Почтамтская улица, 1 / Исаакиевская площадь, 7
Точное время постройки каменного дома на углу Почтамтской улицы и Исаакиевской площади не установлено. На «Академическом плане Санкт‑Петербурга» географа и картографа Ивана Фомича Трускотта 1753 года этот участок показан уже застроенным.
На изображении в «Аксонометрическом плане Санкт‑Петербурга» 1765-1773 гг. (план Пьера Антуана де Сент-Илера) показан двухэтажный дом с ризалитом в центре на три световых оси и двумя крыльями по 9 световых осей. Вдоль границы площади к нему примыкал трёхэтажный лицевой дом. Во дворе располагались одноэтажные служебные постройки.
В начале XIX века здание принадлежало семье Булатовых.
В 1826 г. трёхэтажный дом напротив строившегося Исаакиевского собора купил ламповый мастер Севастьян Осипович Китнер.
Севастьян Осипович Китнер (1795-1870) был уроженцем Моравии, входившей тогда в Австрийскую империю Он приобрёл специальность мастера-жестянщика, работая подмастерьем в Германии. В 1819 г. С. Китнер приехал в Петербург и, обосновавшись, сразу открыл ламповую мастерскую, которая вскоре стала одной из самых известных.
В 1-й трети XIX века в российской столице начали переходить от свечного освещения к масляному ламповому. Знание европейских моделей ламповых светильников, профессионализм и талант позволили Китнеру занять лидирующее место в изготовлении новых ламп. Его мастерская стала лучшей в городе.
В 1832 г. владелец по проекту архитектора Леонарда Шауффельбергера надстроил 4-й этаж.
Под ламповую мастерскую и магазин отводился нижний этаж. К началу 1830-х годов в «Коммерческом указателе» Санкт‑Петербурга значилось, что в его магазине можно приобрести «всякого сорта ламп и ещё разные лакированные изделия». К концу 1830-х годов в мастерской Китнера работали кроме него 15 человек.
Высокий художественный уровень изделий мастера обеспечил ему значительный объём крупных заказов Министерства Императорского двора и огромные по тому времени заработки.
Одними из первых известных работ С. О. Китнера стали люстры и торшеры, изготовленные по эскизам архитектора Карла Ивановича Росси для Павловского дворца. Кроме ламп из жести, сделанных под малахит и украшенных бронзой, он изготовлял прекрасные люстры и торшеры из бронзы по чертежам знаменитых зодчих Петербурга.
Число заказов росло, особенно на люстры и фонари для парадных дворцовых помещений в Павловске, в Михайловском, Елагином и Юсуповском дворцах в Петербурге. Они исполнялись преимущественно в классическом стиле, во многих случаях по рисункам К. Росси. Заказы для императорской фамилии упрочили известность мастерской Китнера. Многочисленные поставки настенных ламп, люстр, фонарей были исполнены для манежа Гвардейской берейторской школы (1828), Удельного училища (1829) и двух дворцов в Красном Селе (1833, не сохранились), Каменноостровского (1831) и Александринского театров (1832-1833), Большого театра в Петербурге (1836) и Москве (1837), Зимнего (1837-1838) и Мариинского дворцов (1842-1843), усадьбы герцога Лейхтенбергского в Сергиевке, Михайловского театра, дома И. В. Пашкова на Литейном проспекте, 39 (1842), Пулковской обсерватории (1843). Особо следует выделить работы Китнера по отделке интерьеров Нового Эрмитажа (1845-1850). Они состояли в изготовлении (по модели А. И. Теребенева) орнаментальных арабесок и прорезок гальванопластическим способом для установки на металлических потолках в пяти помещениях 1-го этажа: вестибюле, залах вдоль Миллионной улицы и Двадцатиколонном зале. Мастерская Китнера выполнила также фасадные работы: металлическое перекрытие над портиком по Миллионной улице и семнадцать тройных окон Лоджий Рафаэля с сандриками белого (луженого) железа со стороны Зимней канавки. Высокое качество работы Китнера было отмечено золотой медалью на Аннинской ленте. В 1847 г. С. Китнер исполнил заказы для нового императорского дворца и дома для гостей в Красном Селе.
Возросшие доходы позволили ему перестроить и надстроить в 1847 г. собственный дом на Исаакиевской площади. Первоначальный проект составил архитектор Гаральд Юлиус Боссе.
При представлении проекта перестройки здания на Высочайшее утверждение император пожелал, чтобы дом увеличили в одну высоту с соседним домом графа Е. П. Закревского (Исаакиевская площадь, 5). Составление нового проекта Китнер заказал архитектору Николаю Ефимовичу Ефимову, который надстроил 5-й этаж, изменив фасад со стороны площади с использованием полуциркульных окон в двух верхних этажах.
Фасад здания был решён в архитектурных формах, сочетающих черты классицизма (в оформлении нижних этажей) и неоренессанса (в оформлении верхних). В первом случае архитектором был применён глубокий руст, для верхних этажей – плоский и более графичный.
Характерными для неоренессанса чертами в облике здания являются полуциркульные окна, оформленные антаблементами. Фасады здания также украшены балконами на кронштейнах, декоративным оформлением оконных и дверных проёмов, карнизами и тягами.
Внешнее оформление фасадов в существующем виде датируется 2-й половиной XIX века.
Мастеру также принадлежало с 1840 г. здание по наб. Мойки, 11, где на протяжении многих лет находилась богадельня купца Китнера, и за его счет содержались 12 престарелых женщин.
С 1848 года помещения в доме Китнера арендовал Департамент железных дорог.
В 1852-1853 гг. С. Китнер мастерски исполнил осветительные приборы для Кухонного и Арсенального каре Гатчинского дщворца по заказу архитектора Р. И. Кузмина.
В середине 1850-х гг. Китнер стал поставщиком ламп и фонарей для Санкт‑Петербургско-Московской железной дороги. Он сконструировал и изготовил оригинальные локомотивные и буферные фонари для паровозов, а также осветительные приборы для мостов Николаевской железной дороги.
С появлением газового и керосинового освещения время масляных ламп подошло к концу. Китнер не смог приспособиться к новым обстоятельствам и продал получившую признание и известность ламповую мастерскую своему приказчику. Прибылями с торговых оборотов Китнер нажил состояние, позволившее ему вкладывать капитал в доходные дома.
Китнер приобрёл три участка: на Офицерской ул., 18 у купца К. И. Гейнриха и на Екатерининском канале, 79 и 81, у наследников купца Г. А. Амосова. Все три дома были построены по проекту архитектора А. И. Ланге, его зятя, соответственно в 1851, 1855, 1853 гг. В 1869 г. дом на Офицерской улице получил в подарок его сын, архитектор Иероним Севастьянович Китнер, который жил в нём до отъезда в Германию в 1918 г.
С. О. Китнер был известен в Петербурге не только как предприниматель. Имея личный опыт трудного переезда в Россию, он занимался благотворительностью, покровительствовал «убежищу» для приезжих иностранных ремесленников под названием «Пальма» в Максимилиановском переулке, 18 (ныне пер. Пирогова).
С возрастом у главы семейства появился тяжёлый недуг («каменная» болезнь), и последние годы после операции он провёл в инвалидном состоянии в домашней обстановке. Скончался С. О. Китнер в 1870 г. в возрасте 75 лет и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Его жена Элеонора Ивановна Штраух (1805-1884), родом из Пруссии, приехавшая в Петербург с семьёй, пережила мужа на 14 лет. Старшие сыновья Карл и Оттон уехали в Германию, пять дочерей остались в России.
В мае 1907 г. был утверждён проект пятиэтажной каменной пристройки к дворовому фасаду лицевого дома. В 1912 г. составлен проект переустройства лестниц, понижения части перекрытий последнего этажа в части, выходящей на Исаакиевскую площадь.
В 1913 г. архитектор Максимилиан Иеронимович Китнер – сын архитектора Иеронима Севастьяновича Китнера – надстроил шестым этажом западный флигель и примыкающую к нему часть флигеля по северной стороне участка.
С 1824 года в этом доме снимал квартиру декабрист Александр Иванович Одоевский, с января по май 1825 года – Александр Сергеевич Грибоедов, работавший здесь над комедией «Горе от ума». В этом доме жил со своей семьёй Вениамин Виллиамович Бари – горный инженер, крупный промышленник и торговец. Также здесь жил Николай Карлович Гейслер, основатель «Электромеханического завода Н. К. Гейслер и К°», в настоящее время АО «Завод имени А. А. Кулакова».
В 1872-1906 гг. в доме Китнера проживал выдающийся врач, основоположник детской стоматологии в России Александр Карлович Лимберг.
А. К. Лимберг (1856-1906), первый русский профессор стоматологии. В 1881 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1900 г. заведовал 1-й в России кафедрой зубных болезней при Петербургском женском медицинском институте. В 1883-м основал Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием. В 1884 г. предложил обязательное высшее образование для зубных врачей и уравнение зубоврачевания с другими медицинскими специальностями. Значительную роль сыграл как основоположник детской стоматологии в России. Впервые в мире выступил за профилактику заболеваний зубов.
В 2000 г. на фасаде дома была установлена памятная доска А. К. Лимбергу с текстом: «В этом доме с 1872 по 1906 год жил и работал профессор Александр Карлович Лимберг, основатель первой России кафедры одонтологии».
После революции дом был национализирован, квартиры заселялись по коммунальному принципу.
В настоящее время здание является многоквартирным жилым домом с коммерческими помещениями.
23 октября 2025 г. распоряжением КГИОП «Дом С. О. Китнера» (Почтамтская ул., 1) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
25 октября 2025 г.