс. Нам же предстоит лететь чуть менее великой компанией AviaTrafic, которую мы называем ШайтанКрыло. Вместе с нами летят трое участников из команды Сони Сидоровой из ТК МГУ и еще двое туристов из ТК Плющиха.

Вообще-то две недели назад Антон не собирался идти в горы, а планировал поехать вместе с Виталиком к родственникам в Канаду. Точнее, они сначала собирались с нами идти, но потом из-за этих самых родственников передумали (что очень огорчило руководителя). Канадцы правда передумали выдавать визы и ребята снова попросились в поход. Что очень обрадовало руководителя, который взял их обоих после полсекунды раздумий. Так вот, Виталик успел купить один из последних билетов на рейс ШайтанКрыла, а Тоха был на военных сборах где-то в лесах республики Коми. Поэтому не успел и летел без нас и приключений.

Стоило нам сдать эталонные 20-ти килограммовые рюкзаки в багаж, как нас попросили взвесить ручную кладь. Зашибись. После неудачной попытки пронести ее не взвешивая и небольшого костюмированного представления, заплатив чуть больше ста рублей с человека, мы наконец стали счастливыми обладателями заветных бирок "ручная кладь". Проходим паспортный контроль, ответив на каверзный вопрос о цели нашего посещения Кыргызской республики, и попадаем в мир беспошлинной торговли. Наш рейс задерживается на пару часов.

Во время полета Женя просит жалобную книгу, чтобы написать отзыв о работе бортпроводницы, матерящейся на женщин и детей, стоящих в очереди в туалет. Выдают потрепанную тетрадку со словами, что если мы там что-то напишем, то нас всех снимут с рейса. Чудесно.

Около 7 утра наш старенький самолёт касается шасси взлетной полосы аэропорта г. Ош. Аверкиных с почетом забирает служба безопасности аэропорта. На машине с водителем они объезжают влетку, рассказывают офицеру, что натворили. Он вобщем не удивлен, на эту смену бортпроводниц жалуются не в первый раз. К залу прилета ребята приезжают одновременно с нами. Такой вот почет в честь годовщины свадьбы. :)

Хочется поспать еще часов десять, но огромное азиатское солнце уже во всю освещает окрестности. В маленьком зале прилёта проходим паспортный контроль и на выходе из аэропорта почти одновременно встречаем нашего Антона и Александру, менеджера турфирмы.

Она отдает нам погранпропуска и провожает к машинам. Начинаем грузиться вместе с Сониной командой в два стареньких бусика, которые обычно трудятся здесь на городских улицах. В параллельной команде всего четыре человека, поэтому сгружаем к ним в машину большую часть рюкзаков. Внутренний голос пытался сказать, что наверное этого не стоит делать, но времени на раздумья не было, да и думалось как-то туго…

Погрузились и поехали на рынок. От аэропорта до центра города ехать недолго. На базар мы попали к открытию, поиск и закупка части раскладки, а также ништяков в заброску заняла 2.5 часа. Машина с Сониной командой уехала на час-полтора раньше, т.к. им не нужно было покупать продукты на поход.

В 11 часов выезжаем из города. Дорога отличная, асфальт очень хороший, машин немного, но наш водитель не торопится. Вскоре дорогу обступают горные хребты, и вот наша машина начинает подъем по серпантину к перевалу Талдык (3615 м), ведущему в Алайскую долину. Бусик тянет с трудом и после очередного поворота останавливается совсем. Водитель лезет под капот, что-то достает, осматривает, выкидывает, садится обратно в машину и печалится. Приехали. Вылезаем из бусика, до перевала уже рукой подать. Погода портится, прохладно, еды нет, воды нет, мобильная связь не ловит. По дороге раз в несколько минут проезжают машины, в основном грузовики.

Где-то через час надоедает ходить вдоль дороги и акклиматизироваться. Решили узнать у водителя о дальнейших действиях. Оказывается, сейчас навстречу из-под п. Ленина едет машина. Возможно, ее водитель согласится нас подвести. Но возможно и нет. Тогда наш водитель поедет в Ош за нужной запчастью и вернется к нам ночью. А мы значит переночуем здесь. Без теплых вещей и палаток, то есть посередине серпантина в бусике , который совсем не видно за поворотом дороги. Отличная идея, лучше не придумаешь.

Сидим в бусике, за окном дождь, долго смотрим на дорогу. Наконец появляется заветный микроавтобус (новый mercedes sprinter), водитель соглашается нас взять. Быстро перебираемся в новую машину вместе со всеми пожитками (несколько рюкзаков, сумка с газом, мильон пакетов с базара, арбузы, еще что-то…) и, наконец, снова едем. В салоне кроме нас три человека, иностранцы какие-то. Спускаемся в Алайскую долину, за окном Памир показывают, водитель не стесняется ехать больше 80 км/ч, жизнь налаживается.

Проезжаем крупный кишлак Дароот-Курган, за ним дорога переходит на правый берег Кызыл-Су, но нам нужно оставаться на левом. Асфальт заканчивается, а наша дорога круто поворачивает в долину Кексу. Здесь на повороте дожидается бусик с Сониной командой. Водитель радостно сообщает, что нам осталось всего 10 км. “Позвольте, уважаемый!” - возражаем мы, - “Никак не десять, наш космический навигационный прибор говорит о сорока, а то и пятидесяти километрах!”.

Проезжаем через кишлак Жаш-Телек. Хотели встать на учет у пограничников, но похоже их здесь нет, а туда, где они есть, надо ехать дальше по Алайской долине. Едем еще минут пять и наш водитель радостно сообщает, что мы в очередной раз приехали. И что мы конечно ребята не плохие, но у него в машине помимо нас еще три клиента, у которых вечером самолет из Оша. Спору нет, нехорошо получается. Благодарим, что не бросил нас под перевалом и выгружаем свои бесконечные пакеты.

Тут подключается водитель второй машины и говорит, что он дальше не поедет, потому что ему сказали нас отвезти по долине на 10 км вверх. Классическая ситуационная задача “нам еще ехать и ехать, а водитель явно хочет денег”. По поводу трансфера договаривалась Соня, нас должны были вести до китайского рудника или пока не кончится дорога. Звоним Александре, объясняем, что дорога не кончилась (и вообще никак не изменилась), но мы почему-то не едем. Предлагает доплатить. Рассказываем про то, что первый бусик сломался, вопрос какой-либо доплаты снимается.

И вот, маленький бусик, в который мы поместили 14 рюкзаков, 14 человек, мильон пакетиков, и все те же несколько арбузов, медленно пыхтя продолжает свой подъем по дороге в долине Кексу. Дорога - довольно хорошая грунтовка, едем по ней еще чуть больше часа. Наш путь преграждает небольшой ручей, которые не получается сходу проехать. Пытаемся вытолкать машину (что нам почти удается), но водитель говорит, что дальше не поедет. Мы снова приехали. Чтож, выгружаемся из машины, перебираемся через ручей, и, прогнав пару ишаков, подыскиваем места под палатки в стороне от дороги. До места старта маршрута мы не доехали около 18 км. Ладно, дойдем как-нибудь, заодно и акклиматизируемся. Ниже по долине видны юрты, может завтра удастся договориться и поднять часть нашего груза повыше на транспорте.

Стоило нам перетащить к месту ночевки все свои бесконечные пакеты (и арбузы!) и начать ставить палатки, как сверху из-за поворота дороги показалась машина. Вероятность этого события была настолько мала, что мы не верили своим глазам. Первым опомнился Толик и быстроногой ланью метнулся к дороге. Водителя машины звали Алексей, он только что завез вверх по долине группу туристов. Сказал, что дорога дальше становится хуже и наш транспорт сильно дальше бы не уехал. Он нас видел где-то в дороге и предполагал, что дальше этого брода мы не проедем.

Алексей без лишних уговоров согласился отвезти нас выше по долине. Загвоздка была в том, что топлива в баке хватит только на один рейс, а в машину (Mitsubishi Delica) помещается не больше шести человек. Да и в целом, смеркалось, а качество дороги не располагало к ночным путешествиям. Отправляем наверх Сонину команду и все, без чего можно прожить ближайший день. Соня скорее всего завтра уже начнет поход, поэтому чтобы вещи не лежали без присмотра отправляем наверх еще Юлю и Диму.

Часа через полтора уже в полной темноте возвращается Алексей. Угощаем его чаем, общаемся, берем телефон на всякий случай. Алексей рассказывает нам, что китайцы бросили разработку месторождений в долине, то ли оказалось невыгодным, то ли им не продлили лицензию. Вскоре он уезжает, а мы наконец расходимся спать. День выдался с приключениями. Но главное, нам сегодня повезло! И не раз.

4 августа 2013

Подъем по долине р. Кексу до разрушенного автомобильного моста.

Подъем в 7 утра, собирать особо нечего, поэтому в 8.45 уже выходим вверх по дороге (Фото 1.1., 1.2.). Любуемся окрестностями, виды постепенно меняются, а конца и края долины все не видать.

Чуть меньше, чем за два часа чхв приходим в стойбище из четырех юрт рядом с устьем р. Джугур-Таш (Фото 1.3.). Здесь летом живут две семьи. Хозяева очень общительные и гостеприимные, рассказывают нам о своей жизни, показывают как доят кобылу и делают из молока кумыс, как пекутся лепёшки (Фото 1.4.). Рядом со стойбищем есть мост на правый берег, туда гоняют скот на выпас (Фото 1.5.). У хозяев есть машина ГАЗ-69, на которой они иногда ездят вниз в кишлак. В юрте нас угощают очень вкусной сметаной, сливками, лепешками и кумысом.

Выходим из юрт дальше по дороге, за 1 час 30 минут доходим до следующего стойбища из двух юрт (Фото 1.6.). Здороваемся, но надолго не остаемся. Хозяин присматривает за китайской базой (так он сам говорит). В этом стойбище тоже есть ГАЗ-69. Напротив юрт на правом берегу течет приток Кексу, вдоль которого нам завтра предстоит подниматься к пер. Песчаный.

Идем дальше, вскоре проходим мимо брошенной китайской базы из нескольких домиков (Фото 1.7.). Встречаем большое стадо и двух мальчиков, пытающихся согнать его вниз по долине. За 1 час 15 минут от юрт доходим до р. Кара-Казык Ю. Дорога разветвляется, выбираем самую верхнюю и выходим к броду (Фото 1.8.). Река здесь делится на несколько рукавов, первый глубиной по колено с достаточно сильным течением, следующий помельче и послабее, дальше на протяжении еще примерно 20 метров река течет по дороге. Скорее всего, машины проезжают другим путем. Проходим еще немного по дороге до площадки, с которой начинается дорога к пер. Караказык. Отсюда слева видим палатку и наших товарищей.

До темноты занимаемся упаковкой раскладки и сбором заброски. Попутно узнаем, что на один из ужинов у нас куплен маш “потому что на базаре сказали, что это почти как чечевица”, крупа на три ужина вовсе не куплена, а вместо трех порций сладкого куплен кусковой сахар “потому что клево выглядел”.

От лагеря хорошо виден построенный китайцами мост через Кексу, точнее его остатки (Фото 1.9.). Ближайшая к нам секция полностью смыта. За мостом видна крыша еще одного домика и дорога, уходящая вверх по склону к леднику Айдарбек. Группа Сони пыталась сегодня перебродить реку в первой половине дня, но не смогла это сделать. Завтра на рассвете вместе повторим попытку, и, если перейти на правый берег не получится, либо пойдем вверх по долине до каменной пробки, либо спустимся ниже по течению. У последних юрт река широко разливается, место выглядит подходящим для брода.