2.3 Транспорт, пропуска, связь, страховка, расходы

Авиа

Нас интересовала часть Высокого Алая, расположенная в Киргизии. Из Москвы на юг Киргизии быстрее всего можно попасть, прилетев самолетом в г. Ош (время в пути чуть больше 4 часов). Рейсы осуществляются как отечественными (S7 Airways, Уральские авиалинии, ВИМ-авиа), так и Кыргызскими (Avia Traffic Company, АК Кыргызстан, AirBishkek) авиакомпаниями. Улететь из Москвы в Ош (и обратно) можно в любой день недели.

Нам хотелось улететь из Москвы вечером в пятницу и вернуться обратно в среду. На момент покупки билетов большей частью группы (в марте), в пятницу вечером можно было улететь в Ош только рейсом компании Avia Traffic Company. К лету в расписании у S7 Airlines тоже появился пятничный рейс Москва - Ош, которым летел один из участников.Обратно по времени вылета нам больше всего подошел рейс AirBishkek.

Рейс Avia Traffic Company задержали на два часа, самолет старый, бортпроводницы матеряться на пассажиров (когда отвлекаются от просмотра фильма на ноутбуке). Рейс AirBishkek вылетел вовремя, бортпроводницы были адекватные, но самолет все равно старый.

Обе авиакомпании удивили весьма странной политикой по провозу багажа. Когда наши рюкзаки, любезно вместившие в себя ровно по 20 кг груза (и ни грамма больше!) удалились в таинственные подвалы аэропорта “Домодедово”, женщина на стойке регистрации произнесла странную фразу: “А теперь ставьте на весы всю вашу ручную кладь!”. Такого поворота событий мы не ожидали. Оказалось, что по правилам авиакомпании каждому разрешен провоз 20 кг груза, в которые входит и багаж, и ручная кладь вместе. Тут мы решили случайно забыть взвесить ручную кладь и бодро пошагали к паспортному контролю. Перед ним нас ждал заслон в лице пожилого киргиза, который проверял наличие специальных бирок на клади. Бирок не было и мы побрели обратно.

Перед стойкой регистрации исполнили прием по надеванию всего, что только можно надеть, и запихиванию всего остального в карманцы. В руках осталось несколько невесомых (но крайне вместительных) авосек и один рюкзак на 30 литров. То ли наш нелепый вид, то ли желание женщины за стойкой закончить наконец смену, сыграло свою роль. Доплатив чуть больше 1000 руб. мы получили заветные бирки и отправились к паспортному контролю. Пожилой киргиз, увидев нас в касках, системах и пуховках, воспылал к нам уважением, решил, что мы идем на пик Ленина и пожелал удачи.

В целом, мы бы рекомендовали не лететь киргизскими авиакомпаниями, а приобретать билеты на рейсы S7, чтобы не иметь проблем со старыми самолетами, задержкой рейса и дополнительной оплатой багажа. При покупке за несколько месяцев билеты туда-обратно у S7 стоили дороже примерно на 2000 руб.

Авто

Заезд на автотранспорте в район похода возможен тремя путями: с севера из Ферганской долины через поселок Шахимардан, с востока по долине р. Исфайрамсай и с юга по Алайской долине и долине р. Кексу.

Вариант заезда с севера осложнен тем, что дорога проходит через Узбекский анклав Шахимардан. Прохождение пограничных постов может занять много времени, а, в случае ухудшения отношений между Киргизией и Узбекистаном, граница и вовсе может оказаться закрытой. Так в 2011 году группе Е. Домбровского (Москва, ТК МГУ) пришлось начинать поход с двухдневного обхода Шахимардана по горным тропам. Также для посещения Узбекистана гражданам России требуется загранпаспорт.

Пусть с востока предполагает долгий заход по долине р. Сурметаш с постепенным набором высоты. Он очень хорош для плавной акклиматизации, но не прост с точки зрения организации заброски. Первые несколько дней придется нести на себе продукты на весь поход.

Путь с юга благодаря дороге в долине р. Кексу позволяет довольно быстро заехать в центральную часть района на автотранспорте, откуда уже можно планировать маршруты в разных направлениях. Организовать заброску в таком случае также довольно просто - груз можно довезти на машине до высоты 3200 м. Этим путем мы воспользовались для попадания к началу маршрута.

Мы прилетали в Ош одним рейсом с группой С. Сидоровой (Москва, ТК МГУ), которая также начинала свой поход из долины р. Кексу. Для организации трансфера из аэропорта к старту маршрута мы воспользовались услугами компании “Азия Тревел”, менеджер Александра Мангаева (тел 996555O65686). Компания предоставила нам 2 стареньких микроавтобуса Mercedes, которые обычно работают как городские маршрутки. Машина, в которой ехала наша группа, сломалась не доехав до Памирского тракта, на подъеме на перевал Талдык. Дальше мы пересели на попутку, на ней догнали машину с командой Сони. Так как и второй автомобиль не был достаточно подготовлен для езды по горным дорогам, мы не смогли преодолеть один из бродов через ручей и доехать до конца дороги в долине р. Кексу.

На помощь нашим группам пришел водитель, завозивший в тот же день вверх по долине группу Щербакова А.А. (Москва, ТК Плющиха). Он завез дальше по дороге группу Сидоровой и большую часть нашего груза. Уехать всем не позволяла вместимость машины, а на вторую ходку не хватило бы топлива. Водителя зовут Алексей, машина Mitsubishi Delica, тел. 99677378I422. Алексей охотник, очень хорошо знает Киргизию, изъездил ее на машине и мотоцикле, по дорогам и вне их. Машина в очень хорошем состоянии, со знанием дела подготовлена к езде по горным дорогам. Очень рекомендуем, только звоните сильно заранее.

По машине на обратную дорогу в Ош из долины р. Исфайрамсай у нас была договоренность с директором а/л “Дугоба” Еленой (dugaba52 at rambler.ru). Мы пытались дозвониться ей несколько раз в разное время за два дня и за день до окончания похода, но то никто не брал трубку, то абонент был недоступен. Батарейка на телефоне садилась. Стали звонить водителю, телефон которого нам дала Елена. Он впервые слышал и о нашей группе, и о месте, откуда нас надо забрать. Однако от возможности подзаработать денег не отказался. Мы попытались объяснить по телефону, где находиться р. Исфайрамсай и как туда проехать, но не являясь знатоками географии Ошской области, сделать это нам не удалось.

Тут нас снова выручил Алексей, который быстро сообразил где мы и согласился приехать за нами и вместе с товарищем на двух Delica’х. На следующий день машины приехали чуть позже назначенного времени из-за задержки на погранпосту и мы с комфортом поехали в Ош.

По своему, не самому удачному, опыту мы бы рекомендовали командам, заезжающим в район, уделять большое внимание предоставляемому транспорту. Заезд и выезд в район на городских микроавтобусах невозможен, нужны машины, приспособленные для бездорожья. Состояние дороги в долине р. Кексу после ухода китайцев будет постепенно ухудшаться. Дорога в долине р. Исфайрамсай сложна и требует подготовки как от автомобиля, так и от водителя.

Пропуска

Посещение Киргизии гражданами РФ продолжительностью до 90 дней не требует оформления каких-либо документов, достаточно общегражданского паспорта и билета на поезд/самолет.

Наш маршрут проходил по пограничной зоне Баткенской и Ошской областей Киргизской республике. Погранпропуска мы оформляли через турфирму “Азия Тревел”, по совету Александры на базаре сделали ксерокопию. При заезде в район пограничников мы не встретили. В долине р. Исфайрамсай расположена погранчасть, проехать мимо нее без проверки пропусков невозможно. Мы встретили военных у чайхоны в последний день похода, они отправлялись выше по долине для патрулирования. Проверка наших пропусков заняла несколько минут, никаких сложностей не возникло. Наличие ксерокопии сильно ускорило процесс, иначе все данные из пропуска офицеру пришлось бы переписывать вручную.

Связь

Для связи в экстренном случае, а также для отправки новостей о прохождении маршрута, в группе был спутниковый телефон системы Thuraya с сим-картой МТС. Наличие телефона очень помогло решить вопрос с выброской из района, в долине Исфайрамсай сотовая связь начинается чуть выше Уч-Коргона.

Страховка

На время похода все участники оформили полисы дополнительного медицинского страхования. Страховку оформили в СК “Согласие” в рамках пилотного проекта по страховой защите альпинистов и оказанию помощи в горах в аварийных ситуациях ФАР, покрытие $ 30 000. Подробнее о программе http://www.risk.ru/users/rmf/198796/

После получения полисов мы направили подробную информацию о походе компании “Спасение в горах”, которая проводит спасательные работы на территории Кыргызстана.

Расходы

Расходы на организацию похода приведены в таблице: